DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций

Поступления 21.09.2012

Материалы

загрузка...

Стратегия развития транспортно-туристических кластеров региона (на примере Республики Карелия)

Соляр Александр Владимирович, 21.09.2012

 

СОЛЯР Александр Владимирович

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНО-ТУРИСТИЧЕСКИХ КЛАСТЕРОВ РЕГИОНА

(на примере Республики Карелия)

Специальность 08.00.05 –

Экономика и управление народным хозяйством

(рекреация и туризм)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук

Санкт - Петербург - 2012

Работа выполнена в НОУ ВПО «Балтийская академии туризма и предпринимательства»

Научный руководитель - доктор экономических наук, профессор

Горенбургов Михаил Абрамович

Официальные оппоненты - Клейман Анатолий Александрович,

доктор экономических наук, профессор,

НОУ ВПО «Балтийская академия туризма и предпринимательства», профессор кафедры менеджмента и маркетинга

- Боголюбов Валерий Сергеевич,

доктор экономических наук, профессор, ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет», заведующий кафедрой экономики и менеджмента в туризме и гостиничном хозяйстве

Ведущая организация - ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов»

Защита состоится 25 октября 2012 г. в 14 час. 00 мин. на заседании диссертационного совета Д 521.034.01 при НОУ ВПО «Балтийская академия туризма и предпринимательства» по адресу: 197110, г. Санкт-Петербург, ул. Петрозаводская, 13, литер А.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке НОУ ВПО «Балтийская академия туризма и предпринимательства».

Автореферат разослан 21 сентября 2012 года.

Ученый секретарь

диссертационного совета Мордашов Сергей Вениаминович

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Важнейшей задачей развития туризма в регионе является обеспечение устойчивого роста туристического потока как основы формирования финансовой базы, позволяющей рационально распределить инфраструктурную нагрузку и создать условия поддержания качества жизни населения региона на высоком уровне.

Решение этой задачи во многом определяется активностью хозяйствующих субъектов туристической сферы, их возможностями преодоления негативных внешних условий для реализации предпринимательских инноваций, привлечения туристов и поддержания инфраструктуры в актуальном состоянии. Для Российской Федерации одной из характерных особенностей является высокая степень внутрирегиональной и межрегиональной дифференциации социально-экономического развития, в том числе выраженная в разнообразных условиях ведения и организации всей предпринимательской деятельности, включая и сферу туризма, в экономике региона.

Уже сейчас произошло чрезвычайно сильное изменение парадигмы региональной политики, начавшееся в 2005 году. Этот изменение обусловил переход от концепции выравнивания к совершенно новой - концепции полюсов регионального роста, суть которой состоит в выделении основных регионов-локомотивов регионального роста, которые выступают катализаторами роста эффективности национальной и региональной экономики. Так же в её рамках активно реализуется и разрабатывается кластерный подход, направленный на развитие региональной экономики и связанный с необходимостью поиска оптимального и эффективного пространственного распределения туристических структур. Эти коренные изменения социально-экономических отношений, произошедшие в Российской Федерации, потребовали выработки новых механизмов в управлении предприятиями туристической сферы.

Пространственное распределение системы предпринимательства туристической сферы определяется, с одной стороны органами власти и управления, которые устанавливают стратегические цели и задачи, направленные на поступательное развитие туризма в регионе, улучшение обеспеченности жизнедеятельности граждан и оказывающие значительное влияние на развитие инфраструктуры бизнеса, при этом создавая свои возможности позиционирования своей территории для пространственного распределения туристических структур. С другой стороны, определяется не только особенностями развития транспортной инфраструктуры, но и особенностями экономико-географическими региона, а так же исторически сложившимися ареалами расселения.

Доступность рекреационных ресурсов для основной хозяйственной деятельности туристических структур, высокая степень развития туристической инфраструктуры в регионе снижают или компенсируют вероятность того, что проявятся негативные воздействия внешней среды, индуцируемых региональной экономикой.

Решающим фактором, непосредственно влияющим на создание благоприятных условий для роста туристической активности, а так же пространственное распределение туристических структур, выступает транспортная инфраструктура, которая оказывает прямое воздействие на уровень себестоимости услуг и надежность рационального обеспечения, формирование устойчивых взаимосвязей между предприятиями туристической сферы региона. Именно с учетом кластерного подхода транспортные системы обеспечивают целесообразность создания туристических региональных кластеров.

Поэтому разработка методики учитывающей развитие транспортной инфраструктуры при пространственном распределении региональной системы туризма в нынешних условиях актуальна, как для практических целей обеспечения экономического роста в регионе стимулирования развития обеспечивающей социальной инфраструктуры существенно повышающей качество жизни населения региона, так и для развития теории.

Степень разработанности темы исследования. Проблемами поляризованного развития, пространственной экономики занимались такие зарубежные и отечественные учёные, как В. Лаунхардт, Й. Тюнен, А. Вебер, В. Кристаллер, Н. Н. Колосовский, Ф. Перру, П. Зиновьева, Р. Нижегородцев, А. Дубнов, Л. Капустина, А. Крайнов, Н. Ларина, Р. Мельников, В. Селиверстов, С. Суспицын, Ж. Будвиль, Х. Ласуэн, П. Потье, М. Бадман, Б. Х. Алиев, О. И. Бетин, О. Э. Бессонова, В. И. Видяпина, А. И. Добрынин, В. В. Кистанов, П. М. Нестеров, А. Головков и др. Теория кластеров представлена в трудах М. Портера, Д. Хаага, С. Лодзинского, С. Соколенко, В. Кутьина, А. Воронова, Р. Коха и др., основы развития сферы услуг, предпринимательства в отраслях туризма подробно исследовались в трудах таких отечественных исследователях, как Г. Л. Багиев, И. Т. Балабанов, Е. И. Богданов, В. С. Боголюбов, Т. И. Власова, Ю. Ф. Волков, О. П. Ефимова, В. Э. Гордин, М. А. Горенбургов, В. С. Кабаков, А. П. Дурович, Н. А. Зайцева, А. Б. Здоров, Н. И. Кабушкин, А. А. Клейман, Э. А. Уткин, Б. А. Колтынюк, В. С. Юкаева, А. Б. Крутик, Н. К. Моисеева, Смирнов, Р. А. Фатхутдинов, М. М. Хайкин, Г. А. Яковлев, А. Д. Чудновский, и др.

Отдельным направлениям решения существующей проблемы функционирования и организации транспортного комплекса региона, базирующимся на использовании кластерного подхода, посвятили свои работы такие учёные, как О. В. Будрина, А. А. Мигранян, Э. М. Браверман, А. А. Мироедов, В. М. Кутьин, С. И. Соколенко, Г. А. Кононова, С. Н. Ларин, Д. А. Ялов, В. С. Лукинский, С. Лозинский, Ю. В. Михеев, В. В. Циганов.

Несмотря на тот факт, что проблемы распределения различных элементов региональной экономики в пространстве широко освящены в существующей экономической литературе, следует отметить, что недостаточно внимания уделено проблемам взаимосвязи пространственного распределения туристических структур, рассматриваемых с точки зрения кластерного подхода с учётом влияния транспортно-туристической инфраструктуры.

Цель диссертационного исследования заключается в разработке теоретических положений, методических подходов и практических рекомендаций рационального пространственного распределения туристических и иных структур региона на основе совершенствования транспортной инфраструктуры.

Реализация данной цели подразумевает постановку и решение ряда научно-практических задач, отражающих логическую структуру и последовательность этапов исследования:

- предложить признаки, позволяющие классифицировать и определить привлекательность регионов для развития предпринимательства в сфере туризма за счет систематизации и оптимизации современных подходов к классификации регионов России и представить их типологию;

- обосновать рациональность использования положений кластерного подхода как основы оптимального пространственного распределения туристических структур, который обеспечивает устойчивый рост региональной экономики;

- установить роль и место региональной транспортно-туристической инфраструктуры в росте валового регионального продукта и создании зон туристической активности;