DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций

Поступления 21.09.2012

Материалы

загрузка...

Методическая система формирования исследовательской компетенции будущего учителя при изучении физики

Белянин Валерий Александрович, 21.09.2012

 

Практическую значимость выполняемых учебных исследований эмпирического уровня предлагается связать с постановкой студентами новых лабораторных работ для вуза и школы по результатам их собственных исследований. Приобретение умений и навыков постановки новых лабораторных работ, которые с необходимостью будут нужны учителю физики в будущем, выступают профессионально-значимыми целями, которые могут сыграть важную роль активизации учебной и исследовательской деятельности студента в вузе.

Рис. 9. Установка «Самопоглощение» Рис. 10. Установка «Поглощение в газах»

Последовательность продвижения студента от выполнения стандартных лабораторных работ практикума к самостоятельной постановке новых учебных лабораторных работ можно представить в виде схемы рисунка 11.

Базовые лабораторные работы обязательны для выполнения всеми студентами. Обычно это стандартные и классические работы, выполняемые студентами индивидуально или в группах по два человека на основе готовых описаний. Физические учебные исследования выполняются по этой же самой тематике, что и инвариантные работы лабораторного практикума, с помощью того же комплекта приборов, но уже без каких-либо инструкций и описаний. Руководством служит лишь методология научного исследования, в силу того, что такие исследования еще никто ранее не выполнял и литературных сведений о таких работах просто не существует.

Рис. 11. Обобщенная схема подготовки будущего учителя к постановке лабораторных работ

Физические экспериментальные задачи для новых лабораторных работ формулируются на основе выполненных ранее учебных исследований. Под адаптированную к учебному процессу экспериментальную физическую задачу разрабатывается и изготавливается лабораторная установка, выполняется ее отладка и тестирование получаемых с ее помощью экспериментальных результатов на достоверность, повторяемость и требуемую погрешность результатов. Завершает данный этап постановки лабораторной работы составление описания, которое должно стать инструкцией обучающимся к ее выполнению.

Апробация и опытная проверка работы осуществляется в вузовской учебной лаборатории, т.е. в реальном процессе подготовки учителя физики, а также при работе со школьниками профильных классов на уроках и спецкурсах.

Характерной особенностью предлагаемой методики постановки лабораторных работ является непосредственное участие студентов во всех этапах данного вида работы и объединение в единую учебную систему лабораторных занятий, курсовых работ по физике и методике обучения физике, а также выпускных квалификационных работ, что создает дополнительные условия по формированию исследовательской компетенции будущего учителя физики.

В 2012 году студенты Мутовкина Л.С., Горохова А.В. и Левашова М.Е. – выпускники педагогического направления по специальности «учитель физики и математики» Марийского государственного университета – защитили на отлично выпускные квалификационные работы по учебному исследованию явления радиоактивности. Результаты их исследований были опубликованы в трех научно-методических статьях. Среди защищаемых материалов они представили новые лабораторные работы: «Изучение поглощения ?-излучения в жидкостях», «Изучение самопоглощения ?-излучения в растворе соли KCl», «Поглощение ?-излучения в порошкообразных материалах», «Изучение поля ?-излучения радиоактивного цилиндра», «Изучение поглощения ?-излучения в полимерных материалах», «Изучение поглощения ?-излучения соли K2SO4 разной толщины в полимерных материалах».

В пятой главе «Экспериментальное обоснование и проверка результативности методической системы формирования исследовательской компетенции будущего учителя при изучении физики» дана характеристика педагогического эксперимента и его этапов, обоснован вывод о подтверждении гипотезы исследования. Сведения об организации эксперимента приведены в таблице 5.

При проведении исследования была сформулирована общая гипотеза и ряд ее следствий – частных гипотез, которые непосредственно проверялись в поисковом и обучающем исследовании (табл. 6).

Таблица 5

Общая характеристика педагогического эксперимента

Цели Годы, база Число

участников

Констатирующее исследование

Определение уровня сформированности исследовательской компетенции (исследовательских умений) студентов и учащихся; выявление причин недостаточной сформированности исследовательской компетенции учителей физики.

Обоснование актуальности разработки и необходимости внедрения МСФИК будущего учителя.

Определение исходных позиций исследования и создание материальной базы, технологическая подготовка.

Определение путей повышения результативности лабораторного практикума и практикума по решению физических задач при подготовке будущих учителей физики 1992–2000,

МарГПИ;

2007–2009,

БирГСПА,

ЧувГПУ 35 преподавателей вузов,

47 учителей физики, около 350 студентов

Поисковый эксперимент

Поиск и разработка методов практической реализации МСФИК будущего учителя при изучении физики, соответствующих создаваемой концепции.

Поиск и разработка способов включения учебного исследования и формирования исследовательской компетенции в систему учебных занятий (лекции, решение задач, лабораторный практикум) по физике и самостоятельную работу студентов.

Поиск и разработка системы контроля и диагностики уровня сформированности исследовательской компетенции студентов.

Поиск способов переноса методики формирования исследовательской компетенции в систему учебных занятий по физике учащихся профильных классов школы 2000–2006,

МарГПИ, КомиГПИ;

Школы и

лицеи г. Йошкар-Олы: № 28, Многопрофильный, поселка Ургакш 4 преподавателя,

студентов;

3 учителя физики, около 350 учащихся

Обучающий (контрольный) эксперимент

Оценка результативности применения МСФИК в учебном процессе

(лекции, практические занятия, лабораторный практикум) профессиональной подготовки по физике будущего учителя физики.

Применение элементов МСФИК в учебном процессе системы дополнительного образования учителей физики по линии Института образования и Центра аттестации и аккредитации РМЭ.

Применение элементов МСФИК в учебном процессе подготовки учащихся школ к единому государственному экзамену по физике 2006–2011,