DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций

Поступления 23.01.2012

Материалы

загрузка...

Творчество М.Ю. Лермонтова как религиозно-философская система

Киселёва Ирина Александровна, 23.01.2012

 

На правах рукописи

Киселёва Ирина Александровна

ТВОРЧЕСТВО М.Ю. ЛЕРМОНТОВА

КАК РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКАЯ СИСТЕМА

Специальность 10.01.01 – русская литература

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание учёной степени

доктора филологических наук

Москва – 2011

Работа выполнена на кафедре русской классической литературы Московского государственного областного университета

Научный консультант: доктор филологических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ

В.Н. Аношкина

Официальные оппоненты: доктор филологических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ

И.П. Щеблыкин

доктор филологических наук

Т.И. Радомская

доктор философских наук, профессор

И.И. Семаева

Ведущая организация: МГУ им. М.В. Ломоносова

Защита состоится «15» марта 2011 г. в 15.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.155.01 по литературоведению при МГОУ по адресу: 105005, г. Москва, ул. Энгельса, д. 21а.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке МГОУ по адресу: г. Москва, ул. Радио, д. 10а.

Автореферат разослан «____» _______________2011 г.

Учёный секретарь

диссертационного совета,

кандидат филологических наук, доцент Т.А. Алпатова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

В диссертации выявлены истоки формирования религиозности Лермонтова (1814 – 1841) и специфика его личностного мировоззрения. Творчество Лермонтова рассмотрено в свете философских и художественных исканий его времени, уточнены особенности этических представлений поэта, их неотделимость от религиозного понимания мира и человека. Творчество Лермонтова являет собой синтез художественного, опытно-мистического и философского путей познания. Важнейшим элементом поэтической системы Лермонтова является художественный образ, который предстаёт её основной составляющей единицей. Целостность поэтического мира Лермонтова проявляется в тесной взаимосвязи и взаимообусловленности как отдельных стихотворений, поэм, драм, романов, так и идейно-тематических групп произведений. Литературное наследие Лермонтова находится в неразрывном единстве с духовно-культурной жизнью нации и её религиозно-философской рефлексией.

Актуальность темы исследования определяется её высокой теоретической значимостью как перспективного направления отечественного литературоведения и ориентированностью на решение комплекса научных проблем:

научной оценки религиозно-философской рецепции творчества Лермонтова, его значения для развития русского историко-литературного и в целом историко-культурного процесса;

фундаментального исследования религиозно-этических, социально-исторических и эстетических основ творчества поэта в их единстве;

историко-литературной реконструкции художественной модели мира Лермонтова в её внутренних связях и взаимодействиях личного духовно-душевного опыта с христианской традицией.

До сих пор в отечественном и зарубежном литературоведении, несмотря на пристальный интерес к вопросу духовно-нравственных основ русской литературы, до конца не осмыслен религиозно-философский потенциал творчества Лермонтова, которое явилось выражением высоких устремлений человека к вечным ценностям личностного и социального бытия. На рубеже тысячелетий узловые проблемы лермонтовского творчества – исторический путь России, идеи державы, индивидуальности религиозного выбора человека и ответственности за него, борьбы добра и зла как основного содержания исторического процесса – для культурного сознания приобретают особенную актуальность.

Степень научной разработанности проблемы.

Вопрос о диалоге поэта с ценностной шкалой христианской культуры и о целостности его религиозно-философского миросозерцания, хотя поднимался ещё современниками Лермонтова, до сих является недостаточно изученным.

ХIХ века характеризовался особой противоречивостью в оценке Лермонтова, но наиболее ценными представляются те исследования, которые рассматривают творчество поэта в контексте историко-литературного процесса и отмечают его высокий духовно-нравственный потенциал. Ведущее место здесь принадлежит В.Г. Белинскому, заявившему, что «уже не далеко то время, когда имя его (Лермонтова – И.К.) в литературе сделается народным именем». Силу и величие таланта Лермонтова Белинский во многом видел именно в постановке и решении поэтом вопросов религиозно-философского содержания.

Волна интереса к Лермонтову в начале ХХ века была поднята в символистских кругах. А. Белый, Д.С. Мережковский, Вяч. Иванов, Вл.С. Соловьёв обратились к метафизическим основам лермонтовской поэзии и имели тенденцию к определению системности поэтического мира Лермонтова, однако их исследования в равной степени характеризовали и «провидческие» идеи самих авторов. Определённый этап в изучении поэта ознаменовал юбилейный сборник «Венок Лермонтову» (М.; Пг., 1914), где были опубликованы оригинальные статьи П.Н. Сакулина, Н.Л. Бродского, И.Н. Розанова, С.В. Шувалова, не носившие однако универсального характера и ограничившимися указанием на религиозные мотивы в поэзии Лермонтова. Особый интерес вызвал Лермонтов у представителей Русского Зарубежья. Б.К. Зайцев, В.Н. Ильин, И.А. Ильин, К.В. Мочульский акцентировали светлую религиозность Лермонтова и силу его молитвенных настроений, преодолевающую соблазны демонизма.

Достижением литературоведения середины и второй половины ХХ века (работы B.Э.Вацуро, Э.Г. Герштейн, Л.Я. Гинзбург, А.И. Журавлёвой, В.И. Коровина, C. В. Ломинадзе, Б. М. Эйхенбаума, У. Р. Фохта, Д.Е. Максимова, Е. Н. Михайловой, В.А. Мануйлова, Е.М. Пульхритудовой, И.Б. Роднянской и др.) стали попытки рассмотрения творчества Лермонтова исходя из общенаучных принципов системности, конкретности и историзма. Исследования второй половины ХХ века активно вовлекали творчество поэта в широкий культурно-исторический процесс и часто не исключали постановку проблем религиозно-философского характера. Литературоведы советского периода акцентировали диалектическое единство художественного мира Лермонтова и системность его миросозерцания. Так, Д.Е. Максимов прямо советовал извлекать взгляды М.Ю. Лермонтова «не только из его прямых высказываний (в прозе и стихах), но также – и даже в первую очередь, – из его художественной системы»,

Тенденция к рассмотрению системности творчества Лермонтова прослеживается и в исследованиях ХХI века. Докторские диссертации Л.В. Жаравиной, С.В. Савинкова, В.В. Липич, Т.К. Чёрной, акцентируют вопрос своеобразия художественной системы Лермонтова в её онтологических основаниях. Изучению религиозно-философских основ творчества поэта посвятили свои труды такие современные исследователи, как В.Н. Аношкина, монах Лазарь (В.В. Афанасьев), Г.Б. Буянова, Г.Е. Горланов, М.М. Дунаев, О.П. Евчук, игумен Нестор (В.Ю. Кумыш), Ю.В.Лебедев, В.М. Маркович, А.В. Моторин, В.Г. Одиноков, Т.И. Радомкая, В.И. Сиротин, В.Ю. Троицкий, И.П. Щеблыкин. Названные исследователи видят в творчестве Лермонтова не просто наличие религиозно-философских мотивов, но и последовательность их выражения, считая, что его философичность и религиозность растворена «в форме и внутреннем смысле художественного слова». Важным событием в современном лермонтоведении стало издание сборника трудов «Лермонтов и Православие» (М., 2010), в котором поставлены вопросы «онтологических и этических идейных исканий и убеждений» Лермонтова.

Современное лермонтоведение уделяет много внимания изучению религиозных и философских мотивов в творчестве Лермонтова, а также осмыслению универсалий его художественного мира, однако фундаментального исследования религиозных, историософских, этических и эстетических воззрений Лермонтова в их единстве, явленном индивидуальной художественной системой, не существует. Кроме того, до сих пор отсутствует и концептуально выстроенная историография по изучаемой проблеме.

Научная новизна исследования связана с тем, что