DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций

Поступления 22.01.2014

Материалы

загрузка...

Научно-методическое обоснование определения приоритетных направлений развития здравоохранения территории

ПЛУТНИЦКИЙ АНДРЕЙ НИКОЛАЕВИЧ, 22.01.2014

 

Качество и доступность медицинской помощи населению Российской Федерации стали основными задачами в реализуемых программах ПНП «Здоровье», Программах модернизации здравоохранения 2011-2013 гг., являются приоритетными в Государственной программе Российской Федерации «Развитие здравоохранения».

Здоровье населения является стратегическим ресурсом, значительно влияющим на социально-экономическое состояние территории. Вместе с этим, состояние здравоохранения, являющегося одним из основных факторов, оказывающих влияние на состояние здоровья населения, характеризуется наличием фундаментальных проблем, требующих принятия принципиальных решений.

В структуре населения существенно сокращается доля детского населения и лиц трудоспособного возраста, а доля лиц старше трудоспособного возраста увеличивается, что обусловливает сокращение экономически значимого контингента. Сохраняются высокие показатели смертности от болезней системы кровообращения, новообразований, отравлений и травм, обуславливающие значительные экономические потери в обществе.

В настоящее время здравоохранение не может в полной мере обеспечить конституционные принципы бесплатности и общедоступности медицинской помощи и сдерживать процесс ухудшения состояния здоровья граждан, что требует поиска новых подходов к планированию и управлению деятельностью отрасли.

Вопросам развития здравоохранения и, в частности, его планирования всегда отводилась значительная роль, в том числе в трудах известных отечественных специалистов (Богатырев И.Д., Корчагин В.П., Логинова Е.А., Малов Н.И., Попов Г.А., Пустовой И.В., Кант В.И., Шипова В.М. и др.), однако на современном этапе, когда резко возрастают требования к повышению эффективности использования имеющихся ресурсов здравоохранения, и меняется нормативная правовая база деятельности отрасли, необходимо совершенствовать процесс планирования развития системы здравоохранения.

Существующая система бюджетных учреждений в здравоохранении, в основном, была сформирована в иных социально-экономических условиях и до сих пор функционирует в отрыве от современных подходов к развитию государственного управления. В существующем правовом статусе у бюджетных учреждений отсутствуют стимулы к повышению эффективности деятельности, что обусловлено в первую очередь существующей системой финансирования отрасли. В связи с этим, Правительством РФ проведена работа по подготовке законодательной базы в отношении изменений правового положения существующих, в том числе медицинских, бюджетных учреждений, без их кардинального преобразования, но создания условий и стимулов для сокращения внутренних издержек и повышения эффективности их деятельности. Для решения данной задачи принят Федеральный закон от 8.05.2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».

В 2010 году принят новый федеральный закон от 29.11.2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в РФ», в котором, помимо регламентирования взаимоотношений участников системы ОМС, предусмотрена Программа модернизации здравоохранения.

Отдельные положения этого закона направлены на стимулирование обострения конкуренции в отрасли между медицинскими организациями различных форм собственности, что, наряду с ожидаемым повышением качества оказываемых медицинских услуг населению, может иметь негативные последствия в виде полного исчезновения отдельных направлений и функций действующей системы здравоохранения.

Федеральным законом РФ от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определены полномочия органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья, к которым, в частности, относятся: создание условий для оказания медицинской помощи населению в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и законом субъекта Российской Федерации в пределах полномочий, установленных Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; обеспечение организации оказания медицинской помощи в медицинских организациях муниципальной системы здравоохранения; реализация на территории муниципального образования мероприятий по профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и др.

Однако, изменение существующей системы здравоохранения, как в рамках страны в целом, так и на региональном, и муниципальном уровне без научно обоснованных концептуальных подходов может привести к негативным последствиям - полной утрате управляемости отраслью, и, как следствие, ухудшению показателей здоровья населения.

Вышесказанное свидетельствует об особой актуальности научного обоснования методических подходов к определению приоритетных направлений развития здравоохранения территории и апробации их на практике.

Цель исследования – научно обосновать методические подходы к определению приоритетных направлений развития здравоохранения территории.

Задачи исследования:

1. Изучить и обобщить данные научных публикаций и официальных нормативных правовых документов по теме исследования.

2. Разработать методику и программу исследования.

3. Проанализировать медико-демографическую ситуацию, а также изучить состояние системы здравоохранения территории.

4. Провести социологическое исследование с целью изучения мнения врачей и пациентов по вопросам организации и качества оказания медицинской помощи в лечебно-профилактических учреждениях территорий.

5. Определить приоритетные направления развития здравоохранения территории.

6. Оценить эффективность принятых управленческих решений, связанных с реализацией приоритетных направлений развития здравоохранения территории.

7. Сформулировать по результатам проведенного исследования основные принципы и подходы к определению приоритетных направлений развития здравоохранения территории.

Научная новизна исследования

На основе комплексного изучения медико-демографической ситуации в изучаемой территории определены тенденции состояния здоровья населения, включая тенденции демографических показателей и показателей заболеваемости населения, а также проведена оценка состояния и деятельности сети лечебно-профилактических учреждений и обеспеченности населения медицинской помощью.

На основании результатов социологического исследования определены наиболее острые проблемы организации оказания медицинской помощи населению, а также состояния материально-технической базы учреждений здравоохранения и их кадрового обеспечения.

С учетом результатов комплексного изучения медико-демографической ситуации и результатов социологического исследования разработаны приоритетные направления развития здравоохранения территории.

Исходя из проведенной оценки эффективности принятых управленческих решений, направленных на реализацию концепции развития здравоохранения территории, определены основные направления дальнейшего планирования его развития.

Разработаны и апробированы методические подходы к выбору приоритетных направлений развития здравоохранения территории.

Личный вклад автора

Автором самостоятельно проведен аналитический обзор отечественной и зарубежной литературы по изучаемой проблеме. Разработана методика исследования, статистический инструментарий, организована выкопировка данных из первичной медицинской документации, проведено анкетирование. Математико-статистическая обработка данных, полученных в ходе исследования, проводилась с личным участием автора. Автором осуществлен анализ, интерпретация собранных материалов, сформулированы выводы и практические рекомендации, оформлена диссертационная работа. При оформлении диссертации в ней учтены результаты научных работ, выполненных автором лично или в соавторстве.

Соответствие диссертации паспорту научной специальности

Научные положения диссертации соответствуют паспорту специальности 14.02.03 – «общественное здоровье и здравоохранение», конкретно пунктам 2, 3 и 4.

Практическая значимость исследования

Результаты исследования использованы при разработке концептуальных направлений развития здравоохранения Клинского муниципального района Московской области и подготовке целого ряда постановлений и распоряжений Администрации района по здравоохранению.

Результаты проведенной оценки эффективности принятых управленческих решений, направленных на реализацию концепции развития здравоохранения Клинского района, легли в основу подготовки дополнительных нормативных документов по дальнейшему планированию развития системы здравоохранения территории.

Разработанные методические подходы к выбору приоритетных направлений развития территориального здравоохранения могут быть использованы на региональном, областном и муниципальном уровнях.

Результаты исследования могут быть использованы в учебно-педагогическом процессе.

По результатам исследования опубликованы 42 научные работы, в том числе 18 в изданиях, включенных в утвержденный ВАК «Перечень периодических изданий», методические рекомендации.

Апробация материалов диссертации

Материалы исследования доложены и обсуждены на: 14 заседаниях координационного совета медицинского округа № 5 Московской области (2008-2013гг.); 3-х заседаниях Коллегии Министерства здравоохранения Московской области, посвященных взаимодействию муниципальных систем здравоохранения, входящих в медицинский округ № 5 Московской области, по совершенствованию организации специализированной медицинской помощи населению (2009 г.); работе координационного совета медицинского округа № 5 (2011 г.); логистическому подходу к управлению потоками при повышении доступности оказания медицинской помощи сельскому населению (2012 г.); заседании Круглого стола с участием представителей Территориального Фонда ОМС Московской области, страховых медицинских организаций и органов управления здравоохранения муниципальных образований Московской области "Реализация прав застрахованных граждан в системе ОМС Московской области" (2011 г.); 9 заседаниях медицинского совета Управления здравоохранения Администрации Клинского муниципального района (2007-2012 гг.); Международной научно-практической конференции «Современные проблемы эффективности управления здравоохранением» (Москва, 2011 г.); Всероссийской научно-практической конференции «Общественное здоровье и здравоохранении ХХI века: проблемы, пути решения, подготовка кадров» (Москва, 2012 г.); Общероссийской конференции с международным участием «Медицинское образование и вузовская наука - 2013» (Москва, 2013 г.); Всероссийской ежегодной специализированной конференции «Информационные технологии в медицине» (Москва, 2013 г.); Международной конференции «Эффективное управление медицинской организацией» (Москва, 2013 г.); Всероссийской научно-практической конференции «Научно-организационные аспекты прогнозирования, планирования и сохранения кадров в здравоохранении Российской Федерации» (Москва, 2013 г.); Международной научно-практической конференции «Роль здравоохранения в охране общественного здоровья» (Москва, 2011-2013 гг.); межотдельческой конференции ФГБУ «Национальный НИИ общественного здоровья» РАМН (Москва, 2013 г.).

Положения, выносимые на защиту

Комплексный анализ состояния здоровья населения и деятельности системы здравоохранения, как основа планирования развития здравоохранения на региональном уровне.