DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций

Поступления 22.04.2008

Материалы

загрузка...

Организационно-правовые основы деятельности участковых уполномоченных милиции в условиях сельской местности

Чепрасов Михаил Николаевич, 22.04.2008

 

Практическая значимость заключается в разработке предложений по совершенствованию законодательства, а также ведомственных нормативно-правовых актов, регулирующих данную сферу.

Теоретические выводы и практические рекомендации по результатам исследования могут использоваться при совершенствовании законодательства, а также сотрудниками правоохранительных органов в практической деятельности. Изложенные в настоящем исследовании положения, выводы и рекомендации могут найти применение при проведении занятий по следующим дисциплинам: «Административное право», «Административная деятельность органов внутренних дел», «Административно-юрисдикционная деятельность органов внутренних дел», «Организация деятельности участковых уполномоченных милиции», а также при подготовке научных работ и учебно-методических материалов по данной проблематике.

Апробация и внедрение результатов исследования. Диссертация подготовлена и прошла обсуждение на заседании кафедры управления деятельностью служб общественной безопасности Академии управления МВД России.

Основные положения и выводы, содержащиеся в диссертации, нашли свое отражение в публикациях автора; научных сообщениях на кафедре управления деятельностью служб общественной безопасности Академии управления МВД России; а также докладывались автором на межкафедральной научно-практической конференции «Совершенствование управления в системе горрайорганов внутренних дел на современном этапе», состоявшейся в Академии управления МВД России.

Результаты научных разработок внедрены в учебный процесс Академии управления МВД России на кафедре управления деятельностью служб милиции общественной безопасности (г. Москва) и используются для проведения занятий по учебной дисциплине «Организация деятельности служб общественной безопасности», Липецкого филиала Воронежского института МВД РФ (г. Липецк) по учебной дисциплине «Административная деятельность органов внутренних дел», а также внедрены в практическую деятельность милиции общественной безопасности УВД Липецкой области.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность избранной темы, определяются объект, предмет, цель, задачи, методы диссертационного исследования, характеризуется научная новизна работы, формулируются положения, выносимые на защиту, приводятся сведения о теоретической и практической значимости полученных результатов, их апробации и внедрении в практику.

Глава первая – «Правовые основы организации деятельности участкового уполномоченного милиции в условиях сельской местности» содержит три параграфа и посвящена вопросам становления и развития службы участковых уполномоченных милиции в советской и современной России, определению правового положения участковых уполномоченных милиции в условиях сельской местности, выявлению факторов и особенностей, обуславливающих особенности их деятельности и организации службы.

В начале исследования диссертант анализирует правовое положение участковых уполномоченных милиции и отмечает, что основополагающее значение для уяснения задач, функций, основных обязанностей и прав участкового уполномоченного милиции имеет Закон РСФСР «О милиции», в котором определено, что милиция в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, настоящим Законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, конституциями, уставами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, изданными в пределах их полномочий (ст.4). Данный закон, устанавливая правовой статус сотрудников милиции, тем не менее не учитывает особенностей правового статуса участковых уполномоченных милиции в сельской местности, за исключением положения об обеспечении их жильем органами местного самоуправления. Таких особенностей не учитывают и Кодекс об административных правонарушениях РФ, регулирующий компетенцию участкового уполномоченного милиции в административно-юрисдикционной деятельности, и Положение о милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации, определяющее роль, место и задачи участковых уполномоченных милиции.

Более того, основной ведомственный нормативный правовой акт, определяющий задачи, функции, служебные обязанности и права участковых уполномоченных милиции – Инструкция по организации деятельности участкового уполномоченного милиции, также не учитывает особенностей деятельности участкового уполномоченного милиции в сельской местности, за исключением определения размера административного участка.

Таким образом, автором делается вывод, что основные нормативно-правовые акты, регулирующие правовой статус участкового уполномоченного милиции, не учитывают особенностей их работы в условиях сельской местности.

Диссертантом исследовано правовое положение участковых уполномоченных милиции в сельской местности с учетом исторических аспектов становления и развития службы участковых уполномоченных милиции и отмечено, что наиболее сложным и длительным, чем в городских населенных пунктах, был этап становления и развития службы участковых уполномоченных милиции в сельской местности. Так в 20-х годах прошлого века, в связи с отсутствием четкого административно-территориального деления страны, организация стабильной системы службы участковых уполномоченных милиции была невозможна и только к 1929 г. большинство сельских районов было разделено на участки. Протяженность территории обслуживаемых участков составляла от 25 до 50 км. с населением от 7000 до 14000 человек.

Рассматривая вопрос развития службы участковых уполномоченных милиции, автор приходит к выводу, что происходила постепенная унификация организации их функционирования, без учета условий сельской местности. В Инструкциях, регламентирующих деятельность участковых уполномоченных милиции, особенности их деятельности в сельской местности учитывались лишь в период сезонных сельскохозяйственных работ в виде наложения обязанностей по проверке состояния охраны семенного фонда, собранного урожая, ведения борьбы с хищениями сельскохозяйственных продуктов, скота, кормов, злоупотреблениями в заготовительных организациях. Какие либо другие особенности деятельности участковых уполномоченных милиции в условиях сельской местности не принимались во внимание.

Также автор отмечает, что за период существования службы участковых уполномоченных в системе органов внутренних дел, неоднократно предпринимались попытки ее трансформации (преобразования) с целью повышения эффективности деятельности; служба неоднократно передавалась из одного структурного подразделения Министерства внутренних дел в другое, менялись звенья управления, принимались «новые» инструкции, указывались «приоритетные, ведущие» направления деятельности и т.д. Однако, проведенные реформы не разрешили вопроса о повышении уровня организационной и правовой основы деятельности службы участковых уполномоченных милиции, что требует поиска новых путей по оптимизации эффективности ее функционирования.

деятельность участковых уполномоченных милиции, определяет «сельскую местность» как территорию со всеми ее природными компонентами, постоянными и временными населенными пунктами (имеющими сельский административный статус), путями сообщения, производственными, социально-культурными и другими объектами, расположенными на территории сельских поселений.

Путем изучения различных аспектов жизнедеятельности сельского населения (социального, экономического, бытового и др.), автор раскрывает как позитивные (высокая степень общественного контроля, стабильность сельского населения как в социальной, так и в производственной сферах др.), так и негативные (бездорожье, разбросанность населенных пунктов, слабое развитие средств коммуникации и др.) факторы, влияющие на организацию и функционирование участковых уполномоченных милиции.

Диссертант приходит к выводу, что слабая социальная активность и пространственная мобильность населения, способствующие практически полному слиянию трех сфер жизнедеятельности человека (труд, быт и досуг), создают предпосылки для качественного воздействия на конкретного жителя одним сотрудником органов внутренних дел – участковым уполномоченным милиции, с целью недопущения противоправного поведения.

Автор акцентирует внимание на проблемах организации деятельности участковых уполномоченных милиции, в числе которых ключевой является оптимальное определение размера административного участка.

В ходе исследования установлено, что в настоящее время отсутствуют четкие критерии определения размера административного участка в сельской местности, обслуживаемого участковым уполномоченным милиции. Анкетирование участковых уполномоченных милиции показало, что обслуживаемые ими административные участки в сельской местности могут включать в себя от одного до 14 населенных пунктов с численностью населения от 1400 до 3500 человек.

При рассмотрении данного вопроса обосновывается предложение о том, что административный участок, обслуживаемый участковым уполномоченным милиции в сельской местности должен находиться в границах одного муниципального образования. Данное положение позволит обеспечить единое муниципальное управление на территории обслуживаемого административного участка, будет способствовать более тесному взаимодействию участковых уполномоченных милиции с органами местного самоуправления и в конечном итоге повышению эффективности их деятельности.

Автор солидарен с мнением руководителей милиции общественной безопасности МВД, ГУВД, УВД различных субъектов Российской Федерации, считающих, что численность населения – как критерий определения размера административного участка, обслуживаемого участковым уполномоченным милиции в сельской местности, не может быть преобладающим, а должен учитываться наравне с другими условиями: границы муниципального образования; протяженность территории, ее удаленность от административного центра; наличие инфраструктуры и т.д.

Диссертанту представляется заслуживающим внимание мнение ученых и практических сотрудников органов внутренних дел о необходимости изъятия из функций старших участковых уполномоченных милиции непосредственное обслуживание административного участка, и возложение на них только руководящих полномочий.

Организация службы участковых уполномоченных милиции по «кустовому принципу», когда старший участковый уполномоченный милиции только руководит деятельностью участковых уполномоченных позволит сконцентрировать внимание на организации работы подчиненных сотрудников, оказании им помощи на участке в связи с осложнившейся оперативной обстановкой, а также даст возможность выполнять и другие обязанности (осуществлять проверку повторных жалоб, первоначально проверявшихся подчиненными участковыми уполномоченными милиции; проводить прием населения по вопросам деятельности участковых; изучать мнение населения о их работе; осуществлять функциональные обязанности какого-либо из подчиненных сотрудников в случае его длительного отсутствия (в связи с отпуском, болезнью, учебой и др.) по непосредственному обслуживанию административного участка).

Важной проблемой в сфере организации и деятельности службы участковых уполномоченных милиции, по мнению диссертанта, является высокий уровень так называемой «текучки» участковых уполномоченных милиции из службы. Так, исследование показало, что стаж работы в службе менее 5 лет имеют 70% сотрудников, а стаж более 10 лет — 9%. Предпринимаемые руководством МВД России меры в виде повышения верхнего предела специальных званий по должности на ступень выше, введении прогрессивной шкалы заработной платы и другие, с целью «…закрепления за участковым административного участка по возможности навсегда. Чтобы офицер один раз пришел на службу в милицию участковым и с этой же должности ушел на пенсию…», несомненно способны повлиять на стабилизацию обстановки в данном вопросе. Однако, по мнению автора, ключевым моментом в решении данной задачи является обеспечение участкового уполномоченного служебным жильем на обслуживаемом им административном участке, что в числе других мер позволит повысить оперативность и эффективность их деятельности.

Вторая глава – «Основные направления административной деятельности участковых уполномоченных милиции в условиях сельской местности», состоящая из трех параграфов, посвящена вопросам обеспечения охраны общественного порядка участковыми уполномоченными милиции в условиях сельской местности, деятельности по профилактике административных правонарушений и преступлений, а также вопросам взаимодействия участкового уполномоченного милиции с сельским населением и общественными формированиями.

Анализ нормативно-правовых актов, определяющих компетенцию участкового уполномоченного милиции в сфере охраны общественного порядка показывает, что она идентична для участковых, обслуживающих как сельские, так и городские административные участки. Однако, в условиях сельской местности участковый уполномоченный милиции является не только представителем органов внутренних дел в целом, но и наиболее доступным представителем органов государственной власти. В результате, именно на участкового уполномоченного милиции в сельской местности возлагается обязанность по реализации в конкретном населенном пункте государственной политики в сфере охраны общественного порядка, что, несомненно, отражается на его правовом статусе и делает отличным от правового положения участкового уполномоченного милиции, обслуживающего административный участок в городе.

В своем исследовании автор обосновывает положение о том, что в условиях сельской местности обеспечение охраны общественного порядка участковым уполномоченным милиции включает в себя две формы деятельности: организационную и административно-правовую.

Необходимость организации охраны общественного порядка участковым уполномоченным милиции в условиях сельской местности вытекает из того,

1. Круг субъектов, осуществляющих его охрану на селе, весьма узок. Помимо участкового уполномоченного, к ним относятся: местные органы самоуправления и население, включая коллективные и индивидуальные формы участия в правоохранительной деятельности.

2. До настоящего времени действуют не эффективно, а в ряде случаев отсутствуют механизмы реализации органами местного самоуправления функций по организации охраны общественного порядка. Реализация функций органами местного самоуправления в данной сфере в большей степени заключается лишь в создании благоприятных условий для деятельности органов внутренних дел, в том числе и участковых уполномоченных милиции. Например, в виде создания общественных органов охраны правопорядка, обеспечения организационно-материальных условий.

Автор отмечает, что административно-правовая деятельность участкового уполномоченного милиции в условиях сельской местности по охране общественного порядка, включающая в себя непосредственную охрану общественного порядка, надзорную и административно-юрисдикционную деятельность, отличается рядом особенностей.

Осуществление маневрирования и проверка несения службы патрульно-постовых нарядов участковыми уполномоченными милиции в сельской местности практически невозможны. Чаще всего такие наряды в малых и средних населенных пунктах отсутствуют (по данным проведенного анкетирования, использование патрульно-постовых нарядов при охране общественного порядка в сельских населенных пунктах оценили как «редкое» 85% опрошенных сотрудников), а при наличии нарядов патрульно-постовой службы, маршрут их патрулирования, в соответствии с единой дислокацией расстановки сил и средств органов внутренних дел, может быть значительно удален от места нахождения участкового уполномоченного милиции вследствие большой территории административного участка.

Совместное патрулирование административного участка участковым уполномоченным милиции и сотрудниками патрульно-постовой службы в сельской местности целесообразно только в крайних случаях, например, когда имеется информация о нарушениях общественного порядка (конфликты между различными общинами одного населенного пункта, среди молодежи соседних населенных пунктов и др.).

Особое значение в условиях сельской местности приобретают надзорные функции участковых уполномоченных милиции. Что вызвано отсутствием в сельской местности ряда специализированных учреждений и организаций. Примером здесь может служить деятельность участковых уполномоченных в сельской местности по контролю за соблюдением правил пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической безопасности и др.

Автор обосновывает предложение о необходимости расширения административно-юрисдикционной компетенции участкового уполномоченного милиции путем внесения дополнений в п.9 ч.2 ст.23.3 «Органы внутренних дел (милиция)» Кодекса об административных правонарушениях РФ, включив в нее следующие составы административных правонарушений: ч.2,3 ст.20.8 «Нарушение правил производства, продажи, коллекционирования, экспонирования, учета, хранения, ношения или уничтожения оружия и патронов к нему»; ч.1 ст.20.1 «Нарушение сроков регистрации (перерегистрации) оружия или сроков постановки его на учет»; ст. 20.13 «Стрельба из оружия в неотведенных для этого местах»; ч.1 ст.20.20 «Распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах»; ст.20.21 «Появление в общественных местах в состоянии опьянения», а ч.3 ст.23.3 Кодекса об административных правонарушениях РФ дополнить следующим содержанием: должностные лица, указанные в п.9 ч.2 настоящей статьи вправе назначать административные наказания в виде предупреждения или административного штрафа в размере до пятисот рублей.

Данное предложение обосновывается следующим: а) указанные правонарушения являются наиболее распространенными в сельских населенных пунктах; б) рассмотрение материалов по указанным статьям Кодекса об административных правонарушениях отнесено к компетенции органов внутренних дел; в) предусмотренные законодателем санкции по вышеуказанным административным деликтам позволяют применить административное наказание в виде штрафа менее либо равное пятистам рублей.

Рассматривая вопрос о деятельности участкового уполномоченного милиции по профилактике административных правонарушений и преступлений в условиях сельской местности, автор отмечает отсутствие научно обоснованной системы противодействия преступности и иным нарушениям закона, что негативно сказывается и на организации профилактической деятельности участковых уполномоченных милиции. При этом в диссертации выделяются факторы (условия) сельской местности, влияющие на характер и динамику преступности «на селе», а также особенности осуществляемой профилактической деятельности с населением.

Автор соглашается с мнением В. Прокопенко считающим, что «участковый уполномоченный, по существу является организатором профилактики правонарушений и преступлений на определенной территории». Проведенное диссертантом исследование показало, что многие сотрудники испытывают трудности при решении различных вопросов, возникающих в процессе профессиональной деятельности, в том числе при профилактике преступлений и административных правонарушений. В связи с чем автором определены и рассмотрены особенности осуществления основных форм и методов профилактики правонарушений на селе.

Учитывая криминологическую составляющую термина «профилактика», автор определяет профилактическую деятельность участковых уполномоченных милиции как систематически осуществляемое целенаправленное предупредительное воздействие последних на отдельных граждан, ведущих антиобщественный образ жизни, в интересах общества, а также проведение различных мероприятий, направленных на предупреждение совершения преступлений и иных правонарушений. В числе сотрудников российских правоохранительных органов именно участковый уполномоченный милиции наиболее доступен населению и большую часть времени проводит на территории административного участка. В условиях сельской местности он является, как правило, единственным представителем органов внутренних дел, который не только осуществляет контроль над криминологической ситуацией на обслуживаемом участке, но и активно воздействует на нее, используя для этих целей возможности милиции и общественности.

Анализируя данное направление функционирования участковых уполномоченных милиции, диссертант отмечает, что особенность их деятельности в сфере административно-правовой профилактики заключается, прежде всего, в том, что она направлена на недопущение противоправного поведения, на выявление причин и условий такого поведения и обстоятельств, ему способствующих. Автор не согласен с мнением ряда практических работников считающих, что профилактическая функция не является главной в деятельности участковых уполномоченных милиции, поскольку она в той же мере осуществляется и при проведении дознания, следствия, и в процессе обеспечения охраны общественного порядка и т.п. Представляется, что профилактическая деятельность участковых уполномоченных милиции – это целенаправленная воспитательная работа не только с профилактируемыми лицами, но и с их окружением, которая в первую очередь направлена на недопущение правонарушений конкретными лицами. Более того, ряд ведомственных нормативно-правовых актов, устанавливая общий перечень обязанностей участковых уполномоченных милиции, прямо закрепляет обязанность в сфере предупреждения преступлений и правонарушений, не учитывая при этом, однако, особенностей организации профилактических мероприятий в условиях сельской местности.