DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций

Поступления 20.10.2006

Материалы

загрузка...

Экология как фактор коррекции социальной практики

Кристалинская Татьяна Георгиевна, 20.10.2006

 

Одновременно затрагивается проблема каузального и операционального. Отмечается, что операциональность формирует лишь строго фиксированный спектр причинности, определяющий функционирование системы. В формировании оставшейся причинности соучаствует окружающий мир. Таким образом, совершенно очевидно, что социальная практика в рамках системы (общества) каузально зависит от природной среды, но при этом опосредуется функционированием отдельных подсистем. При этом характер операциональности системы каузально изменяет состояние окружающего мира. Системный подход должен отказаться от своего главного заблуждения, связанного с тезисом о приспособляемости системы к окружающему миру по причине наличия между ними каузальных отношений. В своем выводе автор исходит из того, что операциональная замкнутость системы самопорождает собственные степени свободы, вступающие в конечном итоге в противоречие с природной средой, где выживают самые устойчивые биохимические формы

Однако с другой стороны, перед лицом невероятно выросшей экологической угрозы, общество обнаруживает и рост защитного потенциала. Возросшие степени свободы оптимизируют ответные реакции на многочисленные вызовы со стороны внешней среды. Любые нормативные этатистские или социальные структуры могут быть изменены при обнаружении их антагонизма природе, что объясняется феноменом спецификации человеческого поведения, зависящего от меняющихся правил. Общество способно к внутренней самоориентации, исходя из его понимания способов преодоления энтропии.

Вторая глава – «Экологизация практико-преобразующей деятельности социума», состоящая из трех параграфов, посвящена выявлению социокультурного потенциала современности, способного содействовать решению экологических проблем. Особое внимание в главе уделяется вопросам соответствующей коррекции институциональных усилий и управленческой практики.

В первом параграфе – «Культура как средство формирования экологических императивов» феномен культуры интерпретируется как темпорально апробированное средство объективации аксиологических, этико-эстетических идеалов, как генератор рациональности в самом широком смысле этого

Культура человечества описывается в качестве природно детерминированной и обратно влияющей на природную среду.

Диссертант характеризует отношение человека к природе как амбивалентное, что обусловлено непониманием первым необходимости синхронизации процесса культурного развития и изначально данных природных феноменов, определяющих, в конечном итоге, условия самого существования человеческого общества. Демонстрируется деструктивность стремления разума поставить себя над природой и вне природы, что уже привело к разрушительным последствиям, угрожающими темпами, формирующими апокалипсическую перспективу, лишающую будущности, как человеческую культуру, так и саму природу. Экологизация культуры, то есть приведение ее в соответствие с законами природы, есть ни что иное, как радикальное изменение содержания духовно-преобразующей деятельности человека, представляющееся единственно возможным выходом социума из, казалось бы, необратимой ситуации надвигающейся катастрофы, которая в свою очередь является продуктом артикулированного технократизма и сциентизма, порождаемых техногенной доминантой цивилизационного развития.

Во втором параграфе – «Духовно-нравственные предпосылки экологизации общественного сознания» рассматривается вопрос генезиса и дальнейшего развития духовной культуры человечества в контексте цивилизационной компаративистики.

Отмечается опасность дуальности ментального пространства, поскольку гипертрофированность отдельных его элементов ведет к общему дисбалансу и способно вывести социальную систему из устойчивого состояния. На примере анализа социокультурных приоритетов Запада, все больше приобретающих универсальный характер, доказывается, что прогрессирующее развитие западных сообществ привело в конечном итоге к угрозе возникновения техногенной катастрофы, экологическому кризису и истощению природных

Совершенно очевидно, что насущной потребностью человеческого сообщества становится как можно более скорое формирование глобальной метакультурной парадигмы, гармонизирующей духовно-материальное развитие планетарного социума. Постулируется необходимость эмансипации человека от «вещной» зависимости, от засилья цивилизационных артефактов, необходимость преодоления давления техносферы.

Формулируется мысль о желательности актуализации культурой идей имперсонализма, лишенных индивидуалистического редукционизма. Индивид должен перестать идентифицировать свое существование в модусе «здесь и сейчас». Должно придти осознание того, что он является имманентной частью деперсонифицированного целого, что личностная экзистенция немыслима вне контекста экзистенции всего человечества. При этом в ревизии насущно нуждается дидактическая составляющая культуры. Современная ментальность обнаруживает упорное оппонирование всякой дидактике, любым попыткам привнести истину из вне. Атрибутом актуальной духовности следует считать ее умение не внушать те или иные истины, а «пробуждать» их в сознании человека.

В заключении параграфа обосновывается мысль о необходимости введения экологических императивов в контекст практико-преобразующей деятельности.

В третьем параграфе - «Философское осмысление институциональных усилий по предотвращению экологической катастрофы» определяются те условия осуществления социальной практики, при которых экологически ориентированные институциональные усилия будут максимально эффективны.

По мнению диссертанта, основу консолидированных действий в области экологии должен составлять определенный консенсус, выражающий готовность к самым решительным шагам в направлении защиты природы. Такого рода консенсуальность будет содействовать координации действий на международном уровне. В частности, реальное замедление темпов потребительской гонки возможно только в результате принятия соответствующих крупномасштабных управленческих решений, чье исполнение обязательно в планетарном масштабе.

Значительное место в параграфе уделяется вопросам экологизации современной экономики. В качестве позитивного момента отмечается тот факт, что экологически вредной продукции все труднее находить свои рынки сбыта, а сознание потребителя становится все более экологизированным. Автор так же рассматривает потенциал институционального влияния на производителя с тем, чтобы заставить его рассматривать вопросы экологии в качестве приоритетных.

Изменение системы природопользования изучается в контексте содержания как собственно права, так и правоприменительной практики. Выявляется роль экологического компонента в системе современного образования. Эвристически важным представляется анализ эффективности уже предпринятых мер в области экологии, позволяющий предложить коррекционные стратегии.

Общий вывод параграфа состоит в констатации необходимости преодоления внутренних противоречий, присутствующих в управленческой практике как таковой. Данные противоречия связаны с ошибочной акцентацией научно-технического прогресса в качестве цели, а не в качестве средства. Адекватность социального целеполагания зависит от осознанной, просчитанной ответственности, от научно обоснованной озабоченности последствиями ошибочной управленческой деятельности.

В «Заключении» диссертации подводятся итоги исследования, определяются основные перспективные направления изучения заявленной темы.

ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ ОПУБЛИКОВАНЫ

СЛЕДУЮЩИЕ РАБОТЫ:

Кристалинская Т.Г. Глобализация информационных систем и безопасность//Актуальные вопросы социальной теории и практики. Сборник научных статей. Выпуск 2. – Ставрополь: Изд-во Северо-Кавказского социального института, 2004. – 0,6 п.л.

Кристалинская Т.Г. Российский медиа-рынок в контексте экологических проблем// Актуальные вопросы социальной теории и практики. Сборник научных статей. Выпуск 2.– Ставрополь: Изд-во Северо-Кавказского социального института, 2004. – 0,7 п.л.

Кристалинская Т.Г. Экологизация системы образования как императив современности//Научная мысль Кавказа – Ростов-на-Дону: Изд-во Северо-Кавказского научного центра высшей школы, 2006. – 0,6 п.л.

Кристалинская Т.Г. Иррационализм рационального: человек в экологической парадигме//Современное гуманитарное знание о проблемах социального развития. Материалы 13-го годичного научного собрания СКСИ. – Ставрополь: Изд-во Северо-Кавказского социального института, 2006. – 0,8

Северо-Кавказский социальный институт

355037, г. Ставрополь, ул. Доваторцев, 38

Типография СКСИ

Тираж 100 экз. П.л. 1,0 Заказ № 477