DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций

Поступления 22.07.2008

Материалы

загрузка...

Педагогические условия развития информационной безопасности младшего школьника

Малых Татьяна Александровна, 22.07.2008

 

Татьяна Александровна

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ

БЕЗОПАСНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

13.00.01 – общая педагогика,

история педагогики и образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Иркутск - 2008

Работа выполнена в ОГОУ ДПО «Иркутский институт повышения квалификации работников образования»

Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор

Переломова Наталья Анатольевна

Официальные оппоненты - доктор педагогических наук, профессор

Косогова Анастасия Самсоновна

- кандидат педагогических наук

Семейкина Татьяна Владимировна

Ведущая организация - ГОУ ВПО «Бурятский государственный

университет»

Защита состоится 15.05.2008 г. в 10.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.072.01 при ГОУ ВПО « Иркутский государственный педагогический университет» по адресу: 664011, г. Иркутск, ул. Сухэ-Батора, 9, ауд. 203.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Иркутского государственного педагогического университета.

Автореферат разослан 11 апреля 2008 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета Л.В. Скорова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Современный этап жизни российского общества, связанный с глобализацией информационного пространства, создает новые проблемы для развития личности. В социальном пространстве информация распространяется быстро, благодаря техническим возможностям. Сама информация часто носит противоречивый, агрессивный и негативный характер и влияет на социально-нравственные ориентиры общественной жизни. Деформация и деструктивные изменения духовной сферы общества в форме искаженных нравственных норм и критериев, неадекватных социальных стереотипов и установок, ложных ориентаций и ценностей, влияют на состояние и процессы во всех основных сферах общественной жизни. В связи с чем, возникает проблема информационной безопасности, без решения которой не представляется возможным полноценное развитие не только личности, но и общества.

Ребенок, включенный в процесс познания, оказывается незащищенным от потоков информации. Пропаганда жестокости средствами СМИ, возрастающая роль Интернета, отсутствие цензуры является не только социальной, но и педагогической проблемой, т.к. напрямую зависит от уровня и качества образованности подрастающего поколения, степени зрелости личности и готовности ее к самореализации в обществе. Поэтому возникает острая необходимость расширения содержания общего среднего образования, введения в него новых компонентов, связанных с обучением информационной безопасности.

Мы считаем, что для полноценного развития ребенка не нужно создавать идеальную информационную среду, более важно и продуктивно заниматься развитием информационной безопасности личности школьника.

Один из возможных путей разрешения проблемы информационной безопасности - обучение ребенка адекватному восприятию и оценке информации, ее критическому осмыслению на основе нравственных и культурных ценностей.

Особая роль при этом принадлежит начальной школе, где возможность развития информационной безопасности младшего школьника обусловлена сензитивностью возраста, доверием педагогу, желанием познавать новое.

Анализ состояния научных исследований по изучаемому вопросу позволил определить приоритетные задачи в области информационной безопасности. Следует отметить, что большое количество исследований посвящено защите информации, но как защитить сознание и психику личности от негативного воздействия информации остается малоосвоенной и достаточно новой проблемой. Данная проблема имеет междисциплинарный характер и для ее решения в дальнейшем будут необходимы исследования в различных отраслях научных знаний.

В исследование проблем информационной безопасности большой вклад внесли В. Г. Герасименко, Д. П. Зегжда, А. А. Малюк, М. П. Сычев, С. П. Расторгуев и др.

В настоящее время освоение понятий «информационная грамотность», «информационная культура», «информационная картина мира» находится в центре научных интересов педагогов Н.И. Гендиной, Н.В. Гутовой, Л.С. Зазнобиной, философов Т.В. Воробьевой Л.В. Крапивской, социологов В.П.Конецкой и др., психологов К.Н. Дудкина Б.Ф. Ломова, социолингвистов Г.М. Андревой и др. Большой вклад в изучение влияния информации на личность внесли Ю.Н. Усов, И.В. Челышева.

Влияние информации на личность рассматривается Г.В. Грачевым, С. Ливингстон, И. Мельником, С. Пейпертом, правила безопасности детей в Интернете предложены в исследованиях А.Б. Беляевой, Т. Козак, Н. И. Саттаровой, вопросами информационной безопасности при применении образовательных коммуникационных технологий занимаются И. Морев, А.В. Федоров, А.В. Шариков. Проблемы информационной безопасности школьника нашли отражение в работах Н.А. Переломовой. Изучению специфики взаимодействия детей и подростков с компьютерами посвящено ряд исследований М. Коул, С. Пейперт, А. В. Беляева, С. Л. Новоселова, Ш.

Важным для изучения проблемы информационной безопасности личности младшего школьника явились для нас работы А.С. Белкина, Г.А. Цукерман и др., в трудах которых дается систематическое изложение основных психолого-педагогических особенностей младших школьников.

В нашем исследовании мы опирались на ведущие идеи педагогов, которые занимались проблемами становления личности школьника: О.С. Бондаревской, З.И. Васильевой, И.А. Зимней и др.

Анализ научной литературы позволил нам сделать вывод, что в педагогической науке стали появляться предпосылки для решения проблемы информационной безопасности учащихся. В научных исследованиях нами не было выявлено концепции целостного формирования информационной безопасности младшего школьника. Таким образом, актуальность проблемы исследования обусловлена противоречиями между:

- объективно существующей потребностью личности в информационной безопасности и отсутствием теоретико-концептуальных основ ее становления;

- потребностью общества в развитии успешных личностей и необходимостью обучения противодействию манипулированию сознанием и психикой с помощью информации;

- потребностью практики в развитии информационной безопасности младших школьников и недостаточной разработанностью этой проблемы.

В связи с этим возникает потребность в обучении школьника пониманию возможного манипулирования его поведением и сознанием при помощи информации, распространяемой СМИ, отдельными представителями деструктивных сект и др. Кроме этого, в современном обществе для безопасной социализации личности школьника необходимо научить его противостоять информационным угрозам. Таким образом, возникает проблема педагогического осмысления развития личности школьника в современном информационном обществе и определения теоретических положений оказания помощи в противодействии информационной опасности.