DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций

Поступления 20.04.2015

Материалы

загрузка...

«Домонотеистические верования даргинцев в XIX – начале XX в. (пантеон и пандемониум)». Диссертация опубликована на сайте:http://diser.kbsu.ru/

Исрапилова Зарема Анваровна, 20.04.2015

 

Научный руководитель:

Сефербеков Руслан Ибрагимович – доктор исторических наук.

Официальные оппоненты:

Дмитриев Владимир Александрович – доктор исторических наук, научный сотрудник главной категории отдела Кавказа и Средней Азии Федерального государственного бюджетного учреждения культуры Российский этнографический музей;

Чибиров Людвиг Алексеевич – доктор исторических наук, профессор, зав. отделом этнологии Федерального государственного бюджетного учреждения науки Северо-Осетинский институт гуманитарных и социальных исследований им. В.И. Абаева Владикавказского научного центра РАН и Правительства Республики Северная Осетия-Алания.

Ведущая организация: Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) РАН.

Защита состоится «____» _____________ 2015 г. в ____ ч. на заседании диссертационного совета Д.212.076.03 при ФГБОУ ВПО «Кабардино-Балкарский государственный университет имени Х.М. Бербекова», по адресу: КБР, г. Нальчик, ул. Чернышевского, 173.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова.

Электронная версия автореферата размещена на официальном сайте ВАК Минобрнауки РФ htpp://vak.ed.gov.ru. Диссертация и автореферат размещены на сайте Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова htpp://diser.kbsu.ru.

Автореферат разослан «___» ________________ 2015 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета Елена Аниуаровна Нальчикова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Изучение традиционной духовной культуры этносов – одна из важных задач российской этнографии. Одной из составных частей традиционной духовной культуры этносов являются их домонотеистические верования. К домонотеистическим верованиям обычно относят ранние формы религии, языческие культы и обряды – магию, анимизм, фетишизм, шаманизм, политеизм и полидемонизм, аграрные культы, культы огня, воды, дерева, камня, предков, плодородия, промысловый культ, зоолатрию, обряды вызывания дождя и солнца, обряды, связанные с рождением, браком и смертью человека и т.д. Основными источниками для изучения домонотеистических верований служат мифы, фольклор, праздники, обычаи, обряды, топонимика, лексика и фразеология, детские игры. Предлагаемая работа посвящена исследованию реликтов домонотеистических верований у одного из этносов Дагестана – даргинцев. Из всего комплекса этих верований для исследования избраны мифологические персонажи, входившие в прошлом в языческий пантеон и пандемониум даргинцев. Описание, характеристика и анализ мифологических персонажей, входивших пантеон и демонологию даргинцев, представляет важный теоретический и практический интерес. Исследование религиозных традиций каждого народа имеет большое научное значение. Традиционные религиозные представления у каждого народа имеют свою специфику в силу индивидуальности и неповторимости его исторических судеб. И в этом отношении даргинцы не являются исключением. Домонотеистические верования господствовали в Дагестане довольно значительный период времени, предшествовавший распространению христианства и ислама. Но и после принятия ислама прежние религиозные формы проявляли известную устойчивость и продолжали сохраняться в виде пережитков в культуре и быту даргинцев. Смешавшись с исповедуемым дагестанцами исламом, они образовали так называемый «бытовой ислам», в котором причудливо переплелись реликты прежних форм религии и каноны и установления ислама. Изучение сохранившихся мифологических персонажей былого пантеона и пандемониума даргинцев в этой связи представляется актуальным в плане воссоздания более полной картины традиционной духовной культуры дагестанцев. Это и тем более актуально в последние десятилетия в связи с ростом национального самосознания, когда наблюдается повышение интереса к генезису и этнической истории народа, его историческому прошлому и настоящему, особенностям культуры и быта.

Всестороннее изучение традиционной духовной культуры даргинцев диктуется и объективными процессами: вымыванием, забвением отдельных элементов духовной культуры под натиском процессов урбанизации, стандартизации и глобализации. Исследование традиционных религиозных верований, отражающих специфику духовной культуры дагестанских этносов, в этой связи представляется актуальным и целесообразным. Все это в совокупности свидетельствует об актуальности темы диссертации, значительно возросшем интересе народов Дагестана к собственной истории и предшествовавшим религиозным формам.

Актуальность изучения мифологических персонажей былого пантеона и пандемониума даргинцев диктуется и борьбой с религиозным экстремизмом, отстаивающим возрождение так называемого «чистого ислама», отрицательно относящегося к сохранившимся реликтам домонотеистических верований и обрядов у народов Дагестана.

Изучение древних верований даргинцев невозможно без привлечения аналогичного материала по другим этносам Дагестана и Северного Кавказа, что позволит сделать целый ряд выводов, касающихся общности их этногенеза, этнической истории, складывания производящего хозяйства, мифотворчества, взаимодействия и взаимовлияния культур. Поэтому домонотеистические верования и обряды даргинцев и других северокавказцев являются важным источником по истории их самобытной культуры.

Цель и задачи диссертации. Целью диссертации является реконструировать на основе сохранившихся реликтов домонотеистических верований и обрядов языческий пантеон и пандемониум даргинцев.

В свете основной цели определяются и задачи исследования. Основными задачами исследования являются:

- изучить календарные, аграрные, метеорологические праздники, обряды, обычаи и верования, мифы, лексику и фразеологию даргинцев с целью выявления мифологических персонажей былого пантеона и пандемониума;

- описать, дать характеристику и анализ основным мифологическим персонажам пантеона и пандемониума даргинцев с указанием теонима, ипостасей, локуса обитания, модуса проникновения, времени появления, функций, предикатов и атрибутов;

- провести аналогии и параллели с выявлением общего и особенного богов и демонов даргинцев с мифологическими персонажами других народов Дагестана, Северного Кавказа и мира.

Хронологические рамки исследования охватывают традиционную духовную культуру даргинцев, то есть в основном XIX – начало XX в., хотя большинство описываемых верований и обрядов зародилось в древности, многие из них сохранялись в советское время, а некоторые – бытуют и в наши дни.

Объектом исследования является тралиционная духовная культура одного из этносов Дагестана – даргинцев. В ходе исследования была изучена традиционная духовная культура даргинцев, проживавших в 27 селениях нынешних Акушинского, Дахадаевского, Кайтагского, Левашинского и Сергокалинского районов республики. Это позволило охватить домонотеистические верования большинства субэтнических групп даргинцев практически в полном объеме.

Предметом исследования являются мифологические персонажи, зародившиеся в эпоху первобытного общества с его культом природы во главе с Великой Богиней-матерью, и олицетворявшие небесные светила, атмосферные явления и природные стихии, а также божества-хозяева определенных локусов, связанные с покровительством хозяйственной и иной деятельности человека. Эти божества впоследствии, в период становления и развития раннеклассового общества, вошли в пантеон богов во главе с Богом-отцом. Часть из них (в основном – женские) в связи с переоценкой роли божеств перешли в разряд демонов (главным образом) с отрицательной характеристикой и составили пандемониум.

Источниковой базой диссертации послужил 1) полевой этнографический материал, собранный автором в 1995-2010 гг. методами индивидуального и группового интервьюирования у 87 респондентов разного пола, возраста и профессий. 2) В процессе работы над диссертацией автором были использованы материалы Рукописного фонда Института ИАЭ ДНЦ РАН – фонды 3. «Плановые научно-исследовательские работы отдела этнографии» и 5. «Материалы по археологии и этнографии Дагестана», в которых сосредоточены данные по домонотеистическим верованиям и обрядам даргинцев и других народов Дагестана. Особый интерес в этих фондах представляют работы Г.А. Гаджиева и М.Ю. Курбанова, посвященные изучению доисламских религиозных верований различных субэтнических групп даргинцев.

3) Был использован даргинский фольклор, жанры которого – календарная обрядовая поэзия, сказки, легенды, предания, былички, формулы запугивания детей, приметы, пословицы, поговорки, колыбельные песни и т.п., так же, как и мифология, являются одним из источников по реконструкции мифологических персонажей пантеона и пандемониума.

4) В работе привлечены нарративные источники. Один из них – труд И.А. Гильденштедта «Путешествие по Кавказу в 1770-1773 гг.» – является, помимо фольклора и данных лингвистики, практически единственным источником по реконструкции верховного бога-громовержца даргинцев. Авторы других трудов – Д.Н. Анучин, А.М. Дирр, Б.К. Далгат, Г.Ф. Чурсин и др. оставили нам сравнительно-исторические материалы по мифологии других народов Дагестана и Кавказа.

5) Данные исторической науки – труды В.И. Марковина и Р.М. Мунчаева, Р.М. Магомедова, А.Р. Шихсаидова, Б.Б. Булатова и С.А. Лугуева и др. послужили источником по древней и средневековой культуре народов Дагестана и Северного Кавказа, ранних форм религиозных верований и монотеистических религий населения региона.

Использование приведенных источников дало возможность реализовать поставленные цели и задачи в их максимальной полноте.

Методологической основой диссертации являются:

 принципы научного историзма и объективности, предполагающие изучение любого явления в его исторической перспективе, рассмотрение его в единстве прошлого, настоящего и будущего, подразумевающие воссоздание исторической действительности с опорой на подлинные факты и знание объективных закономерностей исторического развития;

принцип детерминизма, предполагающий изучение действительности как сплетения причинно-следственных связей;

принцип единства исторического процесса, требующий рассмотрения домонотеистических верований даргинцев с учетом конкретных хронологических рамок и конкретной исторической обстановки, рассмотрения их мифологической системы в развитии, то есть с учетом причин породивших тот или иной персонаж, как он сформировался и как видоизменялся со временем;

историко-генетический метод, связанный с прослеживанием генезиса и развития системы мифологических персонажей начиная с ее складывания во времена культа природы во главе с Великой Богиней-матерью до их оформления в пантеон и пандемониум в эпоху распада первобытного общества, переворота в положении полов и политогенеза;

сравнительно-исторический метод, подразумевающий, что мифологические представления даргинцев изучаются не сами по себе, а в контексте их традиционной духовной и материальной культуры, хозяйственных занятий, разнесенных во времени и пространстве;

с этим методом смыкается, являясь его частной формой, сравнительная историко-культурная реконструкция, при которой воспроизведение процессов, происходивших в  первобытном обществе производится главным образом путем историко-генетических сравнений с применением так называемого метода пережитков – реконструкции исчезнувших явлений по их пережиткам в современной духовной культуре, что позволяет изучение  посредством ее моделирования в качестве целостной системы; 

ретроспективный метод, заключающийся в последовательном проникновении в прошлое, изучении сохранившихся в мифах, фольклоре, праздниках, обрядах, обычаях, верованиях, лексике и фразеологии мифологических персонажей реконструируемых пантеона и пандемониума даргинцев;

метод типологизации, предполагающий изучение разнообразных мифологических персонажей даргинцев для выявления их общих или сходных черт и группировки, объединения их в пантеон и пандемониум. При систематизации мифологических персонажей даргинцев на божества и демоны использована их типологическая классификация с учетом следующих базовых оснований (критериев): пространственно-временные параметры (синхрония и диахрония), критерии иерархичности и этно-территориальной масштабности влияния, гендерный признак, этические категории;

хронологический метод, предусматривающий изложение исторического материала в хронологической последовательности описываемых феноменов;