DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций

Поступления 23.01.2012

Материалы

загрузка...

Систематизация учителем учебного материала в обучении младших школьников

Цветанова-Чурукова Лидия Здравкова, 23.01.2012

 

теоретические: анализ философской, логической, дидактической, историко-педагогической, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме;

общенаучные: формальной логики, системного, индуктивного и дедуктивного анализа;

эмпирические: педагогические наблюдения, собеседования с учителями и учениками начальных классов, тесты, анкетирование, контент-анализ, исследование продуктов учебной деятельности младших учеников, эксперимент;

математические и статистические методы обработки полученных данных исследования: t-критерий Стьюдента, тест Вилкоксона.

Экспериментальная база исследования: педагогический факультет Юго-Западного университета им. Н. Рильского (г. Благоевград, Болгария), факультет педагогики и методики начального обучения ЕГУ им. И.А. Бунина (г. Елец, Россия); начальные классы 102 школ г. Софии и его окрестностей, г. Благоевграда и всего Юго-Западного региона Болгарии, МОУ СОШ № 36 г. Липецка; в исследование были вовлечены 22470 школьников и 749 учителей начальных классов. Элементы экспериментальной работы представлены в содержании обязательных и элективных курсов, дисциплин, преподаваемых на факультете педагогики Юго-Западного университета им. Н. Рилского (педагогические инновации, дидактика, педагогика, мультимедийные среды для разработки дидактических материалов, интегрированное обучение – стратегии и практики и др.) с 2003 по 2011 гг.

Этапы исследования:

Первый этап (1997 – 2003 гг.) – изучение педагогического опыта и разработка модели экспериментального обучения, опирающегося на формирование системы интеллектуальных умений у учащихся начальных классов школы, на основе систематизации знаний и реализации интегративного подхода в образовательной деятельности.

Второй этап (2003 – 2005 гг.) – разработка концепции, обоснование стратегии исследования, выявление его целей и задач, интерпретация основных теоретических посылок, определение понятийного аппарата; проведение педагогического эксперимента, позволившего выявить научные подходы к проектированию процесса систематизации учебного материала у младших школьников, определение структуры, основных аспектов его реализации и формулирование дидактико-методических основ организации.

Третий этап (2005 – 2006 гг.) – внесение необходимых корректив в программу исследования, совершенствование методов и технологий систематизации учебного материала.

Четвертый этап (2006 – 2011 гг.) – обобщение результатов констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов, подведение итогов.

Научная новизна исследования:

поставлена и решена научная проблема систематизации учителем учебного материала в начальном образовании школьников в условиях модернизации образования;

разработана и теоретически обоснована концепция систематизации содержания учебного материала в обучении младших школьников с учетом взаимосвязи интеграции и дифференциации с использованием компьютерных технологий;

создана и внедрена в практику школы система формирования учителем интеллектуально-логических умений у младших школьников;

составлена классификация, содержащая виды, формы, уровни систематизации учителем учебного материала;

построена концептуальная модель систематизации учебного материала в начальной школе, отражающая объективные связи между всеми компонентами и обеспечивающая развитие психических процессов личности;

определены критерии, показатели, методы и выявлены уровни сформированности знаний, умений и компетенций учителя систематизировать учебный материал в начальной школе на основе системно-интегрированного и системно-дифференцированного подходов;

создана структурная модель систематизации учебного материала у младших школьников, обеспечивающая скоординированность управленческих действий учителя, направленных на непрерывное повышение качества образования учащихся;

разработаны технологии систематизации учителем учебного материала, позволяющие: а) формировать знания, умения, навыки и компетенции систематизации учебного материала в обучении младших школьников, б) использовать моделирование в дифференцированном, интегрированном, модульном обучении детей, в) осуществлять перекодирование информации в начальных классах школы;

определены следующие педагогические условия систематизации учителем учебного материала в обучении младших школьников: 1) использование учителем системы заданий, способствующих развитию приемов логического мышления у младших школьников и позволяющих им структурировать учебный материал, 2) применение учителем компьютерных информационных технологий, обеспечивающих дифференциацию, интеграцию и личностное развитие ребенка в обучении, 3) организация подготовки учителей к применению современных интегрированных форм и методов начального образования, направленных на систематизацию знаний, познавательного и практического опыта у учащихся начальных классов школы;

разработаны и апробированы на практике программы обязательных дисциплин и элективных курсов, учебно-методические пособия, учебники по педагогике, а также система интегрированных форм обучения, обеспечивающих различные варианты систематизации учителем учебного материала с использованием современных информационных технологий;

разработаны и внедрены интегрированные формы обучения младших школьников, обеспечивающие различные варианты систематизации учебного материала с использованием современных информационных технологий.

Теоретическая значимость исследования:

обогащён понятийно-терминологический аппарат систематизации учителем содержания учебного материала в начальном образовании школьников путём введения в активный оборот понятий «систематизация учителем начальных классов учебного материала», «систематизация младшими школьниками учебного материала», «внутрипредметная, межпредметная и транспредметная интеграция в системе начального образования школьников», «интегрированное обучение и дифференцированное обучение младших школьников на основе использования электронных обучающих систем»; «структурная и функциональная, вертикальная и горизонтальная интеграция содержания учебного материала», «внешняя и внутренняя дифференциация содержания учебного материала»;

сформировано целостное представление о систематизации учителем учебного материала, которое ориентирует на нереализованные потенции современных русской и болгарской систем образования и позволяет значительно обогатить методологию и технологию начального образования в России и Болгарии;

существенно расширены содержательные границы предметной области педагогики начальных классов в России и Болгарии, это обусловлено тем, что автором определены концептуальные подходы, выявлены тенденции и разработаны принципы систематизации учителем учебного материала в обучении младших школьников;

получено новое научное знание о сущности, структуре, функциях систематизации учебного материала в контексте интегрированного и дифференцированного обучения посредством применения мультимедийных технологий, дополняющее концепцию традиционного обучения;

определены основные направления совершенствования профессионально-педагогической подготовки студентов факультета педагогики и методики начального обучения Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина и педагогического факультета Юго-Западного университета им. Н. Рильского, связанные с реализацией современных интегрированных и дифференцированных технологий обучения на основе личностно-ориентированного подхода и использованием компьютерных (мультимедийных) средств.

Практическая значимость исследования состоит в том, что:

предложенная автором педагогическая концепция систематизации учителем учебного материала способствовала реализации основных положений системно-интегрированного и системно-дифференцированного подходов в образовательном процессе начальной школы России и Болгарии, обеспечивающих личностное развитие младших школьников;

система требований к усвоению младшими школьниками учебного материала позволила повысить эффективность образовательного процесса в начальной школе и обеспечить его инновационную направленность;

разработанные и апробированные на практике подготовки учителей начальных классов в Юго-Западном университете им. Н. Рилского (г. Благоевград, Болгария) и в ЕГУ им. И.А. Бунина (г. Елец, Россия) учебные планы трёх магистерских программ студенческих специальностей, учебный план курса повышения квалификации учителей начальных классов по информационным технологиям младших школьников, авторские учебные курсы по дидактике, педагогике, педагогическим инновациям, нетрадиционным подходам в педагогическом процессе, мультимедийным средам для создания дидактических материалов, по интегрированному и дифференцированному обучению и др., учебно-методические комплексы (учебник «Педагогика», учебное пособие, программы, наглядные материалы), методические рекомендации, учебные программы обеспечили активизацию образовательного процесса начальной школы России и Болгарии;

разработанный и внедрённый в учебный процесс комплекс средств (плакаты, слайды и презентации, методические указания) позволил эффективно систематизировать чувственный опыт младших школьников и обеспечить интеркультурную коммуникацию учителей начальных классов России и Болгарии;

обоснованные научно-практические рекомендации проектирования, организации и реализации технологии создания мультимедийных систематизирующих дидактических материалов с компьютерной поддержкой внедрены в практику работы школ, курсов повышения квалификации и используются при подготовке будущих учителей начальных классов в российских и болгарских вузах.

Обоснованность и достоверность результатов исследования, содержащихся в диссертации, обеспечиваются его методологической основой, позволившей наметить научные подходы к исследованию проблемы и доказать выдвинутую гипотезу комплексом методов педагогического исследования, адекватных предмету, целям, задачам, логике исследования; преемственностью и взаимосвязанностью результатов, полученных на разных этапах исследования; статистической значимостью опытных данных; репрезентативностью выборочной совокупности.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные концептуальные положения и результаты исследования нашли отражение в 8 статьях, опубликованных в журналах, рекомендованных ВАК РФ, в 6 монографиях (в том числе 1 на английском языке), в 9 учебниках и учебно-методических пособиях, в 85 статьях, докладах, тезисах, вышедших в России, Болгарии, Греции, Англии (4 из них опубликованы на английском языке).

Результаты исследования докладывались и были одобрены на международных конференциях, семинарах и круглых столах (Елец, Липецк, Мценск, Санкт-Петербург, Биробиджан (Россия), Видин (Болгария), Краева (Румыния), Бурса (Турция), Греция (2007 – 2010 гг.), Благоевград-Нидерланды (2003 г.)); научно-практических конференциях (Смолян, Благоевград, Разлог, Абланица, Хаджидимово (Болгария), Москва, Псков, Елец, Липецк (Россия) и др.). Основные положения работы обсуждались с делегацией Аденского университета из Йемена, на конференции Интердисциплинарной гражданской академии в г. София (2005, 2006 и 2007 годы).

Концептуальные аспекты материалов исследования рассматривались на кафедрах общей педагогики и педагогики начального обучения, учебно-методических объединениях преподавателей ЕГУ им. И.А. Бунина (Россия), Юго-Западного университета им. Н. Рилского (Болгария), на заседаниях Регионального инспектората по образованию Министерства науки и образования (Болгария, г. София), на курсах повышения квалификации учителей (Болгария, г. София, г. Благоевград).

Автором диссертации организованы и проведены международные научно-практические конференции по проблеме исследования в Софийском университете и Юго-Западном государственном университете им. Н. Рильского.

Результаты работы внедрены в практику 102 школ г. Софии и ее окрестностей, г. Благоевграда и всего Юго-Западного региона Болгарии; МОУ СОШ № 36 г. Липецка (вовлечено 22470 школьников и 749 учителей начальных классов); в учебный процесс Юго-Западного государственного университета им. Н. Рильского (г. Благоевград, Болгария), Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина (Россия), Медицинского университета (г. София, Болгария), МОУ СОШ № 36 г. Липецка, 50 школ г. Софии и 45 школ юго-западной Болгарии.