DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций

Поступления 21.09.2012

Материалы

загрузка...

Поэтика поздней прозы Н.С. Лескова: интертекстуальный аспект

Федотова Анна Александровна, 21.09.2012

 

Федотова Анна Александровна

ПОЭТИКА ПОЗДНЕЙ ПРОЗЫ Н.С. ЛЕСКОВА:

ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

10.01.01 – русская литература

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата филологических наук

Ярославль

2012 Работы выполнена на кафедре русской литературы

ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический

университет им. К.Д. Ушинского»

Научный руководитель: доктор филологических наук, доцент, заведующая кафедрой русской литературы ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского» Лученецкая-Бурдина Ирина Юрьевна

Официальные оппоненты: доктор филологических наук, старший научный сотрудник Института филологических исследований ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет» Ильинская Татьяна Борисовна

кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и методики преподавания иностранных языков ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского» Валитов Андрей Рафикович

Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова»

Защита состоится «25» октября 2012 года в 11 часов на заседании совета Д 212.307.05 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук при ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского» по адресу: 150000, г. Ярославль, Которосльная наб., д. 46-в, ауд. 506.

Отзывы на автореферат присылать по адресу: 150000, г. Ярославль, ул. Республиканская, д. 108.

С диссертацией можно ознакомиться в фундаментальной библиотеке ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского» по адресу: г. Ярославль, ул. Республиканская, д. 108.

Автореферат разослан « » 2012 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат филологических наук В.А. Тихомирова ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

В последние два десятилетия в литературоведении заметно возрос интерес к творчеству Н.С. Лескова. Освоение и осмысление его прозы связано с исследованием поэтики писателя, решение вопроса о своеобразии которой еще далеко от завершения. Хотя ряд произведений Лескова, ставших хрестоматийными («Соборяне», «Запечатленный ангел», «Очарованный странник»), рассмотрен в деталях (труды А.А. Горелова, Б.С. Дыхановой, И.В. Столяровой, М.А. Цейтлина и др.), многочисленные поздние художественные и публицистические работы писателя на данный момент остаются еще фактически не изученными. Если такие вопросы, как своеобразие используемых Лесковым форм повествования, в частности сказовой формы, особенности языка писателя, влияние на его творчество традиций фольклора и древнерусской литературы, проанализированы достаточно основательно (исследования И.П. Видуэцкой, В.А. Гебель, Л.П. Гроссмана, Г.Ю. Завгородней, Г.В. Мосалевой, В.Ю. Троицкого и др.), то проблемы жанрового новаторства лесковской прозы, ее мотивной и интертекстуальной структуры еще только поставлены.

Одной из актуальных проблем лескововедения является поиск стилевых доминант поздней прозы писателя. Последовательная характеристика отдельных аспектов поэтики зачастую оказывается малоэффективной, поскольку понимание сущности определенного эстетического явления предполагает выявление некоего стержня, структурирующего вокруг себя все основные свойства этого явления. Наша научная гипотеза заключается в том, что исследование прозы Лескова 1880-х – 1890-х гг. с точки зрения интертекстуальности дает возможность перейти к системному анализу поэтики его позднего творчества.

Актуальность работы связана с особым интересом современного литературоведения к наследию писателей – классиков, чье творчество рассматривается в новых ракурсах, в этом контексте обращение к творчеству Лескова с точки зрения интертекстуальности особенно показательно, так как дает возможность выявить основополагающие принципы его творчества.

Актуальность диссертации определена тем, что в ней:

разрабатываются новые методологические подходы к изучению классической литературы;

предлагается интерпретация поздней прозы писателя как самобытной художественной системы;

реализуется комплексный анализ поэтики Лескова в интертекстуальном аспекте, который позволяет выявить особенности осуществлявшегося в русской литературе рубежа XIX – XX веков перехода от классической к неклассической парадигме художественности.

Цель работы состоит в исследовании поздней прозы Лескова с точки зрения интертекстуальности и установлении конструктивных принципов, объединяющих основные уровни и элементы созданного писателем художественного мира. Цель диссертации обусловила постановку следующих задач:

определить значение интертекстуальности в формировании художественной системы произведений Лескова 1880-х – 1890-х гг.;

исследовать специфику реализации различных типов интертекстуальности в поздней прозе писателя;

выявить основные способы использования Лесковым «чужого» текста и важнейшие функции интертекстуальности в позднем творчестве писателя;

охарактеризовать особенности формирования диалогического пространства произведений Лескова с учетом межтекстовых связей;

на основе анализа интертекстуальных аспектов поздней прозы писателя выделить доминанты его индивидуального стиля.

Поэтика поздней прозы Лескова, рассмотренная с точки зрения интертекстуальности как принципа текстопорождения, является объектом данного исследования.

Предметом исследования в диссертации при таком подходе становятся авторские стратегии работы с «чужими» текстами и способы реализации «чужого» слова в произведениях Лескова.

Материалом исследования послужили произведения Лескова, принадлежащие к различным дискурсивным типам: публицистическому (очерки «Святительские тени» (1881), «Край погибели» (1881), «Церковные интриганы» (1882)) и художественному («византийские» легенды «Прекрасная Аза» (1888), «Легенда о совестном Даниле» (1888), «Гора» (1890), повести «Полунощники» (1891) и «Зимний день» (1894)).

Выбор для анализа с точки зрения интертекстуальности позднего творчества писателя мотивирован несколькими причинами. Во-первых, произведения конца 1880-х – 1890-х гг. стали итогом того длительного эксперимента в прозе, который он вел на протяжении всей своей жизни. К этому времени индивидуальный стиль Лескова уже сложился, что предполагает особую важность изучения написанных в этот период произведений. Во-вторых, этот период творчества писателя остается недостаточно изученным современными исследователями.

Рассмотрение поздней прозы Лескова в интертекстуальном аспекте предполагает необходимость изучения особенностей реализации в его произведениях основных типов интертекстуальности. В связи с этим для анализа нами были привлечены тексты очерков и «византийских» легенд Лескова, в которых писателем применяются разные способы создания пересказа и стилизации, и тексты повестей, являющиеся примерами различных моделей работы автора с цитатами и аллюзиями.