DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций

Поступления 21.03.2011

Материалы

загрузка...

Теоретико-правовые и прикладные основы налоговой деликтологии

Кобзарь-Фролова Маргарита Николаевна, 21.03.2011

 

В целях приведения в соответствие законодательства о налогах и сборах и инвестиционного законодательства Российской Федерации уточнены дефиниции «налоговые резиденты»; «налоговые нерезиденты Российской Федерации». Внесены предложения по соответствующему дополнению и изменению ст. 19 НК РФ.

10. Разработана авторская методика исследования налоговой деликтности, которая основана как на традиционно правовых, (системно-аналитическом, статистическом, формально-логическом, сравнительно-правовом, гносеологическом), так и частно-научных методах (моделировании, выборке, сопоставлении, сравнении удельных показателей и натуральных величин и др.). Методика может быть применима как в отношении налоговых правонарушений, запрещенных Налоговым кодексом РФ, налоговых правонарушений, содержащих признаки административных, согласно КоАП РФ, налоговых преступлений, согласно УК РФ, а также нарушений Таможенного законодательства Российской Федерации.

Смоделированная автором методика, является теоретико-методологической основой исследования и позволила получить показатели налоговой деликтности по составам правонарушений, выявить тенденции, закономерности, определить географию деликтности, подготовить теоретические выводы и выработать практические рекомендации.

11. Понятие «предупреждение» определяется автором как основная понятийная категория, служащая методологической основой изучения проблем налогового администрирования (в т.ч. превентивной деятельности налоговых и иных органов, осуществляющих налоговое администрирование) и раскрывающая такие его стороны, как выявление, пресечение и состояние предупредительной деятельности.

Предложено авторское толкование понятий ряда элементов системы предупредительной деятельности: «объект предупреждения», «предмет предупредительной деятельности». Сформулировано положение о цели предупредительной деятельности, обозначен круг задач предупредительной деятельности в области налогов и сборов.

Основной целью предупредительной деятельности в области финансов, налогов и сборов является повышение собираемости налогов и сборов и нейтрализация налоговой деликтности.

12. Предложена авторская классификация нормативных правовых актов, регламентирующих организационно-правовые основы предупредительной деятельности в области налогов и сборов. Выведено междисциплинарное содержание логического категориального ряда понятий: «правовое регулирование деятельности», «правовая регламентация»; «правовое содержание предупредительной деятельности».

Обосновано, что наибольшей эффективности правовые методы деятельности налоговых органов достигают в сочетании с организационными и информационными основами предупреждения. Поэтому в целях эффективной работы по предупреждению нарушений законодательства о налогах и сборах необходимо также осуществлять мероприятия организационного, информационного, технического и иного (не правового) характера.

13. Выявлена роль международных соглашений в предупреждении налоговой деликтности. Международные соглашения позволяют предупредить нарушения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах посредством: учета, контроля и согласования наиболее значимых вопросов в области налогообложения.

Усовершенствована существующая классификация международных соглашений. В основе авторской классификации лежат характер и специфика соответствующих предупредительных мер в области налогов и сборов.

14. Научно аргументированы выводы о том, что система организационно-правового регулирования предупредительной деятельности в области налогов и сборов состоит из трех основных элементов: 1) подсистемы органов исполнительной власти, осуществляющих налоговое администрирование и предупреждение нарушений законодательства о налогах и сборах; 2) подсистемы реализуемых ими административно-правовых норм и финансово-правовых норм, направленных на предупреждение нарушений законодательства о налогах и сборах; 3) подсистемы информационных ресурсов и информационного обеспечения.

15. В целях совершенствования налогового администрирования, эффективной работы по предупреждению налоговой деликтности, повышению собираемости налогов и сборов в бюджет государства:

? внесены предложения по внесению изменений и дополнений в Налоговый кодекс Российской Федерации. Обосновывается необходимость внесения дополнений и изменений в часть первую Налогового кодекса Российской федерации о наделении налоговых органов полномочиями по применению мер ограничительного, предупредительного и профилактического характера. В частности п.2 ст. 31 Налогового кодекса Российской Федерации изложить в следующей редакции: «2. Применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, а также санкции, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими и физическими лицами обязательных требований в установленной сфере деятельности, с целью выявления и пресечения фактов нарушения законодательства Российской Федерации. Налоговые органы осуществляют также другие права, предусмотренные настоящим Кодексом».

? разработана и предложена авторская редакция федерального закона: «О мерах по выявлению, предупреждению и нейтрализации нарушений законодательства о налогах и сборах и повышению поступлений от налогов и сборов в доход государства»;

? обоснована позиция автора об основных направлениях налоговой политики государства на ближайшую перспективу;

? выделены направления государственной политики в области сбора, обработки, накопления информации налоговыми органами;

? внесен ряд предложений по совершенствованию налогово-правовых отношений с участием иностранных организаций, уточнены положения статей 143, 144, 247, 306 - 309 НК РФ.

16. Предложена авторская классификация действующих нормативных правовых актов, регламентирующих отношения по сбору, обработке, накоплению, хранению (и др.) информации в деятельности налоговых органов и иных органов, осуществляющих налоговое администрирование, основанная на: видах актов, их функциональном назначении, степени доступности и др.

17. Результатом изучения деятельности налоговых органов по сбору и обработке информации о налогоплательщиках стало выведенное авторское определение «информационное администрирование». Под информационным администрированием в налоговых целях понимается повседневная деятельность налоговых органов по сбору, обработке, накоплению, хранению (и др.) информации, направленная на совершенствование налогового администрирования, предупреждение налоговой деликтности и повышение собираемости налогов и сборов.

18. Обосновано, что подписание международных договоров (соглашений) об избежании двойного налогообложения, о развитии интеграции и унификации налогообложения и др., а также деятельность налоговых органов по информационному администрированию являются важнейшими профилактическими мерами в области налогов и сборов, направленными на совершенствование налогового администрирования и предупреждение налоговой деликтности.

19. Сформулированы общие (вытекающие из общих целей предупредительной деятельности в области налогов и сборов) и частные (самостоятельные, имеющие непосредственное отношение к предупредительной деятельности) цели, административно-правовые и информационно-правовые требования к разработке и реализации Концепции предупреждения налоговой деликтности в Российской Федерации.

Итогом переосмысления общетеоретических, правовых и информационных проблем стала разработка Концептуальных основ предупреждения налоговой деликтности в Российской Федерации, определены принципы, основные направления и механизм ее реализации. Выделена роль программно-целевого подхода к проблемам налогового администрирования и правовому регламентированию предупредительной деятельности в области налогов и сборов.

Теоретическая значимость исследования определяется комплексным подходом к разработке основ нового научного направления – налоговой деликтологии, ориентированного на качественное повышение уровня деятельности налоговых органов, совершенствование форм и методов деятельности налоговых органов и иных органов, осуществляющих налоговое администрирование, нейтрализацию и предупреждение негативных тенденций в области налогов и сборов, выработку предложений правового, организационного и информационного характера, направленных на повышение собираемости налогов и сборов.

Результатом исследования являются теоретические положения, совокупность которых можно квалифицировать как решение крупной научной проблемы, имеющей важное значение для: финансовой деятельности государства; развития науки финансового (налогового) и административного права; теории и практики разрешения налоговых конфликтов; совершенствования законодательства о налогах и сборах, административного законодательства в области налогового администрирования.

В диссертационном исследовании сформулированы теоретические положения, вносящие определенный вклад в концептуальную трактовку проблемы предупреждения налоговой деликтности как в целом по всей территории Российской Федерации, так и в отдельных регионах, что обогащает и дополняет теорию налогового и административного права. Содержащиеся в диссертационном исследовании выводы и основные положения служат теоретико-методологической базой для дальнейшего исследования и познания проблем налоговой деликтности, разработки основ дисциплины «налоговая деликтология» и ее изучения студентами юридических и экономических высших образовательных учреждений.

Практическая значимость диссертационного исследования заключается в разработке и обосновании комплекса мер по совершенствованию деятельности налоговых органов и иных органов, осуществляющих налоговое администрирование; практической апробации основных положений исследования на практике и в учебном процессе.

Выводы и предложения, сформулированные в диссертационном исследовании, могут быть использованы: в практике налоговых органов и иных органов, осуществляющих налоговое администрирование; практике органов, обладающих правом законодательной инициативы, при разработке предложений по совершенствованию деятельности налоговых органов в части налогового администрирования; в деятельности судов при разрешении налоговых конфликтов, квалификации дел, снизят вероятность судебного обжалования решений, принимаемых налоговыми и иными органами, осуществляющими налоговое администрирование; в учебном процессе и при дальнейшем исследовании проблемы налоговой деликтности.

Выводы и предложения прикладного характера, сформулированные как перспективные направления совершенствования налогово-правовых и административно-правовых основ организации деятельности по предупреждению нарушений законодательства о налогах и сборах, практике разрешения налоговых конфликтов, ориентированы на повышение качества налогового администрирования, увеличение собираемости налогов и сборов, улучшение эффективности работы налоговых органов и иных органов, осуществляющих налоговое администрирование, взаимодействие налоговых органов и органов МВД по выявлению, предупреждению и пресечению нарушений законодательства о налогах и сборах, а также взаимодействие налоговых органов с другими государственными органами и судами.

Отдельные результаты исследования и выводы имеют учебно-методологическое значение и могут быть использованы при повышении квалификации работников налоговых органов, подготовки кадров для налоговых органов, преподавании юридических дисциплин в высших образовательных учреждениях страны, подготовке аспирантов, написании научных работ.

Апробация результатов исследования. Основные результаты исследования, выводы и предложения были положены в основу докладов и выступлений автора на научно-практических конференциях. Материалы диссертационного исследования обсуждались на международных научно-практических конференциях: «Актуальные проблемы частного и публичного права». – М., 2009; «Система фiнансового права» Матерiали Мiжднародноi науково-практичноi конференцii. 2009 р., – Одесса, 2009; «Антикризисное управление, экономическая безопасность и борьба с коррупцией». – М., 2010; «Совершенствование правовых форм международного сотрудничества в современных условиях». – Ереван, 2009; «Государство и право: вызовы XXI века» Кутафинские чтения. – М., 2009; «Неделя финансового права в Москве» - 2009; «Современная юридическая наука и правоприменение» – Саратов, 2010; «Государство и право: вызовы XXI века» Кутафинские чтения. – М., 2010 и др.

Достоверность и обоснованность выводов подтверждается внедрением результатов диссертационного исследования в практику деятельности Управления ФНС России по Московской области, Департамента экономической безопасности МВД России, Центральной государственной инспекции пробирного надзора Минфина России и др., использованием материалов диссертационного исследования в учебном процессе Всероссийской государственной налоговой академии Минфина России, Российской таможенной академии, во Всероссийском институте повышения квалификации сотрудников МВД России и др.

Теоретические положения и выводы, содержащиеся в диссертации, опубликованы в 3 монографиях, 60 статьях, в том числе 22 – в ведущих научных журналах и изданиях, рекомендованных ВАК.

Структура и объем диссертации определяются целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, пяти глав, включающих двадцать параграфов, заключения, приложений и списка нормативно-правовых и научных источников.

содержание работы

Во введении обосновывается актуальность темы диссертационного исследования, степень научной проработанности проблемы, раскрываются цели, задачи, объект, предмет исследования, научная новизна полученных результатов, приводятся данные о результатах их апробации, теоретическая и практическая значимость исследования, а также формулируются основные положения, выносимые на защиту.

Глава первая «Общая теория налоговой деликтологии» имеет методологическое значение для всей работы и посвящена обоснованию и проблеме становления нового научного направления – налоговой деликтологии.

В первом параграфе «Понятие и правовое содержание деликта» на основе общефилософских категорий, категорий теории права, основ административного, уголовного и гражданского права, теории деликтологии выявлена общенаучная правовая сущность и основные элементы, составляющие категорию «деликт», «налоговый деликт» как правового феномена, имеющего значение для развития науки налогового права.

На основе анализа научных представлений о понятии, сущности и правовом содержании категории «деликт», диссертант отстаивает положение о том, что деликт в его широком понимании выходит за рамки чисто цивилистической характеристики, что может служить основанием для отождествления его с любыми проявлениями антиобщественного поведения, которое причиняет вред обществу, физическим и юридическим лицам, вследствие чего карается по закону.

Гносеологический подход к исследованию позволил автору сделать существенный для науки вывод: важнейшей отличительной чертой «деликта» от гражданского правонарушения является намерение лица причинить вред, вина, без которой не существует ответственности, запрещенность правовой нормой под угрозой применения санкции.

Во втором параграфе «Правовая сущность и назначение налоговой деликтологии», диссертант отмечает, что распространенность и очевидная общественная опасность нарушений законодательства о налогах и сборах требуют разработки и создания таких мер, которые способствовали бы противодействию данному явлению.