DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций

Поступления 21.04.2015

Материалы

загрузка...

Джамал ид-дин Мухаммад ибн Абд Ар-Раззак Исфахани и его роль в истории эволюции газели

Ширинов Наджмудин Асомадинович, 21.04.2015

 

ШИРИНОВ НАДЖМУДИН АСОМАДИНОВИЧ

ДЖАМАЛ ИД-ДИН МУХАММАД ИБН АБД АР-РАЗЗАК

ИСФАХАНИ И ЕГО РОЛЬ В ИСТОРИИ ЭВОЛЮЦИИ ГАЗЕЛИ

10.01.03 - Литература народов стран зарубежья (таджикская литература)

А В Т О Р Е Ф Е Р А Т

диссертации на соискание ученой степени

кандидата филологических наук

ДУШАНБЕ – 2015

Работа выполнена на кафедре истории таджикской литературы Таджикского национального университета

Научный руководитель: кандидат филологических наук, доцент

Солехов Мирзо Одинаевич

Официальные оппоненты: Салимов Носир Юсупович –

академик АН РТ, доктор филоло-

гических наук, профессор, ректор

Таджикский государственный

педагогический университет им С. Айни

Афсахзод Аббоси Аълохон – кандидат

филологических наук, доцент кафедры

печатных СМИ и PR Российско-Таджикского

(славянского) университета

Ведущая организация: Кулябский государственный

университет им. А. Рудаки

Защита состоится «___» ____2015г.в «___» часов на заседании диссертационного совета Д 737. 004.03 по защите докторских и кандидатских диссертаций при Таджикском национальном университете (734025, г. Душанбе, пр. Рудаки. 17).

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Таджикского национального университета (734025, г. Душанбе, пр. Рудаки. 17).

Автореферат разослан «____» ________ 2015 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета

доктор филологических наук,

профессор Нагзибекова М. Б.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. В научном обиходе принято определять характер развития литературы во времени исходя из наиболее выраженных тенденций творческого порядка в определенных периодах ее истории. В этом отношении ХI-ХII века в истории персидско-таджикской литературы определены как золотой период жанра касыды. Тем не менее данный период также отмечен достаточно высоким уровнем развития газели, чему способствовали два фактора: во-первых, рост количества придворных литературных кругов и, соответственно, рост численности поэтов, творивших при них; во-вторых, появление мощных творческих школ ирфанической ориентации, взрастивших немало поэтов – арифов.

Джамал ид-дин Мухаммад относится к плеяде творческих личностей классического периода персидско-таджикской поэзии.

Жизненный путь Джамал ид-дина Мухаммада на сей день остается не в достаточной мере изученным. Сведения о жизни и творчестве поэта, которые можно извлечь из историко- литературных источников, в трудах историков персидско-таджикской литературы освещены с противоречиями и разбросом, требующих серьезной коррекции. Учитывая это положение, в реферируемой диссертации упомянутые сведения подвергнуты пересмотру и коррекции с привлечением данных, которые нам удалось извлечь из творческого наследия самого поэта.

Творческое значение Джамал ид-дина Мухаммада заключается в том, что благодаря его поэзии и поэзии его сына, Камал ид-дина, в Исфаханском литературном круге в иерархии жанров газель поднялась на второе место, уступив лишь касыде. Именно творчество Джамал ид-дина Мухаммада стимулировало развитие светской любовной лирики, а также серьезным образом способствовало развитию промежуточной газели. Поэтическое мастерство Джамал ид-дина Мухаммада одинаково проявляется как в выразительности поэтической мысли, так и фантазии, образующих содержание газели, особенно при изображении достоинств и примечательностей возлюбленной, составляющие главнейшее достоинство любовной лирики. Именно в этом отношении Джамал ид-дин Мухаммад не имеет соперника. И именно этим определяется влияние творчества Джамал ид-дина Мухаммада на творческий процесс своего времени и последующую эволюцию лирической газели и поэзии вообще.

Другим важным творческим свершением Джамал ид-дина Мухаммада в истории персоязычной поэзии признано то, что именно в его творческой лаборатории жанр касыды приобрел те содержательные и поэтические преобразования, которые придали ему иное звучание, характерное газели. Газели поэта, содержание которых составляют перипетии любовных переживаний лирических героев, в общей сложности характерны этому жанру, воспевающей внешнюю, земную любовь. Но нередко эти газели задевают и социально-политическую действительность своего века.

Творчество Джамал ид-дина Мухаммада, особенно его газели, примечательно еще одним выраженным проявлением: он поднял на новые высоты тенденции «самовосхваления». Зародившийся в качестве «автономного» компонента касыды, этот прием был призван «саморекламировать» поэтическое мастерство творца произведения. Сохранив за традицией эту функцию самовосхваления, Джамал ид-дин Мухаммад переносит ее в газель и усиливает функциональность. Теперь самовосхваление используется еще и в качестве средства защиты творческих интересов художника, его достоинства перед лицом сильных мира сего. Но важнее всего то, что самовосхваление в предложенном Джамал ид-дином Мухаммадом варианте газели выступает своеобразным мерилом творческого мастерства ее автора. В этом качестве самовосхваление можно принять за особую форму художественно-эстетического воззрения поэтической среды.

Научнообоснованное определение места Джамал ид-дина Мухаммада в творческих процессах поэзии ХI-ХII вв. может способствовать также выяснению и оценке исфаханского литературного круга того периода, состояния жанра газельной лирики, закономерности развития, формальные и содержательные особенности жанра в общих творческих процессах персидско-таджикской литературы того времени.

Критические тенденции в творчестве Джамал ид-дина Мухаммада, особенно в его газелях, является другой стороной его поэзии. Но критика его основывается на мировоззренческой основе. Джамал ид-дин Мухаммад, мировоззрение которого выражено идеалистическое, не может признать истинной доказательный метод «греческой науки» – естественно научную концепцию философии европейского происхождения, основанной на логическом мышлении. В этом отношении он главным образом исходит из творчества Санайи Газневи и в мировоззренческом отношении пользуется ирфанизированной теологией, в соответствии с которой действительность воспринимает в божественном преломлении.

Наконец, этико - назидательная тематика и мотивы в газелях Джамал ид-дина Мухаммада являются еще одной из важных творческих особенностей его поэзии. Здесь отчетливо проявляются этические взгляды поэта, его стремление к внедрению в сознание читателей регулятивных норм культуры поведения человека.

Степень изученности темы. Невзирая на то, что Джамал ид-дин Мухаммад в истории персоязычной литературы признан как оригинальный поэт с новаторскими творческими тенденциями, его творчество все еще остается комплексно и монографически не изученным. Тем не менее его имя уже в самом ХII веке попало в литературно-исторические источники. Первые краткие упоминания о нем встречаются в «Рахат ус-судур ва айат ус-сурур» Абу-л-Фазла Ахмада ибн Мухаммада ибн Али Раванди [11, 33]. Сведения этого источника имеют особо важную особенность в том отношении, что исходят от непосредственного свидетеля культурных процессов периода жизни и творчества поэта. В этом источнике четко и стройно зафиксирован генеалогический ряд имен, почетная и творческая титулатура поэта. Сведения этого источника без каких-то добавлений заимствованы автором последующего века Шамс ид-дином Мухаммадом Кайс Рази в его труде «Ал-му'джам фи ма'айири-л-аш'ари-л-'Аджам».