DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций

Поступления 20.07.2007

Материалы

загрузка...

Проектирование адаптивной модели образовательной системы «ссуз-вуз

Савина Евгения Ивановна, 20.07.2007

 

Выделим педагогические условия, способствующие обеспечению адаптивности образовательного процесса и особенности их реализации при проектировании модели образовательной системы системы «ссуз-вуз».

Создание адаптивного образовательного пространства, в максимальной степени отвечающего потребностям и интересам личности обучающего, невозможно также без установления научно обоснованной преемственности на всех ступенях образования.

Мы рассматриваем преемственность не как простое наращивание, увеличение, усложнение организации учебной деятельности учащихся, а как переход количественных изменений в качественные. Поэтому в соответствии с теорией Л.С. Выготского обучение на каждой ступени должно вестись не столько на достигнутом уровне, сколько в зоне ближайшего развития.

Для успешности обучения важно в зоне ближайшего развития целенаправленно управлять познавательной деятельностью учащихся, а в зоне актуального развития предоставлять возможность учащимся работать самостоятельно. Зона ближайшего развития постепенно превращается в зону актуального развития, а перед учащимися возникает новая зона ближайшего развития. Таким образом, хорошо организованное обучение представляет собой взаимосвязанную и целенаправленную смену зон развития учащихся.

Определение зоны ближайшего развития первокурсников по тому или иному учебному предмету поможет правильно поставить не только близкие цели, но и наметить средние и дальние перспективы обучения. Преподавателю необходимо ясно представить, что важно сейчас для большинства обучающихся, что нужно сделать предметом самостоятельной работы студентов. Одновременно преподаватель обязан психологически и практически готовить следующую зону ближайшего развития, освещая ее с точки зрения дальней перспективы. При этом следует учитывать интересы и желания студентов.

Необходимо различать три вида преемственности:

1) содержательную – в овладении всеми четырьмя элементами содержания образования: системой знаний, практическими и интеллектуальными умениями и кавыками, компонентами творческой деятельности и эмоционально-ценностным отношением к окружающей среде;

2) учебно-операциональную – в формах, методах и способах организации учебной деятельности школьников и студентов на каждой ступени обучения;

3) мотивационную – в развитии у учащихся и студентов потребности в получении образования, познавательного интереса, профессиональной направленности.

Преемственность в обучении обладает:

инвариантным компонентом, определяющим часть в содержании образования, которая сохраняется при переходе к следующим этапам обучения;

функциональным компонентом, который дает возможность для перехода количественных изменений в качественные;

оператора при переходе от одного этапа обучения к следующему, обеспечивает сохранение предыдущих знаний на новых этапах обучения.

Для реализации содержательной преемственности важен соответствующий анализ учебного материала по ведущим дисциплинам. Следует установить, какие понятия, факты, теории были раскрыты в школе, в ссузе, учесть какие новые подходы предполагаются в вузе. С этой целью многие преподаватели определяют инварианту в знаниях, т.е. сердцевину прежних знаний, определяют те элементы, которые удерживаются при усвоении новых знаний и которые диалектически отрицаются. Установлению оптимальных связей между старым и новым учебным материалом способствуют структурирование его содержания, составление опорных конспектов, сообщение студентам, какие новые знания они приобретают, какие опорные знания, умения и навыки понадобятся при изучении нового материала

Учебно-операциональная преемственность предполагает развитие и совершенствование организационных форм и методов обучения. При этом важно, чтобы организационные формы, методы и приемы обучения соответствовали уровню развития обучающегося и способствовали этому развитию.

Эффективно реализовать принцип преемственности обучения между школой, ссузом и вузом поможет создание портфолио учащегося при поступлении его в ссуз. В его структуру входят следующие показатели:

качество знаний по профилирующим предметам;

уровень учебно-познавательной мотивации;

сформированность учебной деятельности;

интересы и наклонности личности.

Портфолио позволяет сделать важный шаг к разработке индивидуальной образовательной программы, обеспечивающей возможности самореализации студента в образовательном процессе.

Одной из центральных является проблема соответствия форм организации учебной деятельности учащегося формам усваиваемой им профессиональной деятельности. Качеством адекватности может обладать только совокупность традиционных и новых форм, каждая из которых должна наполняться адекватным им содержанием усваиваемой деятельности, а вся эта совокупность – целостным содержанием моделируемой профессиональной деятельности. Речь идет о трансформации содержания и форм учебной деятельности в соответствующие им содержание и формы профессиональной деятельности.

В процессе профессиональной подготовки выделяются три базовые формы деятельности и некоторое множество промежуточных между ними, распределение которых на этапах «ссуз» и «вуз» представлено на рис. 1:

- базовые – это собственно учебные (например, лекция, семинар);

- квазипрофессиональные (деловая игра и другие игровые формы);

- учебно-профессиональные (научно-исследовательская работа студентов, производственная практика, подготовка дипломного проекта и т.п.);

- промежуточные – это любые формы (традиционные и новые), отвечающие специфике целей и конкретного содержания обучения на соответствующем этапе обучения.

Рис. 1. Распределение базовых форм деятельности

в образовательном процессе системы «ссуз-вуз»

В собственно учебной деятельности осуществляются главным образом передача и усвоение информации; в квазипрофессиональной – моделируются целостные фрагменты производства, их предметно-технологическое и социально-ролевое содержание; в учебно-профессиональной форме – студент совершает действия и поступки, соответствующие нормам собственно профессиональных и социальных отношений специалистов, вступающих (в процессе коллективно-распределенного труда) в межличностные взаимодействия и общение.

С переходом от одной базовой формы деятельности к другой студенты получают все более развитую практику применения учебной и научной информации в функции средства осуществления указанных форм деятельности, овладевая реальным профессиональным опытом, получая возможность естественного вхождения в профессию.

Анализ образовательной практики свидетельствует о наличии ряда затруднений у студентов в учебном процессе: непонимание цели образования, своих потребностей, незнание своих индивидуальных особенностей, своего стиля учебы, неумение распределять учебное и свободное время, планировать свою деятельность. Для решения всех этих проблем необходимо время и определенная программа действий студента, а также помощь со стороны учебного заведения в решении возникающих затруднений

Социально-педагогическая поддержка студентов в адаптивной образовательной системе «ссуз-вуз» осуществляется путем создания многоуровневой структуры, которая включает в себя отдел воспитательной работы (ОВР), заместителей деканов по воспитательной работе факультетов, Студенческий Совет, кураторов, и тьюторов. Каждый из перечисленных элементов осуществляет определенные функции, направленные на создание оптимальных условий профессионального становления будущих специалистов с учетом их личностных особенностей, потребностей и интересов.

Основные функции отдела воспитательной работы состоят следующем:

- координирует деятельность по осуществлению воспитательной функции в педагогической деятельности работников всех служб и структурных подразделений учебного заведения;

- осуществляет руководство работой тьюторов и кураторов

- организует систему информационного обеспечения студентов и консультативную помощь по различным аспектам учебной и воспитательной деятельности учебного заведения;

- контролирует соблюдение правил внутреннего трудового распорядка студентами, осуществляет привлечение к дисциплинарной ответственности за их нарушение;

- осуществляет комплексное (координационное) и текущее планирование внеаудиторной работы и мониторинг ее эффективности;

- осуществляет методическое и организационное обеспечение работы по организации досуга и быта студентов, воспитательной работы преподавателей.