DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций

Поступления 21.09.2012

Материалы

загрузка...

Дидактическая система В.А. Сухомлинского как целостное педагогическое явление

Челпаченко Татьяна Викторовна, 21.09.2012

 

УДК 37.022

ЧЕЛПАЧЕНКО Татьяна Викторовна

ДИДАКТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

В.А. СУХОМЛИНСКОГО КАК ЦЕЛОСТНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ

13.00.01 — общая педагогика, история педагогики и образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора педагогических наук

Оренбург 2012

Работа выполнена на кафедре общей педагогики

ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет»

Научный консультант: Рындак Валентина Григорьевна, заслуженный деятель науки РФ, доктор педагогических наук, профессор

Официальные оппоненты:

Богуславский Михаил Викторович, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор, ФГНУ «Институт теории и истории педагогики Российской академии образования», заведующий отделом истории педагогики и образования

Сериков Владислав Владиславович, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор, ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», заведующий кафедрой управления педагогическими системами, профессор

Романов Алексей Алексеевич, доктор педагогических наук, профессор ФГБОУ ВПО «Рязанский государственный университет им. С.А. Есенина», заведующий кафедрой педагогики и педагогического образования Института психологии, педагогики и социальной работы, профессор

Ведущая организация: ФГАОУ ВПО «Северный (Арктический) федеральный университет»

Защита состоится 21 декабря 2012 г. в 9:00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.180.01 по присуждению ученой степени доктора педагогических наук по специальностям 13.00.01 — общая педагогика, история педагогики и образования и 13.00.08 — теория и методика профессионального образования в ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет» по адресу: 460844, Оренбург, ул. Советская, 19, ауд. 333.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет».

Текст автореферата размещен на сайте ВАК www.vak.ed.gov.ru 21 сентября 2012 г.

Автореферат разослан « » ______________ 2012 г.

Ученый секретарь диссертационного совета,

доктор педагогических наук, профессор С.С. Коровин

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Современная система общего образования ориентируется на требования информационного общества: академическую и социальную мобильность выпускника, его готовность к самосовершенствованию.

Вместе с тем общая парадигма образования всегда определялась соответствующим типом дидактической системы и изменялась вместе с ее трансформацией. Об этом свидетельствует опыт как отечественных, так и зарубежных экспериментальных школ конца XIX — начала XX вв. (попытка полной замены традиционной классно-урочной модели дидактической системы школы проектной деятельностью), практика внедрения программ ГУСа в СССР в 20-е годы XX века (обучение по комплексному принципу), появление инновационных разработок в дидактике второй половины XX века (развивающее, проблемное, программированное, модульное, дифференцированное обучение).

Образование, в свою очередь, является творческой сферой деятельности, задающей новые векторы развития общества, культуры, искусства. Именно поэтому позитивное решение проблем, существующих в дидактической системе современной школы, будет влиять на духовную жизнь общества в целом.

Традиционная модель дидактической системы с присущими ей установками на увеличение объема знаний, универсализацию методов и форм учебной деятельности, массовость обучения и невозможность реального учета личностных особенностей обучающихся не в состоянии решить этой сложнейшей проблемы.

В осуществляемых в рамках традиционной образовательной модели дидактических исследованиях целенаправленно не изучаются пути повышения эффективности учебного процесса в школе; технологические подходы в области учебной деятельности реализуются лишь на уровне логики осуществления учебных действий и операций без достаточного согласования этих технологий с психологическими возможностями их восприятия и реализации учащимися разного возраста. Совершенствование содержания образования происходит, преимущественно, на основе отбора учебной информации, существенно не затрагивая при этом мотивационную, духовную составляющие процесса обучения.

Образовательная практика нуждается в преобразовании не только в кластере новых информационных технологий и технического обеспечения учебного процесса, но и с целью повышения критичности и самобытности субъектного самоопределения школьников в многообразии мнений, точек зрения, позиций.

Дальнейшее продуктивное развитие гуманистически ориентированной дидактической системы невозможно без целостного анализа творческого наследия отечественной и зарубежной педагогической мысли, конденсирующего в себе оригинальные подходы к решению проблемы построения такой дидактической системы школы, в которой «…учение рассматривается на уровне человеческих отношений, чувствования духовного мира каждого ребенка» (В.А. Сухомлинский).

Выдающемуся отечественному педагогу В.А. Сухомлинскому (1918-1970 гг.) принадлежит особое место в истории отечественной и зарубежной школы. Как педагог, директор школы, писатель, публицист, автор нетрадиционного для своего времени взгляда на обучение, деятельность учителя, содержание образования, методы преподавания и учения, он оказал значительное влияние на развитие гуманистических основ дидактической системы школы.

В данной связи, решение философских, методологических, культурологических проблем, стоящих перед современным образованием, требует специального изучения педагогического наследия В.А. Сухомлинского, содержащего оригинальную и значимую дидактическую систему.

Актуальными для современной дидактики в трудах В.А. Сухомлинского являются следующие плодотворные идеи.

Переориентация образовательного процесса от модели «школы научения» к «школе мышления», приобщающей ученика к первоисточнику мысли — миру природы.

Трактовка обучения как эмоционально насыщенного процесса самостоятельного поиска знаний — учить ребенка учиться, дать почувствовать радость умственного труда, радость познания, радость успеха в учении как источника внутренних сил ребенка, рождающих энергию для преодоления трудностей.

Придание воспитывающего смысла обучению: воспитание ума, воспитание памяти (гармония мысли и усилий памяти), воспитание привычки «трудиться умственно», — как ощущение внутренней свободы, гармонии с самим собой.

Выход из кризисных процессов в жизни общества, человека В.А. Сухомлинский видел в разработке этических проблем дидактики, осмыслении роли человека как «творца собственных знаний», построении образовательного процесса, стержнем которого является духовно-нравственный ориентир.

В.А. Сухомлинский обосновал необходимость выстраивания содержания учебных предметов на основе гармоничного сочетания традиционного круга знаний с ценностями культуры и искусства (народный эпос, традиции, праздники, учебные загадки, сочинения, сказки, музыка, рисование) и построения на данной основе необязательной «второй» самообразовательной программой.

В дидактической системе В.А. Сухомлинского рельефно просматривается ее гуманистический характер, проявляющийся в ориентации на радость познания как специфическую ситуацию достижения успеха, совместную деятельность, опытную проверку знаний. Путь усвоения знаний он представлял как педагогическое взаимодействие учителя и ученика, «чувствование духовного мира каждого ребенка», где осуществляется эмоционально-интеллектуальная эстафета: «знания учителя — чувство учителя — чувство ученика — знание ученика».