DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций

Поступления 20.12.2010

Материалы

загрузка...

Теория и практика инновационного подхода к системе образования при подготовке будущих инженеров средствами графических дисциплин (на примере предметной области начертательная геометрия)

Литвинова Наталья Борисовна, 20.12.2010

 

2) постепенно включать их в прогнозирование целей системы учения;

3) предлагать самостоятельно поставить цель, если предметная область начертательной геометрии предложена в качестве средства развития;

4) предлагать самостоятельно разрабатывать алгоритмы достижения целей;

5) организацию деятельности по реализации целей осуществлять с использованием операционного алгоритма.

Нетрудно предположить, что такой опыт конструирования реальных моделей носит позитивно-утверждающий и созидательный характер. Для совместного моделирования, анализа и самоанализа системы обучения студентов вуза технического профиля отрабатывается опыт как целеполагания на занятиях, так и разработки технологий реализации этих целей. Для приобретения опыта осуществления названных технологий используется специально созданная технологическая документация. Рассмотренный нами системно-дидактический раздел обучения студентов создает условия для встраивания поведения субъекта профессиональной деятельности в логику взаимодействующих компонентов техногенной среды, характеризуемую современной наукой как пространство реализации сущности самого человека, развития способов его самореализации.

Особое внимание следует обратить на развитие творческого потенциала будущих инженеров. Обеспечивая развитие студентов как субъектов саморазвития своего интеллектуально-творческого потенциала, педагоги управляют системой обучения и способствуют тому, чтобы каждый студент становился профессионалом учения, опыт которого позволит личности экстраполировать его в любые сферы трудовой деятельности, будь то продолжающая учеба или профессиональная деятельность.

Итак, обеспечивая развитие обучающихся, как субъектов саморазвития своего интеллектуального потенциала, педагоги управляют системой обучения и способствуют тому, чтобы каждый обучающийся становился профессионалом учения. Этот опыт впоследствии поможет личности – субъекту экстраполировать его в любые сферы деятельности, обеспечивая культуру умственного труда в профессиональной сфере, в семейно-бытовой и свободной жизнедеятельности. Интеллектуальный потенциал человека развивается по тем же законам, целям и технологиям, которые подготовят субъекта к творческому труду в быстроменяющемся и стремительно развивающемся мире земной цивилизации.

На заключительном этапе происходит окончательный перенос состояния субъекта учения в состояние субъекта профессиональной деятельности. Анализ экспериментальной деятельности позволяет сделать выводы:

1. Студент приобретает знания о системности педагогических реальностей на уровне простого воспроизведения, узнавания и применения в сходной ситуации, творческого подхода к моделированию своего поведения в учебной и внеаудиторной деятельности.

2. Происходит фиксация:

а) знаний о структурных характеристиках системы и ее составляющих (обучения и самообразования, воспитания и самовоспитания, развития и саморазвития на уровнях простого воспроизведения, воспроизведения в сходной ситуации и с использованием творческого потенциала);

б) знаний о функционировании системы в режиме ее развития и саморазвития, то есть студенты овладевают технологиями профессиональной деятельности;

в) механизмов самоанализа с точки зрения результата своей деятельности в предметной учебной дисциплине и предметной профессиональной деятельности.

3. Развиваются профессионально-управленческие способности студентов.

4. Моделируя свою деятельность по усвоению основ наук и систему учения, управляя взаимодействием этих систем, студент приобретает опыт профессиональной деятельности, то есть становится субъектом трудовой деятельности посредством интеграции целей и технологий двух областей знаний и преодолении их дискретности в своем сознании.

5. Опыт осмысления и опыт моделирования систем, управления ими находятся в конвергентном взаимодействии с оперативной целью на занятиях в техническом вузе, то есть соответственно согласуются с развивающими целями, выраженными адекватными профессионально-управленческими способностями. Интеграция целей и технологий в двух областях знаний – учебной и профессиональной, рефлексия деятельности, опыт которой приобретается во взаимодействии систем преподавания и учения при изучении спецдисциплин, позволяют перенести полученные знания из системы обучения в вузе в систему профессиональной области труда, способствуя развитию и саморазвитию субъектной позиции коллег.

Таким образом, на основе проведенной экспериментальной работы можно заключить, что будущие инженеры в системе вузовского обучения обрели субъектную позицию, моделируя в учении саморазвитие своего интеллектуального и духовного потенциала во взаимодействии с системой преподавания, что обеспечит возможность переноса этого опыта в опыт грамотного моделирования профессионально-производственной деятельности и управления ее положительным осуществлением. Такой подход ранее не описан в научных исследованиях, что фиксирует его инновационность.

В третьей главе «Экспериментальная апробация электронного учебного пособия как средства саморазвития профессионального становления будущих инженеров при организации самостоятельной работы» представлены результаты диагностического исследования. В главе приводятся результаты экспериментальной апробации предложенной модели формирования умений управления самостоятельной познавательной деятельностью, управления собственным развитием студентов, анализируются итоги педагогического эксперимента.

Сравнительный количественный и качественный анализ итогов эксперимента свидетельствует об эффективности разработанной модели формирования умений управления, подтверждает правомерность выдвинутой гипотезы исследования.

Как показывают исследования, вузовская практика, сложившаяся система графического образования не обеспечивают с должной эффективностью ни познавательную, ни развивающие функции начертательной геометрии. Начертательная геометрия часто воспринимается студентами как сложная дисциплина и вызывает значительные трудности в усвоении. Таким образом, налицо явные противоречия между требованиями к обучению начертательной геометрии, ее развивающими возможностями – с одной стороны, существующей практикой обучения – с другой.

Нами разработаны и описаны технологии реализации образовательных целей, под которыми понимаются уровни усвоения, как сохраняемые модели содержания образования. В таком подходе предметные области знаний являются средствами реализации целей, и на современном этапе развития образования требуют изменения формы их использования. Такой инновационной формой предъявления студентам предметной области начертательной геометрии может стать электронное учебное пособие, которое, в свою очередь, призвано оказать помощь будущим инженерам в организации самостоятельной работы в период обучения в вузе при изучении дисциплин графического направления. Наиболее значимым мы видим использование электронного учебного пособия как стимулятора в развитии самостоятельности при усвоении необходимой информации, что окажет помощь в развитии памяти и репродуктивного мышления, создав при этом базу для раскрытия творческих возможностей человека.

Одной из причин сложившегося в настоящее время положения в вузовском образовании, по мнению многих исследователей в области педагогики, является современное положение педагогического контроля в российской системе образования.

Как отмечают ведущие специалисты в области педагогики: В.С.Аванесов, Н.Е.Архангельский, В.П.Беспалько, Ю.К.Бабанский, И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин и др. - плохая организация системы отслеживания результативности процесса обучения является одной из причин «деградации образования». Она приводит к двум полярным явлениям: тотальному либерализму – с одной стороны, с другой стороны – к проявлению субъективизма и предвзятости. По утверждению В.С.Аванесова: «Все известные в мире попытки улучшения качества образования, не подкрепленные действенной реформой системы проверки знаний, не приносили, как правило, желаемых результатов».

Анализ результатов исследований зарубежных (Д.Вилфорд, К.Ингенкамп) и отечественных педагогов (В.С.Аванесов, В.П.Беспалько, М.В.Кларин и др.) позволяет утверждать, что одним из наиболее надежных и объективных методов педагогической диагностики являются педагогические тесты.

Для анализа результата по степени реализации цели мы предлагаем использовать компьютерное тестирование.

Сравнительный количественный и качественный анализ итогов эксперимента свидетельствует об эффективности разработанной модели формирования умения управления развитием, подтверждает правомерность выдвинутой гипотезы исследования.

В заключении обобщены основные результаты теоретической и экспериментальной работы, определены направления дальнейшей разработки поставленной проблемы.

В Заключении диссертации обобщение результатов исследования позволило сделать следующие выводы:

1.Образование будущего инженера в вузе происходит в условиях взаимодействия состава гуманитарной целостности: обучения, воспитания и профессионально-кадровой системы, а также предметных областей учебных дисциплин, направленных на достижение единых целей интеллектуального, духовного и профессионального развития специалистов. Освоение студентами опыта субъектов образовательных систем вуза позволяет будущим инженерам экстраполировать его в систему предстоящей производственно-трудовой деятельности, реализуя профессионально-управленческие способности.

2.Реализация целей образования по саморазвитию будущих инженеров, как субъектов, в условиях взаимодействия систем обучения, воспитания, предметной области начертательной геометрии в вузе возможна при осуществлении целевого управления синхронным взаимодействием учения и преподавания, воспитания и самовоспитания, управления и самоуправления в образовательной системе вуза, при обеспечении разработки и отбора технологий, необходимых для достижения прогнозируемых целей;

3.Формирование навыков управления развитием организуется совместной деятельностью субъектов образовательной системы по осмыслению и реализации образовательных, мировоззренческих, профессионально-управленческих целей обучения и воспитания студентов.

4. Для реализации целей образования по саморазвитию будущих инженеров должны быть созданы условия для овладения студентами опытом моделирования обучения, воспитания и управления их взаимодействием на занятиях в вузе;

5.Процесс формирования умений управления собственной познавательной деятельностью, собственным развитием студента средствами инженерной графики оптимизируется при соблюдении комплекса следующих педагогических условий: непротиворечивого взаимодействия всех систем при изучении инженерной графики, учета закономерностей формирования умений управления в системе графического образования: психолого-педагогических, целевых, технологических - направленных на формирование у студентов положительной мотивации к самообразованию в области инженерной графики.

6. В качестве средств развития будущего инженера могут использоваться возможности современных информационных технологий, представленные в форме электронного учебного пособия по предметной области знаний.

Основное содержание диссертации раскрыто в 65 печатных работах общим объемом более 38,8 печатных листов, в том числе в: 3 монографиях; 3 учебных пособиях; 59 статьях, 10 из которых опубликованы в периодических изданиях, включенных в реестр ВАК МОиН РФ.

Монографии

1. Литвинова, Н.Б. Возможности формирования профессиональной компетентности студентов технического вуза средствами инженерной графики: монография [Текст] /Н.Б.Литвинова - М.: УПК «Фёдоровец» для детей с проблемами в развитии,2009.- 92 с. (5,4 п.л.)

2. Литвинова, Н.Б. Тесты как основа мобильного анализа сохраняемой модели содержания образования при изучении графических дисциплин (на примере изучения начертательной геометрии и инженерной графики в техническом вузе): монография [Текст] / Б.А.Карев, Н.Б.Литвинова - М.: УПК «Фёдоровец» для детей с проблемами в развитии,2009- 100 с. (5,9 п.л. ) Авторский вклад - 60%.

3. Литвинова, Н.Б. Развитие профессиональных умений будущих инженеров связи при изучении инженерной графики. [Текст] / Н.Б.Литвинова, Т.В. Хрусталева. - Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2009.- 98 с. (5,8 п.л.) Авторский вклад - 60%.

Научные статьи в журналах, рекомендованных ВАК РФ