DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций

Поступления 21.09.2012

Материалы

загрузка...

Продуктивный подход в иноязычном образовании (аксиологические аспекты)

Рубцова Анна Владимировна, 21.09.2012

 

культурно-прагматического минимума и формирование

стилистической культуры

общения для объективно-

адекватного контакта с

представителями других культур продуктивно-исследовательские

овладения ИЯ в процессе продуктивной иноязычной образовательной деятельности с опорой на проблемно-исследовательские задания профессионально-ориентированные

владение ИЯ и знанием иноязычной культуры выпускником вуза на конструктивно-функциональном уровне, позволяющем специалисту осуществлять полноценную профессиональную иноязычную коммуникацию

формирование личности студента как человека культуры

Таким образом, обоснование основополагающей теоретико-методической позиции продуктивного подхода позволило перейти к определению его организационно-технологического компонента, включающего в себя продуктивные лингводидактические технологии реализации профессионально-ориентированного иноязычного образования.

В четвёртой главе «Методико-технологическое содержание продуктивного подхода» разработаны и теоретически обоснованы продуктивные лингводидактические технологии реализации профессионально-ориентированного иноязычного образования, психолого-педагогической основой которых выступает концепция «современных образовательных технологий в обучении иностранным языкам», где в  качестве «субъекта» выступает, прежде всего, обучающийся «независимо от того, на какой возрастной или социальной ступени развития он находится, и в каких конкретных педагогических условиях осуществляется образовательный процесс – идет ли он под непосредственным (или опосредованным) контролем преподавателя или, напротив, внешне осуществляется полностью самостоятельно, благодаря использованию учащимися разработанных преподавателем различных процедур и средств самоконтроля за ходом и результатами своей учебной деятельности» (Н.Н. Нечаев).

Исходя из этого под инновационной продуктивной лингводидактической технологией в данном исследовании понимается системная организация учебно-воспитательного процесса, форма воспитывающего профессионально-ориентированного иноязычного образования, осуществляемого студентом в режиме самоуправления с опорой на творческую активность личности и её рефлексивную самооценку в процессе овладения ИЯ, направленная на создание иноязычного текстового продукта как средства профессионального и личностного роста обучающегося. В ходе исследования были выделены функционально-содержательные параметры практической реализации продуктивной лингводидактической технологии как методико-технологической составляющей продуктивного подхода.

Технология автономного продуктивно-модульного обучения ИЯ определяется в данном исследовании как тип инновационной лингводидактической технологии реализации профессионально-ориентированного иноязычного образования, которая направлена на повышение продуктивности обучения ИЯ в вузе, представляет собой целостную высокотехнологичную обучающую систему управления учебно-воспитательным процессом, и отвечает всем стратегическим параметрам продуктивного подхода как средства самоопределения и развития личности обучающегося.

Основная суть технологии автономного продуктивно-модульного обучения ИЯ заключается в том, что формирование иноязычной продуктивно-деятельностной компетентности осуществляется путём расширенного структурирования содержания обучения, выбора адекватных методов и приёмов овладения ИЯ, средств и форм обучения с учётом приоритетности самостоятельного их выбора студентом. При этом процесс овладения ИЯ происходит в условиях реализации индивидуальной учебной траектории, что в целом обеспечивает продуктивный характер целостного учебно-воспитательного процесса. Содержательно-функциональная основа лингводидактической технологии автономного продуктивно-модульного обучения ИЯ представлена на технологической схеме 12.

Вместе с тем, развивающей целью технологии автономного продуктивно-модульного обучения ИЯ является индивидуализация процесса овладения ИЯ и создание наиболее благоприятных условий развития личности обучающегося путём обеспечения вариативности и гибкости содержания обучения, приспособления лингводидактической системы к индивидуальным потребностям индивида и уровню его базовой языковой подготовки посредством организации овладения ИЯ по индивидуальной учебной программе в автономном режиме.

Специфика овладения ИЯ в рамках технологии автономного продуктивно-модульного обучения заключается в:

- индивидуализации обучения ИЯ;

- консультативно-методической поддержке студента преподавателем в области овладения стратегиями и умениями продуктивной иноязычной образовательной деятельности;

- систематизации материалов для самоконтроля и самооценки уровня владения ИЯ, уровневого контроля различных аспектов владения ИЯ, самостоятельного мониторинга студентом динамики овладения и совершенствования ИЯ;

- обеспечении студента системно структурированными уровневыми учебными материалами по различным аспектам овладения ИЯ;

- ориентации студента на создание личностного иноязычного текстового продукта;

- продуктивном использования ресурсной методической базы с целью организации автономного овладения ИЯ;

- ориентации учебно-воспитательного процесса на развитие креативности студента и его самореализацию в языковой, информационной и образовательной среде.

Формирование иноязычной продуктивно-деятельностной компетентности в ходе автономного продуктивно-модульного обучения ИЯ обеспечивается за счёт:

- формирования технологической базы иноязычной продуктивно-деятельностной компетентности;

- формирования умений целеполагания в области изучения ИЯ;

- развития рефлексивной самооценки;

- создания условий для самоуправления студентом своей учебной деятельностью и проявления деловой активности в овладении и использовании ИЯ;

- развития умений учебного сотрудничества;

- развития креативности и самореализации студента в информационной и воспитывающей образовательной среде.

В данной главе в свою очередь определяется структура учебной программы автономного продуктивно-модульного обучения ИЯ, которая имеет нижеследующее содержание (см. схему 5).

схема 5

Структура учебной программы автономного продуктивно-модульного обучения ИЯ

продуктивно-целевой компонент структурные элементы содержания учебных модулей структура освоения ИЯ на основе технологии автономного продуктивно-модульного обучения с позиции обучающегося функциональная направленность личностного иноязычного речевого продукта обучающегося

-установление комплексной лингводидактической цели и названия модульной программы;

-обозначение интегрирующих целей и названий соответствующих им модулей;

-проектирование структуры модульной программы;

- определение структуры частных целей в составе каждой интегрирующей лингводидактической цели;

-моделирование структуры конкретного модуля на основе структуры частных целей. -лингводидактические цели как форма целевой программы действий для обучающегося;

- учебный материал, структурированный на учебные элементы и методическое обеспечение его освоения;

- способы контроля, самоконтроля, формы и методы освоения ИЯ. -целеполагание, включая мотивационный аспект;