DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций

Поступления 20.10.2008

Материалы

загрузка...

Сущность и перспективы применения стратегии «конкурентной либерализации

Лисоволик Ярослав Дмитриевич, 20.10.2008

 

В долгосрочной перспективе стратегическим ориентиром российской модели «конкурентной либерализации» должно стать развитие обрабатывающей промышленности и сектора услуг в обмен на доступ к энергоресурсам для торговых контрагентов России. Именно развитие нетопливного сектора посредством ликвидации торговых ограничений для российских производителей должно стать одним из ключевым факторов диверсификации российской экономики и придания ей экономического динамизма. В некоторой степени стратегия «конкурентной либерализации» за счет диверсификации географии российской торговли может также способствовать и отраслевой диверсификации отечественного экспорта.

В области отраслевой диверсификации внешней торговли и экономического развития в более широком плане эмпирические исследования последних нескольких лет ставят под сомнение тезис о негативном воздействии наличия обширных запасов полезных ископаемых на экономический рост. Эксперты Всемирного банка в своем исследовании взаимозависимости структуры внешней торговли и экономического роста приходят к выводу о том, что необходимо не только пересмотреть роль запасов полезных ископаемых, но и установить каналы их благотворного воздействия на экономический рост.

В то же время в соответствии с исследованием Всемирного банка, статистически значимым фактором, который негативно воздействует на экономический рост, является отраслевая концентрация экспорта. Именно высокая отраслевая концентрация экспорта, а не наличие значительных полезных ископаемых, является существенным тормозом для экономического роста страны. Кроме того, высокая доля внутриотраслевой торговли позитивно воздействует на темпы экономического роста, что может быть связано как с более благоприятными условиями для производительности труда, так и с возможностями более высокой отраслевой диверсификации.

Помимо отраслевой составляющей внешнеторговых потоков, географическая структура внешней торговли также играет важную роль в повышении темпов экономического роста. В исследовании экономистов МВФ проводится анализ данных по более чем 100 странам, который свидетельствует о том, что темпы экономического роста, а также уровень благосостояния в странах — торговых партнерах отдельной страны имеют благотворный эффект на темпы роста ВВП. Таким образом, вместо того, чтобы фокусироваться на вопросе о том, сколько необходимо торговой либерализации (и необходима ли она вообще), исследуется качественная сторона торговой либерализации в свете экономических условий в странах — торговых партнерах. Общим выводом данной работы является то, что промышленно развитые страны получают выгоды от торговли с развивающимися странами, экономика которых растет высокими темпами. В то же время развивающиеся страны выигрывают от торговли с передовыми странами мировой экономики в связи с тем, что у данных стран высокий уровень благосостояния.

По данным исследования МВФ, рост ВВП в странах — торговых партнерах на 1 процентный пункт может привести к ускорению экономического роста в стране на 0,8 процентных пункта. Данная зависимость от темпов экономического роста в торговых партнерах является более высокой для более открытых экономик и для более недавних периодов времени. Кроме того, важность торговых партнеров для конкретной страны как правило достаточно устойчива — корреляция доли торговли стран в 1960-1999 гг. в пятилетние и десятилетние периоды составляет примерно 0,9. Помимо этого также устойчивым является круг стран — крупнейших торговых партнеров на протяжении последних десятилетий. Это на мой взгляд в свою очередь вероятнее всего говорит о важности развития адекватных механизмов для устойчивой региональной интеграции в условиях, когда именно связи с соседними странами зачастую продолжают играть значительную роль для большинства стран мировой экономики.

Таким образом, географическая и отраслевая диверсификации торговли могут носить взаимоусиливающий характер. Выход на рынки новых стран торговых партнеров, в том числе за счет отмены торговых ограничений со стороны данных стран, может привести к увеличению отраслевой диверсификации торговли. В свою очередь новые ниши в структуре экспорта могут найти спрос в более широком круге стран-контрагентов и привести к географической диверсификации торговых потоков. В итоге страна становится менее подверженной внешним шокам и в меньшей степени зависит от ограниченного круга стран или товарной конъюнктуры.

Связь между отраслевой и географической концентрацией внешнеторговых потоков для России чрезвычайно актуальна — преобладание экспорта нефти в торговой структуре России делает ее товарные потоки более зависимыми от географии и дистанции. Более диверсифицированная отраслевая структура также будет способствовать и географической диверсификации российского экспорта. И наоборот, географическая диверсификация российского экспорта за счет создания двусторонних альянсов, может способствовать постепенному снижению относительной роли ТЭКа в экспортной структуре российского экспорта, хотя в долгосрочной перспективе снижение зависимости от нефти все же будет во многом определяться структурными реформами внутри страны.

С точки зрения диверсификации торговли, инструменты внешнеторговой либерализации могут играть свою особую роль. Так, двусторонние соглашения могут использоваться для того, чтобы преодолеть замкнутость торговых потоков в рамках отдельной региональной группировки. Они также могут способствовать переориентации торговых потоков в сторону наиболее динамично развивающихся стран. За счет вступления в ВТО можно преодолеть барьеры для отдельных отраслей экономики, в результате чего страна получает возможность диверсифицировать как отраслевую, так и географическую структуру своей внешней торговли. Наконец, регионализм позволяет стране избежать негативных последствий отклонения торговли и продвижения товаров на рынки соседних стран, что также может способствовать отраслевой и географической диверсификации торговли (хотя в долгосрочной перспективе регионализм вероятнее всего сопряжен с географической и отраслевой концентрацией торговых потоков). Что еще более важно — регионализм может создать условия для создания быстрорастущих макрорегионов, в рамках которых создаются «тепличные условия» для роста взаимной торговли и взаимного усиления экономического роста. На данный период Юго-Восточная Азия в растущей степени напоминает именно такого рода инкубатор торговых потоков в мировой экономике.

В этом отношении стратегия «конкурентной либерализации» приводит к созданию гибкой системы управления торговыми альянсами, которая позволяет преодолеть закоснелость географической и отраслевой структуры внешней торговли. Сочетание различных инструментов торговой либерализации таким образом способствует диверсификации отраслевой и географической структуры экспорта, что в свою очередь благотворно сказывается на перспективах долгосрочного экономического роста.

В результате проведённого исследования автор пришёл к следующим выводам:

Следует признать, что период 2005-2007 гг. прошел под знаменем двусторонних соглашений и некоторого замедления строительства региональных группировок. Глобализм же продолжал испытывать трудности в условиях сохранения дисбалансов в торговле между США и Юго-Восточной Азией, а также протекционизма в наиболее чувствительных секторах как развивающихся, так и развитых стран. Более того, в середине 2006 г. после провала многосторонних переговоров в рамках Дохийского раунда ВТО позиции глобализма в мировой экономике были значительно ослаблены.

Для мировой экономики замедление торговой либерализации угрожает откатом к протекционизму, а, следовательно, замедлением экономического роста. До сих пор, именно снижение торговых барьеров и рост конкуренции были основными факторами высокого экономического роста в мировом хозяйстве и низкой инфляции, несмотря на рекордные цены на нефть. Более того, объединяющим началом для стран, достигших рекордных темпов роста в различные периоды XX в. (Китай, Япония, Ирландия, Южная Корея), а также качественного прорыва в экономической политике (Чили, Австралия), как правило была именно внешнеторговая либерализация. Так, за 10 лет с начала 90-х годов Китай снизил ставку своей импортной пошлины почти в 3 раза с 44 до 15%. В Чили средняя ставка импортного тарифа была сокращена с 94% в 1973 г. до 6% в 2006 г.; в Австралии импортный тариф был снижен с более чем 12% в 1975 г. (по сравнению с 2% в среднем по странам ОЭСР) до менее 5% в 1995 г.

В современных условиях успех экономического развития определяется не столько масштабами внешнеторговой либерализации, сколько оптимизацией качественных составляющих данного процесса. Все более распространенной стратегией открытия национального рынка становится «конкурентная либерализация», которая уже используется в той или иной степени целым рядом ведущих мировых торговых держав. Данная стратегия предполагает оптимальное сочетание многосторонней, региональной и двусторонней либерализации для максимизации встречных торговых уступок и открытия рынков за рубежом. Так, стратегия «конкурентной либерализации» США в частности предполагает избирательную либерализацию своей торговли с целью активизации ответной либерализации со стороны своих контрагентов и повышения конкуренции среди зарубежных стран за получение доступа на американский рынок.

Несмотря на то, что в отдельные периоды будет преобладать курс на использование региональной интеграции или многосторонней либерализации, долговременной тенденцией развития мировой экономики станет именно комбинирование основных инструментов внешнеэкономической либерализации. В этих условиях отсутствие стратегии «конкурентной либерализации» у России чревато целым рядом проблем во внешнеторговой политике. В их

- неспособность должным образом реагировать на все более динамичные изменения внешнеполитического курса зарубежных стран, когда вслед за активизацией региональных соглашений следует перемещение акцента на использование других инструментов внешнеэкономической политики, в том числе микрорегионализма и двусторонних соглашений;

- ослабление переговорной позиции на многосторонних переговорах в рамках ВТО, где ценится использование политического капитала, накопленного в рамках двусторонних и региональных соглашений;

- излишне высокая зависимость модернизации экономики от ограниченного количества инструментов внешнеэкономической политики.

«Конкурентная либерализация» как стратегия торговой политики делает акцент не на количественной, а на качественной стороне открытия рынков. Качество торговой либерализации предполагает оптимизацию последовательности использования инструментов, а также их географического и отраслевого применения. Последовательность торговой либерализации для России предполагает первоочередное вступление в ВТО с последующей активизацией региональной и двусторонней интеграции. В то же время Россия должна также разработать стратегию создания двусторонних и региональных альянсов, которая учитывает и возможные задержки и препятствия на пути вступления России в ВТО. В географическом разрезе использование инструментов «конкурентной либерализации» должно исходить из следующих приоритетов:

СНГ — регионализм, микрорегионализм;

Юг — двусторонние соглашения;

Запад — микрорегионализм, регионализм (за счет создания зоны свободной торговли с ВС);

Восток — двусторонние соглашения.

6. К преимуществам России в создании зон свободной торговли на двусторонней основе можно отнести:

огромные географические размеры страны, что дает доступ не только к торговле со странами СНГ, но также со странами Европы и Азии из дальнего зарубежья;

емкий и динамично растущий рынок, что повышает заинтересованность иностранных производителей в получении преимущественного доступа;

уровень импортных ограничений остается достаточно высоким;

узкая специализация России, что ограничивает число «чувствительных» секторов, не подлежащих либерализации в зарубежных странах.

К числу факторов, которые затрудняют создание зон свободной торговли с Россией, можно отнести:

низкую степень интеграции России в мировую экономику и отсутствие опыта в создании ЗСТ со странами дальнего зарубежья;

неразвитость рыночной инфраструктуры во многих регионах страны;

конкурентоспособность в наиболее «чувствительных» секторах мирового хозяйства, таких как черная металлургия и сельское хозяйство;

слабость региональной интеграции в рамках СНГ и таможенного союза;

неопределенность относительно темпов и масштабов снижения импортных барьеров до присоединения России к ВТО.

7. Россия может извлекать дивиденды от посредничества в экономическом взаимодействии между Европой и Азией в таких областях, как обслуживание транспортных потоков, региональное сотрудничество в рамках отдельных группировок (в перспективе возможно АСЕМ) или участие в научно-технической кооперации. Для интенсификации своего экономического развития Россия должна разработать свою собственную модель «конкурентной либерализации», которая вероятнее всего будет направлена на стимулирование конкуренции между Востоком и Западом за возможность торговли с Россией.

8. Роль «конкурентной либерализации» во многом схожа с «промышленной политикой» в том, что акцент делается именно на качественном, а не на количественном аспекте преобразований. Однако, основным инструментом реализации данной стратегии выступает не рост государственных расходов, а либерализация экономики. Вместо дискуссий о пользе/целесообразности либерализации торговли обсуждение стратегии «конкурентной либерализации» делает акцент именно на качественной оптимизации либерализации. Стратегия «конкурентной либерализации» является во многом логическим продолжением новой волны «индустриальной политики» — если в рамках последней большая роль будет отводиться частному сектору, то проведение стратегии «конкурентной либерализации» открывает поле для государства для переориентации основного акцента своей деятельности с внутриэкономического интервенционизма в пользу стимулирования российского экспорта за рубежом.

Основные положения диссертации отражены в более чем 20 публикациях общим объёмом более 50 печатных листов:

Индивидуальные монографии:

1. Актуальные проблемы присоединения России к ВТО. М.: Экономика, 2002. В соавторстве с Ливенцевым Н.Н. (авторское участие 12 печатных листов).

2. Конкурентная Россия в мире конкурентной либерализации. М.: Экономика, 2007. (28 печатных листов).

Разделы в коллективных монографиях: