DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций

Поступления 20.09.2012

Материалы

загрузка...

ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

Степашина Анастасия Эдуардовна, 20.09.2012

 

Кластеры обеспечивают положительные эффекты (экстерналии); взаимосвязи внутри кластера ведут к появлению новых методов конкуренции, что способствует созданию инноваций.

Кластеры создают условия для формирования региональных инновационных систем.

Для всей экономики страны или региона кластеры выполняют роль «точек роста» внутреннего рынка и освоения международного. Наличие целого кластера отраслей ускоряет процесс создания факторов конкурентных преимуществ за счет совместных инвестиций в развитие технологий, в информацию, инфраструктуру, образование.

Крупные производители кластера создают спрос на специализированные материально-технические ресурсы и услуги. Взаимосвязи внутри кластера обеспечивают развитие аутсорсинга, когда малые и средние предприятия выполняют продукцию, работы и услуги для ключевых субъектов кластера, тем самым способствуют развитию малого и среднего бизнеса в регионе.

Конкуренция между производителями в кластере приводит к углублению специализации в кластере, поиску новых ниш и расширению кластера, в результате чего образуются новые субъекты бизнеса, что повышает доходность регионального производства, решает проблемы занятости населения и усиливает интеграционный потенциал региона.

Кластеры являются одной из институциональных форм обеспечения приграничного сотрудничества в сфере торговли, сельского хозяйства, туризма, транспорта, инфраструктуры, что способствует экономическому развитию приграничных территорий.

Целью рассмотрения данного вопроса является разработка теоретико-методологических и методических основ формирования региональной кластерной стратегии для обеспечения устойчивого инновационного развития Чувашской республики.

С учетом обоснованных теоретических основ кластера и кластерного подхода, концепции управления конкурентоспособностью экономических систем на основе организации кластеров, зарубежного опыта формирования кластерной политики, а также научного подхода к процессу выработки и осуществления политики, предлагаются следующие теоретико-методологические основы разработки и осуществления региональной кластерной стратегии в Республике Чувашия.

Основываясь на зарубежном опыте, с учетом региональной специфики в Республике Чувашия в качестве субъектов кластерной политики предлагаются следующие:

HYPERLINK "http://gov.cap.ru/main.asp?govid=24" Министерство экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики ;

HYPERLINK "http://gov.cap.ru/main.asp?govid=68" Государственная служба Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам ;

специальный государственный орган поддержки кластеров.

коллегиальные органы управления кластерным процессом в форме некоммерческих организаций.

Центральным этапом формирования кластерной политики является разработка кластерной стратегии, которая, в соответствии с принципом многоуровности формирования, должна разрабатываться на уровне государства (национальная), на местном уровне (региональная) и на уровне субъектов кластеров (микроуровень). Исходя из обозначенного системного подхода, кумулятивного характера процессов кластеризации, а также роли кластеров в повышении конкурентоспособности экономических систем, региональная кластерная стратегия должна быть составной частью стратегии социально-экономического развития региона.

Далее рассмотрим методику разработки региональной кластерной программы.

Методика включает следующие этапы и действия.

1 Этап – анализ предпосылок кластеров в регионе: анализ социально-экономических показателей и определение приоритетов региональной политики; статистический анализ инновационной активности в регионе; SWOT-анализ промышленности региона; анализ конкурентоспособности предприятий; идентификация и структурирование кластеров, анализ сетевого сотрудничества в выявленных кластерах, анализ конкурентоспособности кластеров.

2 Этап – определение идеи проекта: организация кластера в регионе.

3 Этап – планирование: анализ проблем, постановка целей, формулирование стратегий, разработка логико-структурной матрицы, а также графика мероприятий и поступления ресурсов. Предложена логико-структурная матрица кластерного проекта, включающая следующие разделы: общая цель; цели проекта/программы; результаты; мероприятия; ресурсы и расходы; индикаторы; предположения. Она является инструментом управления на каждой фазе проектного цикла. Примерная логико-структурная матрица кластерного проекта представлена на рисунке 1.

4 Этап – финансирование: обоснование необходимых финансовых ресурсов (производится на основе логико-структурной матрицы) и источников финансирования. Предложены следующие источники финансирования региональных кластерных программ, которые выполняются в рамках ГЧП: местный бюджет (вкладом со стороны государственного сектора могут быть собственность, финансирование, оказание услуг, гарантии банкам, налоговые и иные льготы); средства предприятий и организаций кластера (в качестве вклада частного сектора выступают финансы, имущество, менеджмент, профессиональный опыт, способность к новаторству); средства международных организаций.

5 Этап – осуществление: организация выполнения программы, мониторинг программы. Предложено создать следующую организационную структуру управления программой: координационный совет (состоящий из специалистов HYPERLINK "http://gov.cap.ru/main.asp?govid=24" Министерства экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики , некоммерческой организации кластеров, ученых, представителей международных донорских организаций), тематические группы для проведения анализа, разработки мероприятий, планирования расходов (состоящие из представителей субъектов кластера, ученых) и контролирующий орган ( HYPERLINK "http://gov.cap.ru/main.asp?govid=24" Министерство экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики ). Определены: инструмент мониторинга (логико-структурная матрица, которая определяет логическую связь мероприятий и обеспечивает основу для распределения обязанностей по управлению и реализации каждого мероприятия); направления мониторинга (целесообразность и качество структуры программы, эффективность, роль результатов в достижении цели программы, возможность тиражирования идеи программы, устойчивость программы) и показатели мониторинга, которые определены по методологии сбалансированной системы показателей (Balanced Scorecard (BSC). На основе методологии BSC, определены следующие направления оценки эффективности кластерного проекта и показатели их оценки:

финансы (рост чистой прибыли на предприятиях кластера; средний уровень рентабельности совокупных активов; объем кредиторской задолженности предприятий кластера; количество убыточных предприятий в кластере);

внутренние процессы (рост объема производства в кластере; рост производительности труда в кластере; объем экспорта кластера; объем инвестиций в основной капитал; количество созданных предприятий в кластере);

клиенты (доля кластера в объеме промышленного производства региона; рост объема реализации в кластере; уровень конкурентоспособности ключевых продуктов в кластере; объем работ, выполненных научно-исследовательскими организациями для кластера; количество человек, прошедших целевую подготовку в учреждениях образования кластера);

инновации, обучение и развитие персонала (количество человек, прошедших подготовку в рамках кластерных программ; количество инновационно-активных предприятий в кластере; объем инновационной продукции в кластере; доля инновационной продукции на ключевых предприятиях кластера; количество инновационных структур, входящих в кластер).

6 Этап – оценка: анализ выполнения целевых показателей; оценка конкурентоспособности кластеров; предложения по корректирующим действиям.

В отличие от существующих методов планирования, метод проектного управления и финансирования имеет ряд преимуществ: повышает научную обоснованность кластерной стратегии и комплексное решение проблемы благодаря построению логико-структурной матрицы, обеспечивает соответствие проектов достижению стратегических целей более высокого уровня за счет взаимоувязки целей и достижение целей проекта; расширяет источники финансирования за счет совместного использования ресурсов государства, бизнеса и международных организаций, позволяет эффективно управлять ресурсами, сроками, бюджетом благодаря разработанной системе мониторинга и оценки, что в совокупности позволит субъектам регионального управления разрабатывать и реализовывать эффективные кластерные программы с целью повышения конкурентоспособности кластеров и регионов.

III. ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

По результатам диссертационного исследования были сформулированы следующие выводы и даны рекомендации:

1. Развитие и рост это разные понятия. Экономический рост находится в зависимости от количества вовлекаемых ресурсов, расположения хозяйственной системы, активности/пассивности внешних хозяйственных сношений, структуры экономической системы, и т.д. Хозяйственное развитие есть не что иное, как освоение биосферы. Экономическое развитие же определяется состоянием биосферы. Иными словами оно полностью зависит от возможностей и состояния биосферы. Исходя из этого, можно сказать, что хозяйственная деятельность и биосфера в этом смысле антиподы. Хозяйственная деятельность истощает ресурсы природных систем. Изучение исторических фактов приводит к выводу, что хозяйственная деятельность через некоторое время приводит к появлению пустынь и отсутствие самой жизни.

2. В новом столетии развитие будет идти в фарватере регионализма. Традиционные крупные хозяйственные системы сменятся на региональные социально-экономические системы, которые будут организовывать территориальные ресурсы, и будут способствовать гармоничному развитию людей и природы. Россия – федеративное государство, состоит из регионов и от состояния регионов зависит общая динамика национального хозяйства, общества и страны в целом.

3. Регион – это важнейшая структура развития страны. Но одновременно с этим нельзя не признать, то, что регион крайне неустойчивая структурная единица. Изучение истории административно-территориального деления России хорошо это подтверждает. Мы рекомендуем фундаментальное понятие «регион» вынести на передний план, как одно из наиболее важных теоретических проблем.

4. Использование одного, пусть и интегрального показателя не корректно. Различные показатели отражают какую-то одну сторону развития региона. И если использовать один интегральный показатель, пусть и на их основе то возможно сильное искажение реального положения развития региона. Поэтому мы рекомендуем, проводить оценку развития региона строго на основе систематизации определенных критериев и показателей.

5. Целевые комплексные программы являются одним из эффективных методов государственного регулирования и организации рыночных инструментов. Территориальные кластеры сочетают в себе госрегулирование и рыночную самоорганизацию в рамках территорий. Кластеры учитывают потенциалы территорий, хозяйствующих субъектов на ней, тем самым формируют многосторонний подход к развитию территорий. Кластеры собирают воедино промышленную, региональную и научно-техническую политику; привлечение иностранных и внутренних инвестиций; поддержку малого бизнеса на территории. В диссертационном исследовании разработаны методические аспекты кластеризации.

IV. Список работ, в которых опубликованы основные положения диссертации:

Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, рекомендованных ВАК при Минобрнауки России:

Алексеева А.Э. Региональная экономика в условиях перехода к инновационному типу развития [Текст] / Н.В. Морозова, А.Э. Алексеева // Инновации и инвестиции. – 2011. - № 3 – с.33-35 – 0,45 п.л. (авторских 0,2 п.л.)

Алексеева А.Э. Формирование конкурентной среды в процессе регионального экономического развития [Текст] / Г.Н. Софронов, А.Э. Алексеева // Вестник экономики, права и социологии. – 2011. - № 4 – с. 102-105 – 0,4 п.л. (авторских 0,2 п.л.)

Алексеева А.Э. Анализ Стратегии развития Чувашской Республики до 2020 года [Текст] /А.Э. Алексеева, С.Ю. Петров // Актуальные проблемы экономики и права. – 2012, № 3 – с. 39-44 – 0,4 п.л. (авторских 0,2 п.л.)

Публикации в других изданиях: