DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций

Поступления 21.09.2012

Материалы

загрузка...

Развитие стилевого слуха у учащихся старших классов детской школы искусств

Чиркина Дарья Владимировна, 21.09.2012

 

Чиркина Дарья Владимировна

РАЗВИТИЕ СТИЛЕВОГО СЛУХА У УЧАЩИХСЯ

СТАРШИХ КЛАССОВ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ

13.00.02 – Теория и методика обучения и воспитания

(музыка; уровень дополнительного образования)

А В Т О Р Е Ф Е Р А Т

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Екатеринбург – 2012

Работа выполнена в ГБОУ ВПО

«Южно-Уральский государственный институт искусств им. П.И. Чайковского»

Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор

Сизова Елена Равильевна

Официальные оппоненты:

Сухова Лариса Георгиевна, доктор педагогических наук, профессор, ФГБОУ ВПО «Саратовская государственная консерватория им. Л.В.Собинова», профессор кафедры истории, теории исполнительского искусства и музыкальной педагогики

Недосекина Алевтина Григорьевна, доктор педагогических наук, профессор, ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет», профессор кафедры эстетики, этики и культурологии

Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева»

Защита состоится 26 октября 2012 г. в 12.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.283.05 на базе ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет» по адресу: 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26, ауд. 316.

С диссертацией можно ознакомиться в диссертационном зале информационно-интеллектуального центра (научная библиотека) Уральского государственного педагогического университета.

Автореферат разослан «19» сентября 2012 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета Матвеева Лада Викторовна

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. В современном постиндустриальном обществе, характеризующемся тенденциями глобализации, информатизации, социального прагматизма, остро встает проблема развития духовно-нравственной и художественной культуры учащихся. Особая роль в этом процессе отводится учреждениям дополнительного образования детей – детским школам искусств, где обучаемые получают знания об искусстве и овладевают способами реализации художественной деятельности. Составной частью духовной культуры учащихся школ искусств является музыкальная культура, в основе которой лежит ценностное отношение к музыке и владение фундаментальными категориями искусства, одной из важнейших среди которых является категория стиля.

Стиль – универсальная, всеобъемлющая категория, характеризующая все виды искусства и объединяющая в себе содержательные и структурно-грамматические характеристики произведений художественного творчества. Категория музыкального стиля обладает своей спецификой, связанной, прежде всего, со звуковой формой выражения музыкального содержания. Произведения музыкального искусства воспринимаются посредством слухового анализатора, поэтому для понимания категории музыкального стиля и осуществления полноценной музыкальной деятельности музыканту необходимо обладать развитым стилевым слухом.

Стилевой слух понимается нами как способность личности воспринимать музыкальный стиль на основе внешних звуковых проявлений его признаков, оценивать адекватность отражения стилевых элементов в искусстве и осознавать содержание музыкального произведения в стилевом контексте, проявляющаяся во всех видах музыкальной деятельности (исполнительской, слушательской, аналитической, композиторской). Данная способность входит в структуру музыкальной культуры личности, а также является показателем профессионализма и компетентности музыканта, так как обеспечивает высокое качество решения творческих задач, связанных с восприятием, изучением и интерпретацией музыкальных произведений, что определяет актуальность развития стилевого слуха у учащихся детской школы искусств.

Термин «стилевой слух» принадлежит М.В.Карасевой и применяется для обозначения особенностей психологических факторов слухового восприятия стиля. Однако, данное понятие не получило широкого распространения в музыкально-педагогической среде, и в большинстве научных исследований, посвященных проблемам освоения стиля учащимися, используются другие смежные термины: «стилевое чутьё», «чувство стиля», «музыкальное чутьё» (Ю.Б.Алиев, Е.Д.Критская, Е.В.Назайкинский, М.С.Старчеус, О.В.Усачева, Л.В.Школяр). Все перечисленные определения содержательно схожи, однако термин «стилевой слух», на наш взгляд, в большей степени отражает ведущую и основополагающую роль слухового восприятия в осознании и понимании стилевой специфики музыкальных произведений. Следует отметить, что указанные термины ученые применяют по отношению к музыкальному обучению учащихся общеобразовательных школ, а также студентов музыкальных колледжей и вузов, применительно к детской школе искусств данная терминология не используется.

Основы теоретического понимания категории стиля в искусстве заложены в трудах известных философов и искусствоведов – В.Г.Власова, А.С.Доценко, А.Ф.Лосева, А.Н.Соколова и др. На основе их исследований разрабатываются проблемы, связанные с различными аспектами проявления стиля в музыке: вопросы стилевой интерпретации музыкальных произведений (Д.А.Рабинович, В.П.Чинаев и др.), особенности психологии стилевого восприятия музыки (М.В.Карасева, В.В.Медушевский, Е.В.Назайкинский, Е.А.Ручьевская и др.), специфика стилевого анализа музыкальных сочинений (Л.Н.Березовчук, В.Б.Валькова, Г.В.Григорьева, М.Н.Лобанова, М.К.Михайлов, Г.Б.Тараева, Ю.Н.Холопов и др.). Музыканты-практики обращаются к осмыслению проблем стиля в композиторском творчестве (Э.В.Денисов, И.Ф.Стравинский, А.Г.Шнитке, Р.К.Щедрин и др.).

Современной музыкальной педагогикой накоплен значительный опыт в области обучения музыке на стилевой основе. Проблемы стиля широко представлены в трудах музыковедов, посвященных обоснованию и внедрению в учебный процесс музыкальных вузов и колледжей принципов стилевого подхода. В рамках данных исследований разрабатываются историко-стилевые курсы музыкально-теоретических дисциплин (Н.С.Гуляницкая, Ю.Н.Рагс, Г.Б.Тараева и др.) и методика анализа музыкальных произведений с позиций стиля (Л.С.Дьячкова, Е.В.Назайкинский, Ю.Н.Холопов и др.), изучаются особенности развития историко-стилевого мышления у студентов (Л.А.Секретова).

Педагогические аспекты стилевого подхода широко исследованы в рамках высшего музыкально-педагогического образования (Т.И.Клочкова, Н.Г.Куприна, А.И.Николаева, О.В.Усачева и др.) и общего музыкально-эстетического образования (Ю.Б.Алиев, Е.Д. Критская, Э.И.Плотица, Л.С.Старобинский и др.). Учеными изучены теоретические основы внедрения стилевого подхода в учебный процесс школы и вуза, выявлены воспитательные функции стиля, разработаны методики освоения стиля учащимися, основанные, главным образом, на слушательской деятельности. Решая проблему развития способности адекватно воспринимать и осознавать музыкальный стиль, педагоги и музыковеды опираются на эмоциональное восприятие музыки (Е.Д.Критская, Л.В.Школяр), музыкальный слух (Ю.Б.Алиев, М.В.Карасева, М.С.Старчеус, О.В.Усачева), интеллектуально-знаниевую базу в сочетании с «интуитивным распознаванием» (Е.В.Назайкинский).

Вышеперечисленные методики освоения стиля в процессе музыкального образования, как правило, связаны либо с изучением конкретных учебных дисциплин, либо с каким-то определенным видом музыкальной деятельности (в большинстве случаев слушательской и аналитической). Однако, основополагающее качество способности стилевого слышания – её интегральная, многокомпонентная природа, включающая эмоциональную, знаниевую, деятельностную и ценностную составляющие, в большинстве случаев не раскрыта и не учтена в полной мере. Предложенные методики не всегда полно используют возможности всех видов музыкальной деятельности, в особенности исполнительской и композиторской, обеспечивающих практическое освоение стиля и, как правило, не опираются на межпредметные связи различных музыкальных дисциплин. Кроме того, перечисленные исследования касаются, главным образом, проблем стилевого обучения и воспитания в сфере профессионального музыкального и музыкально-педагогического образования, а также общего музыкального образования, в то время как область дополнительного образования, осуществляемого в рамках детских школ искусств, недостаточно активно задействована в решении данного вопроса.

В свою очередь, современная система обучения в детских школах искусств не всегда обеспечивает возможность эффективного развития стилевого слуха учащихся. Преподавание учебных дисциплин – теоретических и исполнительских – нередко ведется разрозненно, не имеет единых целевых ориентиров и методических связей, что приводит к отсутствию прочного практического закрепления теоретических знаний в области музыкальных стилей (В.П.Середа, А.И.Тихонова). В большинстве случаев обучение ведется на материале музыки классико-романтической традиции, а произведения более ранних стилей, также как и современных авторов, необходимые для создания у учащихся полного представления о стилевой эволюции искусства, включаются эпизодически, вне связи с системой стилей. В целом задача привлечения разнообразного стилевого материала, в особенности в теоретических классах, не ставится, что также является препятствием в процессе развития стилевого слуха.

В то же время педагоги-музыканты осознают, что освоение категории стиля и развитие стилевого слуха у учащихся школ искусств сегодня является объективной необходимостью и обусловлено рядом факторов. Школа призвана воспитывать не только грамотных любителей музыки, для которых способность стилевого слышания является показателем уровня музыкальной культуры личности, но и будущих профессионалов, для которых владение фундаментальными категориями искусства, в том числе категорией стиля, является необходимым профессиональным качеством, залогом компетентности и способности решать серьёзные творческие задачи. Кроме того, стилевой плюрализм современной художественной культуры и полистилистичность музыкального искусства делают категорию стиля универсальной, проявляющейся во всех областях художественного творчества. Задача грамотной оценки и интерпретации произведений искусства требует наличия у музыканта не только системы знаний о стилях, но и умений слышать, воспроизводить и осознавать стилевое значение музыкальных элементов, что обусловливает актуальность всестороннего освоения категории стиля во всех видах музыкальной деятельности учащихся, включая слуховую. Развитие стилевого слуха целесообразно начинать в старших классах школы искусств, когда учащиеся уже обладают необходимым объемом музыкальных знаний, имеют достаточный опыт музыкально-слуховой и исполнительской деятельности, позволяющими осознанно воспринимать стиль.

В последние годы в образовательный процесс детских школ искусств активно внедряются элементы стилевого подхода: по стилевому принципу построен курс музыкальной литературы и мировой художественной культуры в старших классах, о выражении стилевой специфики произведения часто говорится в исполнительских классах (А.Д.Алексеев, Г.М.Коган, Е.Я.Либерман, Я.И.Мильштейн и др.). Но конкретных методик, реализующих стилевой подход, пока не разработано и вопрос развития стилевого слуха в образовательном процессе школы искусств до настоящего времени не становился предметом специального научного исследования.

Все вышесказанное свидетельствует о том, что в настоящее время объективно существуют противоречия:

– социально-педагогического характера – между стоящей перед детской школой искусств задачей развития стилевого слуха как компонента музыкальной культуры личности и показателя компетентности музыканта, и сложившейся практикой обучения, не обеспечивающей решение данной задачи;

– научно-педагогического характера – между разработанностью теории стилевого обучения и воспитания в педагогике общего музыкального образования, профессионального музыкального и музыкально-педагогического образования и недостатком подобных научных исследований в педагогике дополнительного музыкального образования;

– научно-методического характера – между осознанием значимости развития стилевого слуха как одной из важнейших музыкальных способностей, и отсутствием методического обеспечения этого процесса в условиях детской школы искусств.

Данные противоречия позволили обозначить проблему исследования, которая формулируется следующим образом: каковы теоретико-методические основы обучения, обеспечивающие развитие стилевого слуха у учащихся старших классов детской школы искусств?

Проблема исследования обусловила выбор темы: «Развитие стилевого слуха у учащихся старших классов детской школы искусств».