DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций


Музей в системе формирования национально-государственной идеи

Грусман Владимир Моисеевич, 21.03.2007

 

Исследовать сущность национально-государственной идеи и источники ее формирования.

Проанализировать роль Русской идеи в становлении концепции национально-государственного развития дореволюционной России.

Суммировать трактовки национально-государственной идеи России в истории отечественной науки и современных социально-философских исследованиях.

Обосновать стратегию формирования национально-государственной идеи

Выявить сущность и природу российской интеллигенции.

Определить роль и место интеллигенции в разработке Российской национально-государственной идеи.

Раскрыть креативный потенциал музея как компонента системы формирования национально-государственной идеи России.

На примере Российского этнографического музея разработать и апробировать методологию и методику включения музейных институтов в систему формирования национально-государственной идеи России.

Обобщить опыт реализации методологии и методики разработки, отражения и популяризации национально-государственной идеи России средствами музейной деятельности.

Объектом исследования стали музеи России, как социальные институты, обладающие потенциальными возможностями участия в системе формирования национально-государственной идеи.

Предмет исследования – социально-педагогический процесс включения музея в разработку, отражение и популяризацию национально-государственной идеи

Базой опытно-экспериментального исследования стал Российский этнографический музей.

Базой сравнительного анализа послужили государственный музей-заповедник «Царское Село», музейный комплекс «Исаакиевский собор», Московский государственный Дарвиновский музей, Государственный музей истории религий, Музей антропологии и этнографии им.Петра Великого (Кунсткамера).

Источниковую базу исследования составили документы и материалы Российского исторического архива; отделы рукописей и редких книг Российской национальной библиотеки; Российского государственного архива литературы и искусства; архивов Российского этнографического музея, музейного комплекса «Исаакиевский собор», музея-заповедника «Царское Село», государственного музея истории религии; инструктивные документы Федерального Агенства по культуре и кинематографии.

Исходная рабочая гипотеза исследования строилась на том, что Россия сможет в полной мере возродить свое исторически сложившееся величие и занять достойное место в мировой цивилизации XXI века, если сможет одновременно с фронтальным развитием экономики и ростом ВВП сформировать и реализовать национально-государственную идею, которая бы:

- соответствовала общечеловеческим ценностям третьего тысячелетия;

- отвечала требованиям формирующегося информационно-креативного

- используя профессиональный менеджмент, нанотехнологии и другие эффективные средства производства и управления обеспечивала конкурентоспособность в мировой экономике;

- учитывала и оптимизировала интересы всех населяющих ее

народов и народностей, всех религиозных конфессий, всех социально-

демографических групп населения и их субкультур;

- отражала национально-культурные традиции и менталитет россиян,

удовлетворяла особенностям их идентичности, подчеркивала их уникальное место в современной цивилизации.

Включение музея в систему формирования и реализации национально-государственной идеи России будет успешным, если он будет активно способствовать удовлетворению этих условий, используя свои научные и аттрактивные возможности.

Методология исследования строилась на системно-ориентированном подходе, предопределяющем взаимосвязь философско-культурологических (П.С.Гуревич, С.Н.Иконникова, М.С.Каган, Э.В.Соколов, А.Я.Флиер и др.) и психолого-педагогических (Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, Н.Д.Никандров, Д.И.Фельштейн и др.) концепций развития культуры, общества и личности, на отражении этого в процессе разработки, внедрения и реализации национально-государственной программы России.

Опора на культурно-исторические (А.Г.Асмолов, В.П.Зинченко, Д.С.Лихачев, А.П.Марков, А.М.Панченко и др.) и культурно-аксиологические (В.П.Борисенков, М.С.Каган, А.Н.Леонтьев и др.) концепции; на принципы историзма и гуманизации общественных отношений (В.И.Вернадский, Н.К.Рерих, А.П.Валицкая, В.В.Краевский и др.) позволили проследить глубокие качественные изменения в функциях музейной деятельности в ХХ веке, увидеть их генезис от отбора и хранения к отбору, хранению и трансляции ценностей истории и культуры, возможности и необходимости использовать их потенциал в процессе формирования национально-государственной идеи.

Системно-структурный подход к анализу роли и места музея в духовной жизни общества дал возможность раскрыть специфику этого социального института в современных условиях диалектического единства глобализации и локализации, определить объективные возможности органичного соединения общечеловеческих ценностей культуры с непреходящими ценностями национально-культурных традиций.

Методология исследования ориентирована на рассмотрение музея как элемента более широкой региональной и общенациональной системы, где утверждает себя единая национально-государственная идея и в соответствии с ней реализуются внутренние механизмы музейной деятельности, направленной на поиск, отбор, атрибуцию, экспозицию и распространение ценностей истории и культуры, вовлечения посетителей в культуросозидающее творчество, на формирование у них культурной памяти, исторического сознания и национально-культурного менталитета.

Методика и организация исследования строилась на системе взаимосвязанных и взаимодополняющих методов социологического, культурологического, социально-психологического и, главным образом, педагогического анализа, которые позволили осуществить разностороннее изучение проблемы и проследить сложный, диалектический процесс включения музея в систему разработки, отражения и популяризации национально-государственной идеи

Посредством структурно-функционального и сравнительного анализа было проанализировано более 1300 оригинальных документов, архивных материалов и научных публикаций. Ряд документов впервые стали предметом обобщения и вошли в научный оборот.

Широко применялись педагогические методы прямого и опосредованного наблюдения, изучения объективной документации, профессиональной и общественной экспертизы.

В центре исследования был формирующий социально-педагогический эксперимент в Российском этнографическом музее по включению этого социального института в систему разработки национально-государственной идеи России, отражения ее сути в музейных экспозициях и просветительной деятельности.

Важнейшая особенность организации исследования проявилась в том, что автор, как директор Российского этнографического музея, в течение семи лет возглавлял научный коллектив, состоящий из научных сотрудников музея, которые в соответствии с разработанной докторантом методологией и методикой исследования, приняла на себя разработку конкретных аспектов единой проблемы. За 7 лет опытно-экспериментальной работы было проведено более 100 семинаров и рабочих обсуждений, в процессе которых проходил обмен информацией, уточнение и корректировка общей программы исследований и вытекающих из нее частных методик научного анализа. Доклады конкретных исполнителей и подведение итогов промежуточных этапов исследования осуществлялись на ежегодных научных конференциях.

Под руководством докторанта и в соответствии с разработанной им методологией и методикой в Санкт-Петербургском университете культуры и искусств было выполнено 12 дипломных работ, которые анализировали различные аспекты разработки национально-государственной идеи и участия в этом процессе музейных учреждений.

Достоверность исследования и его научных результатов была обеспечена ясностью и четкостью исходных методологических позиций; широтой и типичностью базы исследования; фундаментальностью, многоаспектностью и длительностью опытно-экспериментальной работы; открытостью формирующего социально-педагогического эксперимента и высоким профессионализмом участников его экспертной оценки; соответствием методики и организации исследования его целям и задачам.

Апробация исследования осуществлялась посредством 18 научных отчетов о его итогах, с которыми автор выступал на коллегии Федерального Агенства по культуре и кинематографии; на научной конференции, посвященной 100-летию Российского этнографического музея; на Съезде музеев РФ, на международных конференциях во Франции, Германии, США, Испании, Нидерландах, Бельгии, Норвегии, на двух конференциях в Санкт-Петербургском государственном университете культуры и искусств.

Значительное место в апробации исследования заняли три общественных обсуждения монографии автора «Музей в системе формирования национально-государственной идеи» (СПб, 2007, - 264 с.), на которых, в общей сложности, выступили 26 специалистов музейного дела, ученых, аспирантов, читателей, проявивших интерес к проблеме.

Существенную роль в обеспечении обратной связи сыграли многочисленные публикации в средствах массовой информации, которые осветили разностороннюю деятельность Российского этнографического музея в рамках широкой проблемы формирования национально-государственной идеи России.

В 2001-2007 годах автору неоднократно предоставлялась возможность продемонстрировать ход и итоги опытно-экспериментальной работы Российского Этнографического музея в Москве на рабочих совещаниях в Федеральном Агенстве по культуре и кинематографии и творческих встречах руководителей музейных учреждений.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования проявилась в утверждении нового направления теории, методики и организации социально-культурной деятельности, позволяющем использовать потенциал культурологии, теории управления и педагогики в формировании национально-государственной идеи России музейными средствами.