DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций

Поступления 21.04.2011

Материалы

загрузка...

Форма периодического издания как ориентирующая система: структурный и функциональный анализ

Васильев Сергей Леонидович, 21.04.2011

 

- физические и химические характеристики бумаги и краски;

- качество печати;

- графическая нагрузка полосы (количество на ней заголовочных элементов, линеек, растровых подложек, плотность набора и др.).

Важнейшими факторами удобочитаемости периодического издания, по нашему мнению, являются аппарат ориентирования читателя и зрительные характеристики текстового поля.

Эстетичность. Средствами достижения красивой, гармоничной формы периодического издания служат пропорция, соразмерность, контраст, нюанс, равновесие, симметрия, ритм.

Системность газетной и журнальной формы проявляется в последовательности, повторяемости, упорядоченности, предопределенности пространственно-графических решений при оформлении издания в целом (серии номеров), отдельного номера, конкретной рубрики, определенной публикации. Системность тесно связана с другими свойствами оптимальной газетной или журнальной формы. Последовательность, повторяемость оформления упрощает процесс верстки, следовательно, делает форму более технологичной. Упорядоченность способствует достижению гармонии и красоты. Но особенно взаимосвязаны системность и удобочитаемость (системность оформления позволяет задействовать условное ориентирование читателей). Высокую степень системности позволяет обеспечить метод тематико-оформительского моделирования, включающий моделирование тематической структуры издания и его формы.

Технологичность. Это свойство формы периодического издания, с одной стороны, может определяться тем, насколько качественно, быстро и с наименьшими издержками графическую форму, заданную проектировщиком, можно воспроизвести на том или ином редакционном и типографском оборудовании.

С другой стороны, технологичность формы обусловлена уровнем совершенства и рамками возможностей тех инструментов и технологий, благодаря которым она создаётся или воспроизводится. Не последнюю роль при этом играет профессионализм тех, кто настраивает и применяет эти инструменты и технологии.

Рациональность. Наиболее рациональной будет та газетная или журнальная форма, которая в рамках заданного формата полос и количества страниц вберет в себя максимум полезной информации, не теряя в красоте, удобочитаемости, и технологичности. Рациональность означает максимальный информационный эффект при минимальном наборе инфонесущих конструктивных элементов. Рациональная форма функциональна и лаконична. Ничего лишнего. Однако рациональность не означает предельного упрощения формы, граничащего с примитивизмом. Если примитивность формы является причиной отказа от чтения, то вряд ли можно говорить о рациональности такой формы, ведь она работает впустую

Важную роль в оформлении периодического издания играет взаимодействие общего и особенного, единого и индивидуального. Диалектическое сочетание названных начал во многом определяет культуру газетной формы.

Предлагаемая нами методика проектирования газетной формы базируется на приоритете таких критериев ее оценки, как удобочитаемость и системность. Моделируя форму, мы начинаем с общих для всего издания позиций. Они формируют лицо газеты в целом, являются унифицирующим началом. Вторая ступень моделирования формы – проектирование композиций для ведущих тематических рубрик. На третьей ступени моделирования разрабатываются и фиксируются нестандартные композиционные решения при подаче заголовочного комплекса, текста, иллюстраций в процессе работы над формой какой-либо ключевой тематической рубрики. Элитная группа рубрик своими неповторимыми композициями, существующими системно и упорядоченно, в значительной степени определяет, обогащает, утверждает в сознании читателей целостный облик издания.

Во второй главе «Аппарат ориентирования читателя периодическом издании: функции, устройство, инструменты» выявляется сущность ориентирующей информации, классифицируются средства ориентирования читателя, используемые конструкторами периодических изданий, изучается устройство аппарата ориентирования читателя, определяются его функции и инструменты для реализации этих функций, подробно рассматриваются вербальные, изобразительные и условные средства ориентирования читателя в содержании периодического издания.

Ориентирование – это направляющее информирование. Под термином направляющее информирование мы понимаем акт передачи любой информации, отправляющей читателя к информации другого уровня, к новой информации. Процесс направляющего информирования может состоять из двух, трёх и более звеньев. Процесс ориентирования читателя включает всю совокупность актов направляющего информирования. И заголовок, и иллюстрация, и указательная стрелка рядом с подписью к снимку, и знак переноса в конце текстовой колонки несут направляющую информацию, направляющее сообщение.

Ориентирующая информация – это такая информация, которая ведёт читателя к новой, другой информации или переводит читателя на новую информационную ступень, где происходит расширение заложенной в различных ориентирах исходной, первичной информации, возрастает её количество, её объём.

Ориентир есть указатель, проводник, сигнал, знак определённого содержания. Классификация ориентиров, используемых в информационном пространстве периодического издания, проведена нами по следующим признакам:

1. Задача ориентирующего сообщения (идентификационные, ценностные, структурные, тематические, пространственные ориентиры).

2. Способ передачи ориентирующего сообщения (вербальные, изобразительные, условные ориентиры).

3. Число функций, выполняемых ориентиром (монофункциональные, бифункциональные, полифункциональные ориентиры).

4. Качество ориентирующего сообщения (точные, неточные, ложные ориентиры).

5. Уровень функционирования ориентира (весь спектр мировой периодики, отечественная периодика, вид издания, тип издания, издание, выпуск, раздел, рубрика, публикация, текст публикации).

Аппарат ориентирования читателя может рассматриваться как организованная в систему совокупность средств, управляющих вниманием читателя, определяющих избирательность и последовательность восприятия представленной в издании информации.

Основные функции аппарата ориентирования читателя, с нашей точки зрения, таковы:

1. Опознавательное или идентификационное ориентирование (это газета «Известия», а не «Коммерсант», это блок анонсов, а не частное объявление, это заголовок, а не подзаголовок).

2. Ориентирование в содержании публикуемых материалов (на уровнях издания, выпуска, раздела, публикации).

3. Ценностное ориентирование (ориентирование в значимости выпуска, раздела, публикации, фрагмента текста).

4. Ориентирование в структуре (издания, выпуска, раздела, публикации, заголовочного комплекса, текстового поля).

5. Ориентирование в пространстве (издания, выпуска, раздела, рубрики, публикации, заголовочного комплекса, иллюстрационного ряда, текстового поля).

Опознавательное ориентирование даёт читателю возможность не только идентифицировать издание. Опознавательная ориентация осуществляется и внутри издания. Например, этот процесс включает узнавание определённых элементов или их сочетаний в конструкции издания. Читатель идентифицирует заголовок благодаря более крупному кеглю в сравнении с кеглем рубрики и подзаголовка. Распознаёт вводку, благодаря особому формату набора и шрифтовому оформлению.

Опознавательная ориентация – это начало ориентационного процесса в целом и начало каждого этапа, каждой стадии и каждого акта этого процесса. Идентификация возможна лишь при условии, что каждый элемент газетной или журнальной конструкции будет иметь свою форму, отличную от формы других элементов. Графические и размерные отличия должны быть безусловными, не вызывать сомнений. Скажем, кегль заголовка, лишь на один-два пункта превышающий кегль рубрики или подзаголовка затруднит идентификацию каждого из названных заголовочных элементов. Внутри издания читателю приходится идентифицировать специальные блоки (указатель содержания, выходные данные, реклама), разделы, рубрики, публикации, функциональные составляющие публикаций (заголовочная структура, иллюстрационный ряд, текстовая часть). Опознавательная ориентация осуществляется и на уровне восприятия фрагментов текста, абзацев, предложений, слов, пробелов и шрифтовых знаков (графические различия между буквами должны быть чёткими).

Ориентирование в содержании публикаций или тематическое ориентирование осуществляется для того, чтобы дать читателю краткую и точную информацию о наиболее существенных характеристиках содержания публикуемых в издании текстов (тема, жанр, автор и др.). Тематические ориентиры привлекают внимание читателя благодаря укрупнённой, яркой, выразительной или особенной форме. Форма тематического ориентира всегда выделяет его по отношению к текстовому полю. Ориентирующее сообщение о содержании издания и отдельных публикаций могут нести заголовочные элементы, иллюстрации, графические элементы или их комбинации.

Ценностное ориентирование необходимо для того, чтобы уведомить читателя о сравнительной значимости выпусков издания, разделов, публикаций, фрагментов текста, иллюстраций. Уровни значимости устанавливаются и получают видимое выражение на основе точки зрения редакции. Не всякий читатель соглашается с той графической и структурной иерархией, которую предлагает ему редакция или автор текста конкретной публикации. Служба ценностного ориентирования использует только условные (знаковые) средства ориентирования. Она показывает читателю установленные приоритеты, заданные ступени иерархии и расставленные акценты внутри информационной конструкции периодического издания.

Пространственное ориентирование – это управление читательской навигацией в информационном пространстве издания. Оно отвечает на два вопроса: где эта информация (раздел, рубрика, публикация, иллюстрация и т.д.) и как её найти. В службе пространственного ориентирования задействованы знаки направления, принадлежности, начала, окончания, продолжения.

Остановимся несколько подробнее на функции структурного ориентирования. В общее понятие структура мы вкладываем такие понятия, как состав, взаиморасположение, функциональная взаимозависимость и взаимодействие частей целого. Говоря о структурном ориентировании читателя, следует иметь в виду следующие структурные уровни периодического издания:

1. Полная структура издания (в эволюции от первого до последнего выпуска).

2. Действующая структура издания (полный оборот всей системы рубрик в рамках действующего сетевого графика, полная и законченная пространственная и временная реализация системы действующих рубрик).

3. Структура конкретного выпуска.

4. Структура отдельной публикации.

5. Структура комплекса (заголовочного, текстового, иллюстрационного).

В процессе структурного ориентирования читатель получает информацию:

- о составе разных по функциям блоков, к которым мы относим журнальную обложку, указатель содержания, индекс, рекламный блок, тематический раздел);