DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций

Поступления 23.01.2012

Материалы

загрузка...

Участие граждан Российской Федерации в управлении делами государства: конституционно-правовое исследование

Липчанская Мария Александровна, 23.01.2012

 

В контексте изучаемой проблемы особый интерес представляет вопрос конституционно-правого регулирования процедуры замещения должности судьи федерального суда и критериев, устанавливаемых для претендентов на эту должность.

Диссертант утверждает, что согласно изменениям Федерального конституционного закона от 2 июня 2009 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации» произошло смещение акцента в процедуре назначения председателя Конституционного Суда РФ и его заместителей в сторону доминирования мнения Президента РФ и верхней палаты российского парламента, представляющей интересы населения субъектов Федерации. Иными словами, процедура стала более открытой, исключающей корпоративное решение.

Отмечается, что последние годы происходит систематизация процедур отбора кандидатов на должности судей иных федеральных судов. В администрации Президента РФ функционируют параллельно две структуры, так или иначе связанные с отбором кандидатов на должности судей: Управление Президента РФ по вопросам государственной службы и кадров и Комиссия Президента РФ по предварительному рассмотрению кандидатур на должности судей федеральных судов. Такой порядок демонстрирует многоступенчатость отбора кандидатов на должности судей федеральных судов, обоснованность которой объективна.

Требование наличия высшего юридического образования и определенного стажа работы по юридической профессии являются важными предпосылками качественного комплектования судов лицами, обладающими необходимыми правовыми знаниями в сфере предстоящей деятельности и умениями их практически применять. В связи с этим предлагается в развитие конституционного требования о высшем юридическом образовании для кандидатов на судейские должности в Законе РФ «О статусе судей в Российской Федерации» предусмотреть положение о том, что высшее юридическое образование должно быть получено в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении высшего профессионального образования по очной форме обучения.

Автор доказывает необходимость введения в правовую реальность конституционного института кандидатов на судейские должности. В связи с этим предлагается создание Федерального Реестра кандидатов на должности судей федеральных судов, обеспечивающего многоступенчатость в качестве одного из принципов их формирования.

Делается вывод, что медицинское освидетельствование претендента на должность судьи является оправданным и вполне закономерно, что этот вопрос выясняется на этапе рассмотрения квалификационной коллегией судей заявления кандидата о даче ему рекомендации на должность судьи. Предлагается дополнить перечень заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, утвержденный 26 декабря 2002 г. Советом судей РФ, такими болезнями, как СПИД (ВИЧ).

Важным институтом участия граждан Российской Федерации в отправлении правосудия как формы участия в управлении делами государства на региональном уровне выступает институт мировых судей. Участие граждан России в отправлении правосудия в сфере мировой юстиции возможно несколькими способами. Во-первых, косвенно, при участии граждан в формировании судейского корпуса мировых судей через органы государственной власти субъекта Российской Федерации. Во-вторых, через непосредственные формы участия граждан Российской Федерации в отправлении правосудия в сфере мировой юстиции: прямые выборы мировых судей либо замещение должности мирового судьи в установленном законом порядке.

В результате исследования отмечается, что процедура замещения должности мирового судьи в настоящее время максимально унифицирована, в связи с чем граждане России, проживающие в различных субъектах Российской Федерации, получают равные возможности участвовать в управлении делами государства в судебной сфере в качестве мировых судей.

В параграфе 4.3 «Участие представителей общественности в отправлении правосудия в условиях проведения судебно-правовой реформы» детально анализируются вопросы вовлечения российских граждан в организацию и деятельность судебной власти непрофессиональными, общественными способами.

В настоящее время общественное представительство в суде возможно в двух формах: в качестве присяжных и арбитражных заседателей, не смотря на то, что Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» в ст. 1 предусматривает третью форму участия граждан в отправлении правосудия: в качестве народных заседателей.

Законодателем установлен ряд требований, предъявляемых к заседателям, что фактически ограничивает круг субъектов, имеющих возможность участвовать в отправлении правосудия. В диссертации проведена классификация таких цензов, осуществлен их подробный анализ с позиции реализации конституционной возможности участия граждан Российской Федерации в деятельности судебной власти. В частности, требования к заседателям предлагается классифицировать следующим образом: общие – предъявляемые ко всем видам заседателей, и специальные – предъявляемые в зависимости от их разновидности. Наряду с качественными выделяются количественные цензы для участия граждан Российской Федерации в отправлении правосудия в качестве заседателей, что оказывает влияние на обеспечение массовости привлечения общественности к участию в управлении делами государства в сфере осуществления судебной власти. Участие заседателей в отправлении правосудия ограничено временем реализации их полномочий, определенными категориями дел и конкретными инстанциями.

В контексте исследования особого внимания заслуживает такая форма привлечения российских граждан к участию в деятельности судебной власти, как участие в работе квалификационных коллегий судей, которую предлагается рассматривать в качестве косвенной формы участия граждан в отправлении правосудия.

С принятием Федерального закона от 14 марта 2002 года № 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации», в котором предусмотрено участие представителей общественности в деятельности коллегий судей, в российской правовой действительности получила закрепление еще одна форма участия российских граждан в отправлении правосудия – в качестве членов квалификационных коллегий судей. К сожалению, имеющиеся данные об их деятельности отражают в основном статистические показатели, свидетельствующие о месте и роли данных органов судейского сообщества в формировании судейского корпуса и деятельности судебных органов, но не позволяющие оценить степень влияния представителей общественности на принятие решений коллегиями судей. Можно предположить, что здесь существенное значение принадлежит субъективным факторам, таким как авторитет представителей общественности среди профессионального судейского корпуса, их представления о справедливости и должном поведении, личная гражданская позиция.

В результате анализа процедуры назначения представителей общественности в квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации предлагается проводить конкурсный отбор соответствующих кандидатур с объявлением условий конкурса и его результатов в средствах массовой информации. Процедура проведения конкурса должна быть регламентирована либо соответствующим Положением, либо отдельной главой в законах субъектов Российской Федерации, определяющими порядок назначения представителей общественности в квалификационные коллегии судей субъектов РФ.

Глава 5 диссертационного исследования «Гарантии участия граждан Российской Федерации в управлении делами государства» включает в себя подробный анализ совокупности судебных, политико-правовых и организационно-правовых гарантий участия граждан Российской Федерации в управлении государственными делами.

Параграф 5.1 «Судебные гарантии участия российских граждан в управлении делами государства» содержит правовой анализ решений Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Европейского Суда по правам человека, содержащих положения о различных формах участия граждан России в управлении делами государства.

Участие граждан Российской Федерации в управлении делами государства предусматривает значительное количество форм реализации на самых различных уровнях конституционно-правового регулирования, перечень которых не является и не может являться закрытым. Конституционный институт участия в управлении делами государства включает в себя комплекс прав, которые не всегда являются однородными и взаимосогласованными в рамках конкретного правоотношения. Особенностью участия граждан Российской Федерации в управлении делами государства является его направленность на реализацию как частного интереса, так и публичной цели – формирования эффективной системы государственного управления. В связи с этим представляют определенный научный и практический интерес решения Конституционного Суда РФ, в которых содержатся правовые позиции относительно форм участия граждан в управлении делами государства.

Автор отмечает чрезвычайную значимость выработанных Конституционным Судом Российской Федерации методов конституционного «уравновешивания», сбалансирования конкурирующих конституционно-правовых институтов. Это имеет особое значение в отношении института участия граждан в управлении делами государства, поскольку он характеризуется сочетанием зачастую разнонаправленных, частных и публичных интересов.

Деятельность Конституционного Суда Российской Федерации в механизме конституционного гарантирования основных прав выполняет двоякую функцию. С одной стороны она выступает в качестве юридической гарантии охраны и защиты конституционных прав, что выражается в возможности субъекта права обратиться с жалобой на неконституционность тех или иных положений закона, нарушающих его конституционные права. С другой, императивный характер правовых позиций Конституционного Суда РФ, содержащих официальное толкование правовых норм в соответствии с Конституцией России делает их гарантией действенной реализации участия граждан в управлении делами государства.

В результате проведенного анализа соответствующих решений Конституционного Суда РФ делается вывод о том, что его правовые позиции относительно института участия граждан Российской Федерации в управлении делами государства представлены в виде дихотомий непосредственной и представительной демократии, содержательного аспекта участия граждан в управлении делами государства и процедурной, организационно-правовой формой его выражения, операциональными задачами избирательного процесса – с одной стороны, и обеспечением беспрепятственного участия граждан в формировании органов публичной власти активного избирательного права – с другой.

Используя метод сравнительного анализа правовых позиций Конституционного Суда РФ и Европейского Суда по правам человека, автор выявляет принципиальную специфику российского конституционализма, связанную с закреплением института участия граждан в управлении делами государства непосредственно Основным Законом.

В параграфе 5.2 «Политико-правовые гарантии участия граждан Российской Федерации в формировании выборных органов публичной власти» анализируются гарантии участия граждан в выборах как основной форме участия российских граждан в формировании органов публичной власти.

Коллективный характер участия граждан России в управлении делами государства посредством выборов позволяет некоторым авторам рассматривать избирательную власть как разновидность государственной власти. Однако использование термина «избирательная власть» вызывает определенные сомнения, поскольку народ является единственным источником власти, участвует в управлении делами государства, принимает решения не только посредством выборов и референдумов. Избирательная власть не имеет самостоятельной функции в механизме государства, как, например, законодательная, исполнительная, судебная ветви власти, – это скорее институт и механизм формирования органов государственной власти и местного самоуправления Избирательная власть в определенном смысле не «самодостаточна», цель выборов не в их проведении, а в институционализации, структурировании органов законодательной власти, наделении полномочиями должностных лиц.

Избирательная система как политико-правовой институт, обеспечивающий преемственность и воспроизводство государственной власти и местного самоуправления, выполняет в государстве ряд важнейших функций. Вопрос о перспективах дальнейшего развития пропорциональной избирательной системы в России остается дискуссионным, поскольку ее сохранение при проведении выборов в Государственную Думу Федерального Собрания РФ должно сочетаться с правом субъектов РФ самостоятельно определять собственную избирательную систему на региональном и местном уровнях. Таким образом, недостатки пропорциональной системы на федеральном уровне будут компенсироваться преимуществами смешанной избирательной системой на более низких уровнях управления.

Гарантии участия граждан Российской Федерации в избирательном процессе охватывают целый комплекс организационно-правовых мер, условий и процедур, посредством которых обеспечивается участие граждан в управлении делами государства. Необходимо различать нормативные и институциональные гарантии реализации избирательных прав как формы участия граждан в управлении делами государства. Система нормативных гарантий представляет собой совокупность международных и внутригосударственных актов, обеспечивающих участие граждан Российской Федерации в выборах. В качестве институциональных гарантий участия граждан в выборах выступает государственная и общественная защита избирательных прав.

Анализ действующего избирательного законодательства Российской Федерации свидетельствует о необходимости усиления гарантий избирательных прав российских граждан как основы их участия в управлении делами государства. В этих целях предлагается внести изменения в ст. 37 Федерального закона от 18 мая 2005 г. № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», закрепляющую гарантии реализации пассивного избирательного права граждан, не являющихся членами политических партий; установить дополнительные гарантии регионального представительства в Государственной Думе Федерального Собрания РФ. В целях усиления демократических начал избирательного процесса аргументируется необходимость отказа в перспективе от прямой государственной поддержки парламентских политических партий; ограничения применении информационного (медийного) административного ресурса в ходе предвыборной агитации, усиления гарантий реализации избирательных прав граждан с физически ограниченными возможностями.

В диссертации осуществлен детальный анализ судебной защиты избирательных прав субъектов избирательного процесса, выступающей в качестве институциональной гарантии участия российских граждан в выборах.

В параграфе 5.3 «Организационно-правовые гарантии участия граждан Российской Федерации в управлении делами государства» рассматривается значение этих гарантий для обеспечения участия граждан РФ в управлении делами государства, а также перспективные направления их совершенствования. В связи с этим отмечается, что вопрос об организационно-правовых гарантиях участия граждан РФ в управлении делами государства достаточно сложен и практически не исследован в отечественной конституционно-правовой науке. На основе проведенного анализа имеющихся точек зрения по данному вопросу автором сделан вывод о том, что организационно-правовыми гарантиями являются только опосредованные определенными организационными механизмами.

В отличие от иных юридических гарантий организационно-правовые гарантии участия граждан Российской Федерации в управлении делами государства не могут быть реализованы без участия уполномоченных должностных лиц (а в установленных законом случаях – и других субъектов). Это связано с тем, что организационно-правовые гарантии – достаточно сложный механизм, включающий в себя, как правило, ряд последовательно совершаемых действий. В силу этого важнейшими организационно-правовыми гарантиями участия граждан Российской Федерации в управлении делами государства выступают определенные правовые процедуры.

В наибольшей степени организационно-правовые гарантии участия граждан Российской Федерации в управлении делами государства представлены в сфере исполнительной власти. Применительно к участию граждан в управлении делами государства в этой сфере важное значение приобретает конкурсная процедура замещения должностей государственной службы. Именно она выступает гарантией того, что из числа претендентов на замещение вакантной должности будет выбрано лицо, наиболее достойное и наиболее способное к реализации сложных задач управления государством. Участие независимых экспертов при формировании органов государственной власти и местного самоуправления позволяет реализовывать не только принцип открытости государственной и муниципальной службы, но и привлекать конкретную категорию российских граждан к участию в управлении делами государства.

Конкурсная процедура замещения вакантных должностей используется в настоящее время на всех видах государственной службы, однако в качестве основного способа формирования кадрового состава государственных органов она рассматривается только на гражданской службе. В связи с этим автору представляется необходимым распространить императивное использование конкурсной процедуры замещения определенной группы должностей с привлечением независимых экспертов на военную и правоохранительную виды службы.

Диссертант отмечает, что в последнее время большое значение в качестве организационно-правовых гарантий участия граждан в управлении делами государства приобретают административные регламенты, регулирующие порядок взаимодействия властных структур с гражданами. Наличие любого административного регламента оказания государственной услуги по существу уже является организационно-правовой гарантией конституционной возможности участия граждан в управлении делами государства.

В связи с этим представляются целесообразными предложения тех авторов, которые важной гарантией законности при автоматизации государственного и муниципального управления видят закрепление правила об открытости HYPERLINK "" исходных кодов АИС в сфере государственного и муниципального управления, а также об обязательной их экспертизе на предмет соответствия действующему законодательству.

В заключении систематизированы наиболее значимые выводы и предложения проведенного диссертационного исследования.

Основные положения и результаты проведенного диссертационного исследования отражены в следующих научных публикациях автора:

Монографии

Липчанская М.А. Участие граждан Российской Федерации в управлении делами государства: проблемы конституционно-правового регулирования и реализации / под ред. Г.Н. Комковой. М.: ДМК-Пресс, 2011. 329 с. (19,07 п.л.) (Рецензия на монографию Э.Г. Липатов // Власть. 2011. № 3. С. 175-176.).

Липчанская М.А. Конституционно-правовое регулирование транспарентности органов государственной власти в Российской Федерации и Канаде: коллективная монография / Г.Н. Комкова, Е.В. Бердникова, Е.А. Крючкова, М.А. Липчанская [и др.]; под ред. В.В. Володина и С.В. Кабышева. М.: Формула права, 2009. 253 с. (15,87 / 1,9 п.л.)

Кулушева М.А. (Липчанская М.А.), Комкова Г.Н. Конституционно-правовые основы участия граждан Российской Федерации в отправлении правосудия / Под ред. Г.Н. Комковой. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2006. 144 с. (8,37 / 6,1 п.л.).

Кулушева М.А. (Липчанская М.А.) Реализация конституционного принципа равенства всех перед законом и судом в современной России / В.Ю. Зубакин, Г.Н. Комкова, М.А. Кулушева (Липчанская), Р.А. Малясов; под ред. Г.Н. Комковой. Саратов: Изд-во ПАГС имени П.А. Столыпина, 2005. 124 с. (7,21 / 1,65 п.л.).