DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций

Поступления 21.07.2008

Материалы

загрузка...

Социальная политика государства в управлении субъектом российской федерации (на примере г. москвы)

Филиппова Надежда Павловна, 21.07.2008

 

Теоретическую базу диссертации составили исследования форм и методов социальной политики, осуществляемой на общегосударственном и региональном уровнях; работы по региональной экономике, а также по экономике федеративных отношений и разграничению полномочий в сфере социального регулирования.

Степень научной разработанности проблемы. Вопросы социальной политики государства, в том числе, на региональном уровне представлены во многих исследованиях отечественных и зарубежных ученых. Базовые положения теоретико-методологического характера по данному направлению исследований сформулированы в трудах Л.И.Абалкина, Е.М.Бухвальда, С.Д.Валентея, А.В.Виленского, С.Ю.Глазьева, А.Г.Гранберга, Р.С. Гринберга, А.С.Жолкова, В.В.Ивантера, В.В.Котилко, В.Н.Лексина, Д.С.Львова, Б.З Мильнера, Г.А.Парсаданова, О.С.Пчелинцева, П.В.Савченко, Д.Е.Сорокина и др. Из зарубежных авторов, исследовавших вопросы социальной политики государства, следует отметить работы Г.Боуэна, А.Пигу, М. Фридмена, Ф.Хайека, Г.Хэззлита и других.

Вместе с тем, в имеющихся исследованиях еще недостаточно уделяется внимания наиболее актуальным, приоритетным задачам социальной политики и той роли, которую может сыграть в их решении региональное звено управления. Не до конца выявлены и те особые возможности в сфере социального регулирования, которыми обладает группа наиболее высокоразвитых регионов страны (в частности, город Москва); механизмы и инструменты, в перспективе составляющие принципиально новую модель разграничения полномочий в рамках общегосударственной политики социального развития.

Информационную базу исследования составили материалы Госкомстата РФ и Московского городского комитета по статистике, программные разработки Правительства РФ и Правительства Москвы, Минэкономразвития РФ и других федеральных и региональных ведомств, аналитические материалы научных институтов РАН, законодательные и нормативно-правовые акты органов государственной власти Российской Федерации и Москвы, материалы международных экономических организаций и пр.

Научная новизна результатов диссертации заключается в обосновании социальной сферы как особого объекта государственной политики, а также в выявлении путей совершенствования этой политики на региональном уровне управления, в том числе, с учетом специфических особенностей и возможностей столичного региона. Научная новизна диссертационной работы характеризуется следующими основными положениями:

Разработаны методические основы анализа социальной сферы как объекта государственного регулирования; выявлены задачи в области управления социальными процессами на уровне субъекта Федерации, а также их место в системе управления социально-экономическим развитием региона в целом. Определены задачи в области социальной политики, решение которых в настоящее время формирует первооснову «социальной базы» устойчивого и инновационного развития экономики.

Обозначена система субъектов социальной политики; показано, что роль федерального государства и его субъектов в сфере управления социальными процессами не сводится лишь к обеспечению эффективной работы их собственных институтов, а предполагает координацию усилий всех субъектов этой политики, в том числе, и институтов гражданского общества.

Выделены приоритетные направления социальной политики субъекта РФ и определены стратегические и тактические пути их реализации, в том числе, за счет совершенствования бюджетного процесса в целях устойчивого финансового обеспечения социальной политики, а также на основе развития социального партнерства, в т.ч. государства и частного бизнеса.

Показано, что региональное звено управления в перспективе должно рассматриваться в качестве ключевого при реализации социальной политики государства, что определяется значительной региональной спецификой социальной политики, целей и условий ее реализации.

На примере г. Москвы обоснована комплексная концепция государственной социальной политики на региональном уровне; предложены экономические механизмы реализации этой политики на основе ее интеграции в единую систему управления экономикой и социальной сферой города.

Разработаны методические основы системы планово-оценочных регуляторов (СПОР), позволяющих оценивать результаты реализации мероприятий в рамках социальной политики, проводить анализ и прогноз развития социальной сферы, в том числе на региональном уровне.

Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что сформулированные в нем предложения могут быть использованы в деятельности органов исполнительной власти федерального уровня, а также в работе Правительства г. Москвы, администраций других регионов и городов России. В этом направлении в диссертации предложены:

* методы сравнительного анализа текущей ситуации, мониторинга и прогнозных оценок развития социальной сферы на федеральном, региональном и местном уровнях;

* варианты уточнения распределения полномочий между различными уровнями государственной власти в социальной сфере;

* методические подходы к разработке концепций и программ развития социальной сферы в регионах и городах России;

* предложения по совершенствованию системы управления социальной сферой на различных уровнях власти, а также по взаимодействию государственных органов власти с частным бизнесом, негосударственными организациями и гражданами в финансовом обеспечении и решении ключевых социальных вопросов.

Теоретические положения диссертации могут быть использованы в системе повышения квалификации и переподготовки кадров регионального и муниципального звена управления, а также найти применение в соответствующих разделах учебных курсов ВУЗов: «Макроэкономика», «Государственное и муниципальное управление», «Региональная экономика».

Апробация результатов исследования

Основные положения исследования были представлены автором на научных конференциях и форумах. Результаты исследования обсуждались на Международном форуме «Мировой опыт и экономика России» 20 мая 2004 г., г. Москва; на II Всероссийской научно-практической конференции «Теоретические проблемы экономической безопасности России в XXI веке» - Томск, 2005 г. Результаты диссертационного исследования нашли практическое отражение в работе префектуры Северного административного округа г. Москвы и Управления координации деятельности Комплекса социальной сферы г. Москвы при разработке 3-летнего плана социально экономического развития города на 2008-2010 гг.

Тема диссертационного исследования соответствует п.2.8 специальности 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством» - «Социальные факторы и социальные последствия экономического развития; экономические и инструментарий социальной политики».

Основные положения диссертации изложены в 6 научных публикациях общим объемом 3,8 п.л., из них две – в изданиях из перечня, рекомендованного

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложений.

Структура работы

Глава 1. Социальная сфера как объект государственного регулирования.

Роль и функции социальной политики в общественном развитии.

Виды современной социальной политики и ее субъекты.

1.3. Проблемы и возможности децентрализации в социальной политике.

Глава 2. Современные проблемы государственной социальной политики в Российской Федерации и ее субъектах.

2.1. Новые приоритеты и развитие основных инструментов

государственной социальной политики.

2.2. Пути преодоления социального неравенства.

2.3. Совершенствование бюджетного процесса в целях финансового

обеспечения развития социальной сферы.

Глава 3. Совершенствование механизмов управления социальной политикой на региональном уровне.

3.1. Специфика столичного мегаполиса и проблемы его социальной сферы

3.2. Концептуальные основы социальной политики в Москве и

основные механизмы их реализации.

3.3. Формирование системы мониторинга социальной сферы и

социальной политики на региональном уровне.

Заключение