DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций

Поступления 21.07.2008

Материалы

загрузка...

Адаптация студенчества к профессиональной деятельности как объект философского анализа

Алехин Илья Валерьевич, 21.07.2008

 

В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи исследования:

рассмотреть адаптацию как социально-философскую категорию;

выявить социокультурные условия трудовой и профессиональной адаптации студенчества;

выявить противоречия в развитии системы высшего образования современной России, влияющие на профессиональную адаптацию студенчества;

проанализировать возможности оптимизации профессиональной адаптации студенчества (на примере Республики Башкортостан).

Эмпирическая база исследования: В марте-апреле 2007 году автором было проведено собственное исследование в вузах Республики Башкортостан, в ходе которого было опрошено 484 респондента. Отбор из генеральной совокупности был произведен на основе пропорциональной выборки, что дало возможность получить достаточно точное представление об основных параметрах объекта в целом.

Методологическая база исследования. В качестве методологической основы исследования выступает системный подход, а также элементы социокультурного подхода, характеризующего изменения социальной обстановки через культурные артефакты, и аксиологического подхода, позволяющего осуществлять анализ социальных изменений через призму ценностной системы общества.

Теоретическая значимость и практическая значимость работы. Теоретическая значимость работы состоит в том, что она представляет собой попытку решения важной теоретической и практической проблемы – адаптации студентов вузов к профессиональной деятельности в процессе обучения в вузе и их послевузовской деятельности.

Практическая значимость работы заключается том, что ее положения и выводы могут быть использованы: министерствами и ведомствами при определении направлений подготовки и трудоустройства молодых специалистов, руководством вузов - для корректировки содержания существующих учебных программ. Кроме того, результаты работы найдут свое применение при создании Республиканской программы социальной адаптации выпускников; а также в процессе преподавания социальной философии, социологии, культурологии, социальной антропологии и др.

Научная новизна исследования заключается в том, что автором:

уточнено понятие «профессиональная адаптация студенчества», под которой понимается способность индивида к дальнейшему личностному и социальному развитию в условиях негативной социальной среды и преобразованию её путем самореализации в профессиональной деятельности;

выявлены социальные, экономические, культурные, психологические факторы, тормозящие процесс профессиональной адаптации студенчества в условиях современного российского общества;

установлено отсутствие прямой зависимости между процессами профессиональной и трудовой адаптации; доказано, что успешная профессиональная адаптация не всегда приводит к позитивной трудовой, а успешная трудовая не всегда предшествует профессиональной;

разработана программа мероприятий для государственных органов и администрации вузов, обеспечивающая эффективную адаптацию выпускников вузов к профессиональной деятельности.

Апробация исследования. Основные положения и выводы диссертационного исследования докладывались автором на ряде научных и научно-практических конференций, в том числе: на международной научной конференции «III Садыковские чтения» (Уфа, 15-16 июня 2006 г.), на всероссийской конференции «Россия и Башкортостан: историко-социальное взаимодействие» (Уфа, 16 мая 2007 г.), на международной научной конференции «IV Садыковские чтения» (Уфа, 23 июня 2008 г.), а также отражены в 6 публикациях автора общим объёмом 1,8 п.л.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав (по два параграфа в каждой), заключения и списка литературы, включающего 205 наименований. Общий объём диссертации -150 страниц.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении обосновывается актуальность темы исследования, характеризуется степень её научной разработанности, определяется цель и задачи исследования, объект и предмет, показана научная новизна диссертации, её теоретическая и практическая значимость, указана апробация работы.

Первая глава «Социально-философские аспекты адаптации» посвящена обоснованию использования адаптации как социально-философской категории, а также осмыслению общего и особенного в методологических подходах к её

В первом параграфе «Адаптация как социально-философская категория: основные подходы» автор раскрывает сущность понятия адаптации, его соотношение с понятиями «социальная адаптация», «адаптивная среда», «первичная и вторичная адаптация» и другие, между которыми обозначена преемственность.

Автор отмечает, что представление об адаптации как о приспособительных свойствах человека к изменяющимся условиям окружающей среды пришло в социально-гуманитарные науки из биологии. В дальнейшем понятие «адаптация» стало рассматриваться как процесс активного приспособления группы или отдельной личности к определенным условиям, нормам и ценностям материальной среды, как составная часть процесса социализации.

С позиции философии, адаптация рассматривается как социальный вид взаимодействия личности и социальной группы с социальной средой и обществом в целом, в ходе которого согласовываются требования и ожидания его участников. При этом важнейшим компонентом адаптации становится согласование самооценок и притязаний субъекта с его возможностями и с реальностью социальной среды.

Диссертант рассматривает процесс адаптации как переход личности от одного качественного состояния к другому, для чего им используется понятие «механизм адаптации». Поскольку этот процесс, на взгляд автора, идет не только в позитивном, но и в негативном направлении, то весьма обоснованным является его обращение к понятиям «реадаптация» и «дезадаптация».

Особое внимание диссертант уделяет таким аспектам как формирование адаптивной образовательной системы, первичным звеном которой является средняя школа, затем средние и высшие учебные заведения, производство.

Автор делает попытку рассмотреть основные подходы к пониманию адаптации: личностно-ориентированный подход, деятельностный, культурологический, аксиологический и др.

Автор показывает, что наиболее разработанным в зарубежной и отечественной науке является личностно-ориентированный подход, в рамках которого признается индивидуальность и самоценность личности, которые обеспечивают развитие личности через организацию ее деятельности.

Представители деятельностного подхода полагают, что, поскольку деятельность играет важную роль в развитии личности, то можно выявить роль деятельности в процессе адаптации к изменяющимся условиям общественной жизни.

Культурологический подход предполагает объединение в целостном непрерывном образовательном процессе адаптивной образовательной среды учебных заведений специальных, общекультурных и психолого-педагогических блоков знаний по конкретным учебным дисциплинам. Автор приходит к выводу, что анализ рассмотренные выше подходов показал, что все они определенным образом взаимосвязаны, хотя каждый из них отличается качественным своеобразием.

Аксиологический подход позволяет выявить структуру ценностей профессионального образования для личности, что может быть основой для практического решения проблемы профессиональной направленности, профессиональной компетентности, профессионального поведения.

Однако наиболее серьезные аргументы, полагает диссертант, можно высказать в пользу системного подхода, поскольку его методологическая специфика ориентирует исследование на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов его связей, а также на механизмы его функционирования. Именно возможности этого подхода позволяют диссертанту исследовать проблему профессиональной адаптации студенчества на основе анализа многообразных факторов и условий, способствующих или мешающих развитию интереса к профессиональной деятельности как целостному процессу.

Во втором параграфе «Социокультурные условия профессиональной и трудовой адаптации студенчества» автором сделана попытка рассмотреть соотношение профессиональной подготовки будущих специалистов и их последующей трудовой карьеры как целенаправленный процесс социальной адаптации, конечной целью которого является формирование определенного комплекса знаний, навыков и качеств личности.

Автор показывает, что в развития личности можно выделить три важнейшие фазы: адаптацию - присвоение индивидом новых социальных норм и ценностей, формирование типических моделей поведения и деятельности; индивидуализацию - выявление своих профессионально-личностных склонностей и возможностей, развитие профессионального самосознания, рефлексии (эту фазу можно определить как становление субъектности личности студента); интеграцию - это взаимовлияние индивида и новой общности, преодоление противоречия между утверждением личностью своего «инобытия» и стремлением окружающих принять и одобрить только те качества и свойства студента, которые влияют на развитие профессиональной общности, что, в свою очередь, стимулирует личностное развитие будущего специалиста.

Автор отмечает, что наиболее широким по смыслу понятием является социальная адаптация – процесс интеграции индивида в систему общественных отношений, а также результат приспособления индивида к условиям социальной среды.

Приведенное определение не может отразить всю многогранность и полноту проявлений сущности исследуемого процесса. Вместе с тем оно очерчивает его основные сущностные характеристики, служит основой для анализа структуры процесса адаптации.

Социальная адаптация - процесс и результат перестройки деятельности и поведения индивида в ответ на новые требования среды, а также изменение самой среды в ходе удовлетворения адаптивной потребности работника в целях обеспечения их взаимной деятельности и развития. Корреляция этих процессов зависит как от жизненных целей и ценностных ориентаций индивида, так и от возможностей их достижения в конкретной социальной обстановке. В результате достигается формирование самосознания и ролевого поведения, способности самоконтроля и самообслуживания, способности адекватных связей с окружающим. Хотя социальная адаптация идет непрерывно, это понятие обычно связывается с периодами кардинальных изменений деятельности индивида и его окружения.

Итак, важным аспектом социальной адаптации является принятие индивидом социальной роли. Этим обусловлено отнесение адаптации к одному из основных социально-психологических механизмов социализации личности.

В рамках социальной адаптации автор выделяет профессиональную и трудовую адаптацию.

Профессиональная адаптация (или адаптация к профессиональной деятельности) – сложное понятие, включающее в себя не только процесс получения знаний о будущей профессии, но и приобретение навыков и умений, позволяющих в дальнейшем войти на равных в профессиональное сообщество. При этом автор выделяет первичную и вторичную профессиональную адаптацию. Первичная профессиональная адаптация осуществляется еще в вузе в процессе обучения и прохождения производственной практики, вторичная – в процессе включения молодого специалиста во все виды производственной деятельности предприятия или учреждения.

Под трудовой адаптацией, по мнению диссертанта, нужно понимать процесс взаимодействия работника с окружающей его средой по поводу освоения новой для него трудовой ситуации. Толчком для начала трудовой адаптации является нужда в реализации им адаптивной потребности, возникшей в результате новых требований производственной среды или новых требований к производству со стороны работника. Адаптивная потребность опосредована взаимодействием с потребностью в трудовой самореализации работника, с одной стороны, и потребностью производства в квалифицированном активном работнике, способном обеспечить трудовому коллективу реализацию его функций, - с другой.

С переходом на рыночные отношения, указывает автор, процесс трудовой адаптации в нашей стране существенно усложняется. Ученые отмечают экономические, социально-психологические и моральные потери, связанные с неуспехом трудовой адаптации, которые наносят ущерб не только самому работнику, но и его производственному коллективу.