DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций

Поступления 23.01.2012

Материалы

загрузка...

Систематизация учителем учебного материала в обучении младших школьников

Цветанова-Чурукова Лидия Здравкова, 23.01.2012

 

Понятие «систематизация» является одним из центральных в начальном образовании, его использование позволяет объединить систему законов, закономерностей, принципов, функций, методов и форм в единое целое. Сравнение образовательных стандартов России и Болгарии показывает их сходство в общем требовании к совершенствованию образовательного процесса, связанного с систематизацией учителем учебного материала на основе интеграции и дифференциации.

Однако практика интеркультурного сотрудничества русской и болгарской школ не всегда способствует формированию логически непротиворечивой системы знаний, создающей целостную картину мира. Не в полной мере учителями начальных классов используются возможности структурно-функционального подхода в развитии мышления младших школьников и в управлении их когнитивно-логическими процессами. В преподавании и усвоении учебных дисциплин обнаруживается недостаточная сформированность логических умений совместно-разделенной деятельности учителя и ученика. Встречаются затруднения в разрешении конкретных учебных ситуаций на уроке.

Возникает необходимость поиска учителем новых моделей и технологий интегрированного и дифференцированного обучения на основе логико-аксиологического подхода и интегрированного использования информационных технологий в системе начального обучения.

В этой связи возникают противоречия между:

потребностью общества в совершенствовании качества образования обучающихся и недостаточной разработанностью теории управления учителем начальных классов познавательной деятельностью детей с позиций систематизации учебного материала;

развитием концепций совершенствования начального образования в России и Болгарии в связи с переходом школы на стандарты нового поколения и отсутствием разработок и апробированных педагогических моделей систематизации учителем материала при обучении младших школьников на основе взаимодействия процессов интеграции и дифференциации;

необходимостью выработки единых, фундаментальных теоретических оснований обучения младших школьников и отсутствием концептуальных основ систематизации учителем учебного материала, раскрывающих сущностные признаки, механизмы, пути, педагогические условия и технологию реализации данного феномена в начальных классах школы;

фрагментарностью отдельных исследований в области интегрированного и дифференцированного обучения младших школьников и неразработанностью системы формирования интеллектуально-логических умений у учащихся начальных классов в России и Болгарии;

необходимостью осуществления целостного, интегрированного обучения младших школьников и интуитивным уровнем готовности учителей к его реализации в практике начального обучения;

потенциальными возможностями использования компьютерных инноваций и слабой разработанностью учебно-методического комплекса для учащихся начальных классов, включающего учебник, электронный учебник, методические пособия и рекомендации в системе начального обучения.

Обнаруженные противоречия определили проблему исследования: каковы концептуальные основы систематизации учителем учебного материала в начальном обучении школьников и технология их реализации в практической деятельности?

Актуальность проблемы, её социальная значимость, недостаточная разработанность основ систематизации учебного материала в российском и болгарском образовании и объективная потребность практики определили тему исследования: «Систематизация учителем учебного материала в обучении младших школьников».

Цель исследования: разработать концептуальные основы систематизации учителем учебного материала и технологию их реализации в практической деятельности.

Определение проблемы, темы и цели исследования докторской диссертации позволило сформулировать научный аппарат исследования.

Объект исследования – образовательный процесс младших школьников.

Предмет исследования – процесс систематизации учителем содержания учебного материала в обучении младших школьников.

Гипотеза исследования: эффективность процесса систематизации учителем учебного материала в обучении младших школьников может быть существенно повышена, если будут:

1) разработана концепция систематизации учителем учебного материала в обучении младших школьников, методологической основой которой являются:

концептуальная идея о том, что эффективное обучение младших школьников зависит от систематизации учителем учебного материала на основе взаимосвязи дифференцированного и интегрированного подходов с использованием информационных компьютерных технологий, направленных на развитие интеллектуальной, эмоциональной, творческой сфер личности учащихся, формирование их Я-концепции и самореализации в образовательном процессе;

синтез подходов (системно-интегрированного и системно-дифференцированного, базирующихся на гуманистической парадигме образования и основных положениях личностно-ориентированного, гносеологического, аксиологического, деятельностного, компетентностного, структурно-функционального, технологического подходов), обосновывающий основные методологические позиции систематизации учителем содержания учебного материала в начальном образовании школьников;

тенденции (гуманизации, преемственности, интенсификации, интеграции, дифференциации, компьютеризации, саморазвития личности), обеспечивающие переход от информативного к творческому усвоению младшими школьниками учебного материала;

принципы: а) систематизации учителем учебного материала (целенаправленность, объективность, системность, прикладная направленность, целостность и динамизм); б) обучения младших школьников (природосообразность и культуросообразность, научность, систематичность и последовательность, сознательность и активность детей в усвоении и применении знаний, умений, навыков и обобщенных способов деятельности, прочность, обогащение, наглядность, доступность, гибкость, вариативность обучения), базирующиеся на основных закономерностях познавательной деятельности учителей и младших школьников и на специфике учебного материала в начальном образовании;

2) теоретически обоснована и экспериментально проверена концептуальная модель систематизации учебного материала в начальном образовании школьников, включающая содержательные структуры материала, дидактические аспекты, дифференцированные и интегрированные структуры, которые отражают объективные связи между всеми её компонентами и обусловливают целостность образовательного процесса;

3) разработана и внедрена в практику школы система формирования учителем интеллектуально-логических умений у младших школьников;

4) выявлены критерии, показатели, методики и уровни сформированности знаний, умений и компетенций учителя систематизировать учебный материал в начальном образовании школьников на основе системно-интегрированного и системно-дифференцированного подходов (диагностический блок);

5) разработана структурная модель систематизации учителем учебного материала в обучении младших школьников (включает этапы, технологию), обеспечивающая системность управленческих действий учителя, направленных на непрерывное повышение качества образования учащихся;

6) реализованы следующие педагогические условия: 1) использование учителем системы заданий, способствующих развитию приемов логического мышления у младших школьников и позволяющих им структурировать учебный материал; 2) организация подготовки учителей к применению современных интегрированных форм и методов начального образования, направленных на систематизацию знаний, познавательного и практического опыта у учащихся начальных классов школы; 3) применение учителем компьютерных информационных технологий, обеспечивающих дифференциацию, интеграцию и личностное развитие ребенка в обучении;

7) разработаны и апробированы на практике авторские программы обязательных дисциплин и элективных курсов, учебно-методические пособия, учебники по педагогике, а также система интегрированных форм обучения, обеспечивающих различные варианты систематизации учителем учебного материала с использованием современных информационных технологий.

Задачи исследования:

разработать концепцию систематизации учителем учебного материала в обучении младших школьников и подготовить теоретико-методологические положения, выступающие основой данной концепции;

теоретически обосновать и экспериментально проверить концептуальную модель систематизации учителем учебного материала в обучении младших школьников, отражающую объективные связи между всеми компонентами системы и обеспечивающую развитие мышления на всех этапах усвоения знаний, умений, навыков, способов деятельности и формирования компетенций;

разработать систему формирования учителем интеллектуально-логических умений у младших школьников;

определить критерии, показатели, методы и уровни сформированности знаний, умений и компетенций учителя в систематизации учебного материала в начальном образовании школьников на основе системно-интегрированного и системно-дифференцированного подходов;

разработать структурную модель систематизации учителем учебного материала в обучении младших школьников, обеспечивающую эффективность управленческих действий учителя, направленных на непрерывное повышение качества образования учащихся;

выявить, разработать и реализовать педагогические условия систематизации учебного материала в обучении младших школьников;

раскрыть содержательно-структурные компоненты систематизации учителем учебного материала на основе разработки комплексно-целевых программ обязательных и элективных курсов, учебно-методических пособий и учебников по педагогике, обеспечивающих различные варианты систематизации учебного материала с использованием современных информационных технологий.

Методологическая основа исследования.

В основу разработки концепции положены философские положения о всеобщей связи, взаимной обусловленности и целостности, единстве явлений, предметов окружающего мира (Г. Гегель, Э. Йенш, В.П. Кузовлев, М.К. Мамардашвили, В.С. Стёпин), идеи о взаимообусловленности процессов интеграции и дифференциации в обучении (Б.А. Ахлибинский, Н.И. Вьюнова, В.Г. Левин, Е.С. Маркарян, А.И. Уемов, А.Д. Урсул, М.Г. Чепиков), о взаимосвязи чувственного и рационального (С.П. Баранов, П.С. Гуревич, М.К. Мамардашвили В.В. Налимов, X. Ортега-и-Гассет и др.), идеи космизма (Н.А. Бердяев, В.И. Вернадский, П. Тейяр де Шарден, B.C. Соловьев, П.А. Флоренский, К.Э. Циолковский и др.) и герменевтики (Г.-Г. Гадамер, В. Дильтей, М. Хайдеггер и др.).

Теоретической основой исследования являются методологические подходы к образованию младших школьников: системно-деятельностный (С.И. Архангельский, А.Г. Асмолов, В.П. Беспалько, В.П. Кузовлев, В.Н. Садовский, В.А. Штофф, Э.Г. Юдин (Россия); М. Андреев, Ал. Маджаров, П. Николов, Хр. Николов, П. Петров, Г. Пирьов (Болгария) и др.), интегрированный (Б.А. Ахлибинский, В.С. Безрукова, М.Н. Берулава, Т.Г. Браже, Н.П. Депенчук, М.В. Лазарева, В.Е. Медведев и др.), гносеологический (С.П. Баранов, Л.И. Бурова, В.И. Загвязинский, Л.Я. Зорина, Н.Г. Подаева, П.И. Пидкасистый, И.П. Подласый, Т.А. Соловьева), онтологический (А.В. Кормин, А.Ж. Овчинникова, Л.П. Печко), личностно-ориентированный (Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич, В.В. Сериков), компетентностный подходы (А.А. Вербицкий, И.А. Зимняя, А.П. Тряпицына, А.В. Хуторской, В.Д. Шадриков и др.); современные концепции развития личности за рубежом (Э. Берн, Дж. Брунер, А. Маслоу, Ж. Пиаже, К. Роджерс, Г.С. Салливан, Э. Стоунсен, Э. Фромм, Т. Харис, К. Хорни, К. Юнг); теория содержания начального образования (С.П. Баранов, Н.Ф. Виноградова, А. Е. Дмитриев, М.М. Поташник); основные положения развития личности (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Д.А. Леонтьев, Н.Ф. Талызина, Д.И. Фельдштейн, И.С. Якиманская и др.); основополагающие идеи использования компьютерных технологий в обучении (Н.Н. Алгазина, А. Бриллюэн, Б. Ван-Дер-Варден, З.П. Ларских, Г. Крамер, С. Кульбак, А. Урсула, Е.В. Черных); взгляды на профессиональную подготовку учителя (Г.А. Бордовский, В.П. Кузовлев, В.А. Сластёнин).

Для реализации цели, проверки гипотезы и решения поставленных задач использованы следующие методы исследования: