DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций

Поступления 22.08.2007

Материалы

загрузка...

Регулирование налоговой нагрузки как фактора развития производства

Юрченко Вера Романовна, 22.08.2007

 

Предметом исследования выступают экономические отношения, возникающие между государством и хозяйствующими субъектами в процессе налогообложения, отражающие распределение налоговой нагрузки как фактора развития национальной экономики.

Научно-методологическую базу исследования составляют общая теория налогообложения и научные методы, позволяющие использовать статистический анализ и рассматривать исследуемый предмет в количественной и качественной динамике. Диалектический подход базируется на использовании экономического, финансового и нормативного анализа статистических данных, а также данных финансово-хозяйственной деятельности конкретного предприятия энергетической отрасли.

Экономико-нормативную и документальную базу диссертационного исследования составили законы и нормативно-правовые акты Российской Федерации в области налогообложения; материалы научных исследований; отчетность налоговых органов; статистические материалы по Российской Федерации и зарубежным странам, бухгалтерская и налоговая отчетность по ОАО «Красноярская ГРЭС 2» за 2005 г., данные информационных агентств.

Основные научные результаты диссертационного исследования, полученные лично автором, и их новизна состоят в следующем:

1. Изложены новые подходы к содержанию понятия «налоговая нагрузка», экономическая сущность которого заключается в отражении доли изъятии части дохода экономического субъекта в виде налогов и сборов, а также иных платежей налогового характера. Показана узкая направленность использования данного понятия, что свидетельствует о недооценке налоговой нагрузки как фактора развития производства и его использования в системе налогового регулирования экономики.

2. На основе анализа базовых показателей социально-экономического развития России и экономически развитых стран, доказано, что, несмотря на то, что показатель налоговой нагрузки в России ниже уровня аналогичного показателя ряда европейских стран, действительная тяжесть налогообложения в нашей стране значительно выше. В связи с этим оценку тяжести налогообложения следует производить только в совокупности и во взаимосвязи с другими показателями экономического развития экономики можно сделать правильные выводы по данному вопросу.

3. Конкретизировано теоретическое обоснование методики расчета показателя налоговой нагрузки на макро- мезо- и микроэкономическом уровне, что позволит наиболее точно определять ее фактический уровень.

4. Выявлена неравномерность распределения налоговой нагрузки на отрасли экономики и отражено влияние на ее уровень таких существенных факторов как задолженность по налогам и сборам и начисленных пени и штрафных санкций за нарушение налогового законодательства. Обосновано, что при решении вопросов налогового регулирования экономики следует учитывать уровень накопленной задолженности прошлых лет, как по налогам, так и по пени и штрафным санкциям так как эти факторы значительно увеличивают налоговую нагрузку хозяйствующих субъектов и замедляют развитие производства.

5. Раскрыта взаимосвязь уровня налоговой нагрузки и возможностей развития производства и доказана необходимость регулирования налоговой нагрузки в отраслях экономики, определяющих динамику развития на примере одного из предприятий энергетики.

6. Определены направления дальнейшего реформирования налоговой системы и методологические принципы, позволяющие обеспечить перераспределение налоговой нагрузки по отраслям экономики и стимулирующие инвестиционно- инновационную активность предприятий.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

1. Конкретизация роли налогов в современных условиях и уточненное определение понятия «налоговая нагрузка.

2. Совокупность основных показателей, применение которых дает возможность оценить тяжесть налогообложения в России и сравнить его с другими странами.

3. Модифицированные методы расчета показателя налоговой нагрузки на хозяйствующие субъекты, которые могут быть использованы для целей ее регулирования.

4. Предложение о том, что в процессе регулирования налоговой нагрузки ее оценка должна производиться на основе системы показателей, состав которых зависит от:

1) способа оценки налоговых обязательств;

2) структуры налоговых обязательств;

3) способа выбора объектов налогообложения

5. Обоснование необходимости регулирования налоговой нагрузки в зависимости от приоритетности развития отрасли, состояния ее материально-технической базы, уровня рентабельности в целях создания комфортных условий для инвестиционно-инновационного развития производства.

6. Система мер в области налогообложения, направленных на снижение уровня налоговой нагрузки и установление эффективных взаимоотношений государства и хозяйствующих субъектов.

Практическая значимость исследования состоит в том, что обоснованные в диссертации теоретические положения, содержащиеся в ней предложения и рекомендации, могут быть использованы:

- органами государственного управления, отраслевыми министерствами и ведомствами при разработке комплексных мер по построению эффективной налоговой системы, совершенствованию налогового законодательства и снижению налоговой нагрузки на бизнес;

- налоговыми органами в целях проведения анализа финансово-хозяйственной деятельности и выявления факторов, влияющих на уровень налоговой нагрузки и неисполнение налоговых обязательств;

- предприятиями и частными предпринимателями в области налогового менеджмента и бизнес-планирования;

- в учебном процессе для преподавания курсов «Налоги и налогообложение», «Налоговый менеджмент».

Апробация результатов исследования осуществлена путем участия автора в дискуссии «Малые предприятия в стратегии развития и удвоения валового внутреннего продукта России» (Москва, РАГС, 2004 г.), выступлении на конференции «Стратегические приоритеты экономического роста в России». (Москва, РАГС, 2004 г.), при оценке выполнения бизнес плана ОАО «Красноярская ГРЭС 2» за 2005-2006 г.г. и при составлении бизнес-плана ОАО «ОГК-6» на 2007 г., в контрольно-аналитической работе Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 5, г. Москва.

Основные положения исследования отражены в четырех публикациях автора общим объемом 2,4 п.л.

Структура диссертации состоит из введения, двух глав, содержащих 6 параграфов, заключения и списка использованной литературы, а также приложений. Работа содержит 11 таблиц, 3 рисунка. Приложение включает 14 расчетных таблиц, и 3 таблицы текстового характера.

II. СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ДИССЕРТАЦИИ, ВЫНОСИМЫХ НА ЗАЩИТУ.

1. Конкретизация роли налогов в современных условиях и уточненное определение понятия «налоговая нагрузка».

Результативность системы налогообложения определяется ролью налогов. Эта роль положительна, если потенциал налогообложения реализован на практике в максимально возможной степени и в процессе реализации фискальной функции налогов достигнуто относительное равновесие между интересами государства и интересами налогоплательщиков. Это проявляется в оптимизации уровня налоговых изъятий, а именно в формировании бюджета, не ущемляющего интересы плательщиков.

В ходе проведения налоговой реформы страны еще на создан действенный налоговый механизм, позволяющий реализовывать на практике принцип относительного равенства и справедливости, учитывающий возможности налогоплательщика одновременно уплачивать установленные законом налоги и осуществлять расширение и модернизацию производства.

Решение этой проблемы тесно связано с налоговой нагрузкой на хозяйствующие субъекты, оптимальный уровень которой является одним из условий устойчивого экономического роста.

В настоящее время дифференциация налоговой нагрузки между предприятиями различных отраслей очень велика, что противоречит основополагающим принципам равенства и справедливости в налогообложении. Основную налоговую нагрузку несут крупные промышленные предприятия, многие из которых убыточны, что ограничивает их возможности по развитию производства.

Острая нехватка новых мощностей, рост дефицита энергоресурсов, наблюдаемая структурная диспропорции отраслевого развития, и несбалансированность экономического роста, особенно в отраслях промышленности, низкий уровень роста производительности труда обуславливает необходимость регулирования налоговой нагрузки с целью создания условий стимулирующих долгосрочные капитальные вложения, прежде всего, в отрасли, определяющие динамику экономического развития. С этой целью необходим такой налоговый механизм, сочетающий в себе такие объекты налогообложения, налоговые ставки, льготы и сроки уплаты налога, который, при изъятии доли вновь созданной стоимости, не приводил бы к сокращению инвестиций, приостановлению развития производства, что мы наблюдаем сегодня, а давал бы толчок к его росту.

Налоговая система, построенная и функционирующая на основе сочетания совокупности экономических, организационных и юридических принципов, способна стать мощным стимулом развития экономики.

Кроме того, современная российская налоговая система должна учитывать современные требования действительности и должна быть ориентирована на:

- создание условий, способствующих инвестированию сбережений предприятий и частных лиц для формирования новых рабочих мест;

- обеспечение конкурентоспособности продукции путем стимулирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, созданию и развитию новейших технологий и фундаментальных исследований во всех

- способствование отраслевому и территориальному переливу капитала с целью выравнивания развития экономического развития отраслей и территорий;