DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций

Поступления 23.01.2012

Материалы

загрузка...

Православная певческая традиция на рубеже XX –XXI столетий

Хватова Светлана Ивановна, 23.01.2012

 

Хватова Светлана Ивановна

Православная певческая традиция

на рубеже XX –XXI столетий

Специальность 17.00.02 – Музыкальное искусство

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора искусствоведения

Ростов-на-Дону – 2011

Работа выполнена в Ростовской государственной консерватории (академии)

им. С. В. Рахманинова

Научный консультант: доктор искусствоведения,

профессор,

Рудиченко Татьяна Семеновна

Официальные оппоненты: доктор искусствоведения,

доцент,

Денисов Николай Григорьевич

доктор искусствоведения,

профессор,

Ефимова Наталья Ильинична

доктор искусствоведения,

профессор,

Франтова Татьяна Владимировна

Ведущая организация: Российский институт

истории искусств

Защита состоится 16 марта 2012 г. в 14.00 часов на заседании Диссертационного совета Д 210.016.01 по присуждению ученой степени доктора искусствоведения по специальности 17.00.02 – Музыкальное искусство в Ростовской государственной консерватории (академии) им. С. В. Рахманинова по адресу:

344002, г. Ростов-на-Дону, Будённовский пр. 23, ауд. 314

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Ростовской государственной консерватории (академии) им. С. В. Рахманинова

Автореферат разослан 2012 г.

Ученый секретарь диссертационного совета

И. П. Дабаева

Общая характеристика работы

Актуальность темы исследования. В современном мире православие, как и другие мировые религии, выполняет функцию консолидации фрагментирующегося социума, а церковное пение – важнейший компонент богослужебного канона – служит стабилизирующим фактором, который «возвращает к общности, целокупности „мы-сознания“», что существенно во все времена, но особенно в периоды кризисов социального устройства и национальной идентичности. На сложном этапе отечественной истории Русская Православная Церковь выполняет свою созидательную миссию. В 2011 г. она вместе с обновленной Россией отмечает двадцатилетие возрождения. Этот совсем небольшой по историческим меркам временной промежуток вместил массу событий, оформившихся направлений и течений в богослужебном певческом искусстве. По стремительности и «плотности» происходящего церковная жизнь вполне созвучна времени и общей атмосфере рубежа XX–XXI вв. Динамичность процессов, изменчивость и противоречивость тенденций требует оперативной фиксации и научного осмысления. Анализ современных тенденций развития церковно-певческого дела, возникающих на наших глазах в недрах живой практики богослужебного пения художественных явлений, представляется нам актуальным.

Процесс храмостроительства и храмоукрасительства в постсоветское время сопряжен с повсеместным восстановлением певческого дела и характеризуется неодинаковым подходом к его осуществлению, разнонаправленностью усилий и, вследствие этого, трансформацией молитвенного устроения богослужения. Это осознается как угроза каноническому единству и побуждает к полемике в церковных кругах о путях развития церковного пения.

Вопросы специфики церковно-певческого искусства, состава богослужебных песнопений, стилистики авторских сочинений на канонические тексты обсуждаются в рамках научно-практических конференций, семинаров и регентских съездов. Широкий резонанс дискуссиям придают публикации материалов по этим вопросам в православных Интернет-ресурсах на постоянно действующих форумах. Остроту полемики провоцирует появление публикаций, представляющих весьма субъективные точки зрения о церковно-певческой традиции.

В то же время специалисты в области музыковедения остаются вне этого дискуссионного поля, обращаясь в основном к композиторскому творчеству. Произведения, созданные на канонические тексты для церкви или концертного исполнения, отбираются учеными в первую очередь по критериям художественности и индивидуальности авторского почерка. Они, как правило, редко входят в церковный репертуар, где предпочтение отдается музыке подчиняющей индивидуальное решение стилистике богослужебных песнопений. Таким образом, исследование, посвященное насущным вопросам церковно-певческого дела, современному богослужебному репертуару и пласту духовного композиторского творчества, представляется своевременным и отвечающим как потребностям науки, так и богослужебной певческой практики, что определяет его актуальность.

Объектом исследования выступает певческое оформление современного богослужения Русской Православной Церкви.

Предметом изучения – процесс обновления церковно-певческой культуры в конце XX – начале XXI в. и соотношение уставной основы богослужения и авторского творчества, певческого канона и вокально-хорового исполнительства.

Целью является характеристика православной певческой традиции в динамике ее изменений на рубеже XX–XXI ст. в корреляции с процессами, протекающими в музыкальной культуре.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

– выявить социально-исторические предпосылки возрождения религиозной жизни в 80-е гг. XX в. и проследить формирование современной концепции культурной, просветительской и богослужебной деятельности РПЦ;