DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций

Поступления 21.10.2008

Материалы

загрузка...

Административно-правовая защита избирательных прав граждан в российской федерации

Родионова Елена Юрьевна, 21.10.2008

 

Значимость результатов исследования обусловливается предпринятым в работе критическим подходом к оценке действующего законодательства, а также практике его применения, в предложениях по совершенствованию нормативного правового регулирования деятельности субъектов административно-правовой защиты избирательных прав.

Выводы и предложения, сформулированные в работе, могут быть использованы в деятельности органов, обладающих правом законодательной инициативы, при разработке предложений по совершенствованию нормативного правового регулирования деятельности субъектов административно-правовой защиты избирательных прав; непосредственно в работе органов внутренних дел (милиции), избирательных комиссий, судей судов общей юрисдикции; в учебном процессе образовательных учреждений и при дальнейшем исследовании данной проблемы.

Апробация результатов исследования и внедрение их в практику.  Результаты проведенного исследования, основные выводы и предложения, сделанные на их основе, были использованы Комитетом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по безопасности в ходе подготовки проектов Федерального закона от 29 июня 2005 г. № 69-ФЗ «О внесении изменений в ст. 80 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации», в статью 83 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Федерального закона от 12 июля 2006 г. № 106-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения порядка выдвижения кандидатов на выборные должности в органах государственной власти», при подготовке предложений по совершенствованию административно-деликтного законодательства Российской Федерации (п. 6.2.11 плана НИР-2004), аналитического обзора «Региональное законодательство об административной ответственности» (п. 6.2.12 плана НИР-2004), а также при проведении занятий в Академии управления МВД России, что подтверждается актами о внедрении результатов диссертационного исследования.

Основные положения и выводы диссертации отражены в 6 научных публикациях

Объем и структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка использованных источников и приложения.

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении раскрывается обоснование актуальности темы, определены предмет, цель и задачи исследования, его научная новизна и практическая значимость, охарактеризована степень изученности раскрываемых проблем в научной литературе. Излагается методика проведения исследования, характеризуется эмпирическая база, используемая диссертантом.

Глава I. «Сущность административно-правовой защиты избирательных прав граждан в Российской Федерации» посвящена общим научно-методическим и теоретическим вопросам защиты избирательных прав граждан, а также определению терминологической базы исследования.

В первом параграфе первой главы рассматриваются избирательные права граждан Российской Федерации как объект административно-правовой защиты.

Соискатель анализирует источники института избирательного права как конституционно-правового института и приходит к выводу о том, что данный институт образован значительным массивом конституционно-правовых норм, содержащихся в Конституции РФ, международных актах, федеральных конституционных законах и федеральных законах, иных федеральных нормативных правовых актах, в том числе и актах Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, в конституциях и уставах субъектов Российской Федерации, региональных законодательных актах, а также в уставах муниципальных образований и в актах органов местного самоуправления.

Нормы права, содержащиеся в этих источниках, регулируют преимущественно конституционно-правовые отношения, складывающиеся в связи с реализацией российскими гражданами своего права на участие в управлении государством. Названные правоотношения нуждаются в правовой защите, на что указывает значительное число юридических споров, связанных с посягательством на избирательные права (за 4 года Верховным Судом РФ было рассмотрено почти 1500 дел, связанных с нарушениями избирательных

Значительное число правовых норм, обусловленное многосубъектностью и многогранностью избирательных правоотношений, опосредует возникновение в избирательном процессе разнообразнейших правоотношений, в которых реализуются субъективные избирательные права, исполняются юридические обязанности субъектов избирательного права. Диссертант полагает, что для правовой защиты названных прав и для обеспечения исполнения названных обязанностей необходимо классифицировать множество правоотношений. По мнению автора, классификация может быть осуществлена по ряду оснований: по субъектам, чьи права реализуются, по критерию времени – в зависимости от того, на каком этапе избирательного процесса возникают и прекращаются правоотношения и т.д. Основываясь на данных классификациях, мы сможем выделить группы избирательных правоотношений, нуждающихся в административно-правовой защите и характеризующихся наличием специального непосредственного объекта.

В целях выделения специфических правоотношений по критерию времени диссертант предлагает авторскую классификацию стадий и этапов избирательного процесса, включающую пять последовательно развивающихся стадий, отдельную стадию финансирования выборов, по времени совпадающую с несколькими стадиями избирательного процесса, и две факультативные стадии, одна из которых протекает вне избирательного процесса при необходимости избрать депутата на вакантное место, а вторая, связанная с обжалованием нарушений избирательных прав, может иметь место на любой другой стадии избирательного процесса. На каждой стадии, на каждом отдельном этапе избирательного процесса складываются специфические правоотношения, участники (субъекты) которых обладают специфическими, присущими только данным стадиям и этапам, субъективными правами и юридическими обязанностями.

По мнению диссертанта, наиболее удачной для целей данного исследования является классификация нуждающихся в административно-правовой защите правоотношений по их непосредственному объекту. Основывая свои рассуждения на сведениях о рассмотренных Верховным Судом РФ дел, связанных с нарушением законодательства о выборах и референдумах за период с 2002 по 2005 гг., автор группирует избирательные правоотношения следующим образом:

1) отношения по поводу назначения выборов;

2) отношения, связанные с формированием избирательных комиссий и определением их правового статуса;

3) отношения по поводу определения границ избирательных участков (избирательная география) и составления списков избирателей;

4) отношения, связанные с выдвижением и регистрацией кандидатов;

5) отношения по поводу проведения предвыборной агитации;

6) отношения, складывающиеся в связи с оказанием и использованием материальной поддержки;

7) отношения по поводу организации и порядка голосования, подсчета голосов, установления результатов выборов и их опубликования;

8) отношения по поводу обжалования решений и действий (бездействия) избирательных комиссий, органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Во втором параграфе первой главы раскрывается содержание административно-правовой защиты избирательных прав граждан.

Автор определяет содержание понятия «защита прав», его соотношение с понятием «охрана прав». Анализируются мнения ученых и легальные дефиниции, содержащиеся в федеральном законодательстве. Отмечается, что наличие прямо противоположных позиций и отсутствие смысловых лингвистических различий позволяет рассматривать понятия «защита избирательных прав» и «охрана избирательных прав» как синонимы. В данной работе в дальнейшем используется понятие «административно-правовая

?l?F????#?

?l?F????#?

?l?F????#?

?l?F????#?

?l?F????#?

?l?F????#?

Mизбирательных прав автор обращается к мнениям ученых – представителей общей теории права, науки конституционного права, гражданского процессуального и административного права, а также судебной власти. Диссертант приходит к выводу о том, что избирательные споры – это публично-правовые споры, для разрешения которых необходимы публично-правовые средства, наиболее доступными и удобными из которых являются средства административно-правовой защиты.

Соискатель обращает внимание на то, что двойственность природы административного права, отмеченная Д. Н. Бахрахом, проявляется и в содержании административно-правовой защиты избирательных прав, которая заключается, во-первых, в признании оспариваемого решения, действия (бездействия) незаконным, обязывании удовлетворить требование заявителя либо в восстановлении в полном объеме нарушенных избирательных прав иным путем, во-вторых, в осуществлении уполномоченными государственными и муниципальными органами и их должностными лицами правоохранительной деятельности, причем подача жалобы или ее отсутствие не влияют на эту деятельность. Для удобства использования в данной работе автор предлагает условно использовать для первой стороны понятие «административная юстиция», а для второй – «административная юрисдикция», несмотря на то, что последнее понятие включает в себя круг полномочий судей, органов, должностных лиц по разрешению в предусмотренных законом случаях спорных вопросов применения норм публичного права (за исключением уголовного права), оценке действий конкретных лиц с точки зрения соответствия их этим нормам и применению в необходимых случаях административного принуждения, другими словами, рассмотрение жалоб избирателей производится также в соответствии с административно-юрисдикционной процедурой.

Таким образом, содержание административно-правовой защиты избирательных прав граждан Российской Федерации заключается, во-первых, в рассмотрении и разрешении избирательными комиссиями и судами общей юрисдикции жалоб граждан на нарушения избирательных прав и, во-вторых, в привлечении по постановлению судьи районного суда граждан, должностных лиц и юридических лиц к административной ответственности. Мерой административной ответственности за нарушение законодательства о выборах и референдуме является административное наказание в виде административного штрафа и конфискации предмета административного правонарушения. Результатом рассмотрения жалобы может быть восстановление нарушенного права.

В третьем параграфе первой главы раскрывается административно-правовой статус субъектов административно-правовой защиты избирательных прав граждан в соответствии с двойственной природой административно-правовой защиты. Субъектами административно-правовой защиты являются исключительно субъекты административного права, наделенные властными полномочиями.

В рамках административной юстиции субъектами административно-правовой защиты избирательных прав могут быть вышестоящие избирательные комиссии

В административно-юрисдикционном механизме защиты избирательных прав круг субъектов иной. Дела об административных правонарушениях в области избирательного права отнесены статьей 23.1 КоАП РФ к исключительной подведомственности судей, однако диссертант полагает необходимым отнести к субъектам также и субъектов, уполномоченных выявлять правонарушения, осуществлять административно-юрисдикционную деятельность, связанную с составлением административных протоколов, сбором необходимых материалов, направлением этих материалов и протоколов в суды и исполнением постановлений по делам об административных правонарушениях. К таковым, в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ, относятся: органы внутренних дел (милиция), органы, уполномоченные в области печати и средств массовой информации, органы, уполномоченные в области телевидения, радиовещания и государственного контроля за техническим качеством вещания (Федеральная служба по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охране культурного наследия - Росохранкультуры), а также иные органы государственной власти, не относящиеся к органам исполнительной власти (прокуроры и члены избирательных комиссий, комиссий референдума с правом решающего голоса, уполномоченные избирательными комиссиями, комиссиями референдума, аудиторы Счетной палаты РФ).

Диссертант анализирует полномочия названных субъектов, предоставленные им законодательством о выборах и референдумах, Законом РФ «О милиции», Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», положениями о соответствующих федеральных органах исполнительной власти, иными нормативными правовыми актами.

В параграфе отмечается, что на органы внутренних дел исторически возлагались обязанности по организации и проведению выборов, по обеспечению законности и правопорядка в период избирательных кампаний, и только с принятием Конституции СССР 1977 г. и Конституции РСФСР 1978 г. организационные функции были переданы избирательным комиссиям, однако милиция остается основным субъектом обеспечения избирательных прав граждан. Соискатель указывает на недостаточное нормативное правовое обеспечение данного направления деятельности органов внутренних дел (милиции). Учитывая негативную оценку избирателями деятельности милиции по пресечению нарушений законодательства о выборах и референдумах, предлагается наделить на период проведения предвыборной кампании (кампании по подготовке референдума), проведения выборов или референдума правом составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.6, 5.10, 5.11, 5.12, 5.14, 5.15, 5.16, 5.22, 5.47, 5.49 КоАП РФ, сотрудников органов внутренних дел, имеющих специальное звание, обеспечивающих общественный порядок на выборах и референдумах, для чего дополнить Перечень должностных лиц системы МВД России, уполномоченных составлять протоколы по делам об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, пунктом 5.15, в котором и предусмотреть названное правомочие.

Кроме того, автор указывает на необходимость полного учета сведений о количестве административных правонарушений, посягающих на избирательные права граждан Российской Федерации, и обеспечения открытости и доступности этих сведений в целях предупреждения совершения новых административных правонарушений.

Глава II. «Реализация административно-правовой защиты избирательных прав граждан» посвящена раскрытию юридического содержания деятельности уполномоченных субъектов административно-правовой защиты избирательных прав граждан в производстве по делам об административных правонарушениях и в производстве по жалобам участников избирательных правоотношений.