DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций


Управление профессионально-квалификационным развитием персонала государственной гражданской службы субъекта российской федерации автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук

Дергачев Сергей Валентинович, 20.04.2008

 

ДЕРГАЧЕВ Сергей Валентинович

УПРАВЛЕНИЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КВАЛИФИКАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ ПЕРСОНАЛА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ

СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата социологических наук

Специальность 22.00.08 – социология управления

Москва – 2008

Работа выполнена на кафедре государственной службы и кадровой политики Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации».

Научный руководитель доктор исторических наук, профессор

Пономаренко Борис Тимофеевич

Официальные оппоненты: доктор социологических наук, профессор АНИСИМОВ Сергей Алексеевич

кандидат социологических наук

ЛОКОНОВА Юлия Михайловна

Ведущая организация – Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, кафедра прикладной социологии.

Защита состоится «26» июня 2008 года в 14.00 часов на заседании диссертационного совета Д.502.006.19 в ФГОУ ВПО «Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации» по адресу: 119606, г. Москва, пр-т Вернадского 84, корпус 1, ауд. 3304.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке РАГС.

Автореферат разослан «26» мая 2008 года.

Ученый секретарь

диссертационного совета Панин И.Н.

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью улучшения управления профессиональным развитием персонала государственной гражданской службы в интересах проведения социально-экономических преобразований, административной реформы, повышения эффективности государственной гражданской службы. Результаты реформирования государственной службы в определяющей мере зависят от уровня профессионализма кадров государственных органов, степени развития их профессиональной компетентности и компетенции. Важной задачей органов государственной власти и научных коллективов, которые занимаются разработкой данной проблемы, является генерация, разработка и внедрение в управленческую практику государственной службы инновационных идей, современных подходов и кадровых технологий. Это особенно важно для формирования высокопрофессионального аппарата государственных органов, повышения ответственности кадрового состава государственной службы за качество и эффективность профессиональной служебной деятельности.

При всей широте диапазона социологических исследований кадровых процессов и отношений в системе государственной службы вопросы управления профессионально-квалификационным развитием государственных гражданских служащих остаются слабо разработанными. До сих пор отсутствует целостная, научно обоснованная и легитимная концепция формирования профессионального кадрового состава государственной гражданской службы. Научная разработка проблем профессионального развития гражданских служащих могла бы способствовать обоснованию новых подходов к организации управления профессионально-квалификационным развитием персонала государственных органов.

Актуальность рассматриваемой проблемы обусловлена также усилением тенденции передачи полномочий по решению крупных социальных задач с федерального уровня власти на региональный. Это, в свою очередь, требует достижения высокого уровня профессиональной подготовки государственных гражданских служащих в субъектах Российской Федерации, большинство из которых не имеет специальных знаний в области государственного управления. Поэтому социологическое обеспечение управленческих воздействий на организацию компетентной служебной деятельности, формирование эффективных механизмов профессионального роста и востребованности профессиональной компетентности государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации становится важной прикладной научно-исследовательской задачей. Дополнительную актуальность обозначенной проблеме придает необходимость реализации в полном объеме требований Указа Президента Российской Федерации «О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации».

Степень научной разработанности темы. Вопросы профессионального развития кадров исследованы учеными различных отраслей гуманитарного знания. Для научного осмысления процессов профессионального развития важное значение имеют концептуальные представления о принципах подбора и расстановки кадров в соответствии с их политическими, деловыми и нравственными качествами, сформированные в советский период отечественной истории.

В теоретико-методологическом плане современные фундаментальные проблемы социальной организации и социального управления освещались в трудах российских ученых: Л.А. Василенко, К.И. Варламова, В.Д. Граждана, В.С. Карпичева, А.И. Кравченко, В.И. Патрушева, А.И. Пригожина, В.Л. Романова, А.И. Турчинова, М.В. Удальцовой, В.Ф. Уколова, С.С. Фролова и др.

Значительный научный интерес в контексте выполнения диссертационного исследования представляют работы по проблемам управления персоналом организации, выполненные Ю.Н. Арсеньевым, Т.Ю. Базаровым, Т.П. Галкиной, А.П. Егоршиным, А.И. Турчиновым, Б.Ф. Усмановым, которые разработали теоретические основы организационной и профессионально-квалификационной структуры аппарата государственного управления.

Для учета междисциплинарного характера проблемы профессионально-квалификационного развития государственных гражданских служащих оказались полезны выводы, которые содержатся в работах Г.В. Атаманчука, С.А. Анисимова, А.А. Гришковца, В.Г. Игнатова, Т.С. Иларионовой, Н.М. Казанцева, К.О. Магомедова, Е.В. Охотского, А.В. Понеделкова, В.М. Соколова, Е.П. Тавокина, Ю.А. Ткаченко, А.А. Харченко, посвященных анализу организационных, правовых, социологических, информационно-аналитических, психолого-педагогических, философско-этических и иных аспектов профессионального развития управленческих кадров.

Значительную научную ценность представляют работы А.И. Горбачева, В.Д. Граждана, Е.А. Литвинцевой, В.П. Мельникова, В.С. Нечипоренко, И.Н. Панина, Б.Т. Пономаренко, В.А. Сулемова и др., в которых вопросы формирования профессионального кадрового ядра в системе государственного управления Российской Федерации, актуальные проблемы профессионально-квалификационного развития кадров аппарата государственных органов и получения ими дополнительного профессионального образования рассматриваются в контексте реформирования института российской государственной службы.

Региональный опыт управления профессионально-квалификационным развитием персонала государственных органов и организации профессионального обучения государственных гражданских служащих в субъектах Российской Федерации представлен в работах Ю.С. Васютина, З.Э. Исаева, Т.Г. Калачевой, Ю.М. Локоновой, М.И. Мархиева, П.А. Марченкова, И.Н. Мятликовой, Л.А. Обуховой, А.Я. Торопина, В.С. Ушакова и др.

Полезными для раскрытия проблемы профессионально-квалификационного развития персонала государственной службы представляются научные публикации, в которых раскрывается зарубежный опыт управления персоналом, а также рассматривается возможность его использования в ходе реформирования государственной службы.

Вместе с тем следует отметить, что к теоретическим и прикладным вопросам управления профессиональным развитием государственных гражданских служащих ученые обратились сравнительно недавно и пробел в разрешении данной проблемы, особенно на региональном уровне государственного управления, до сих пор остается незаполненным. Существует настоятельная потребность в дальнейших научных исследованиях, поскольку профессиональное развитие служащих органов государственной власти является приоритетным направлением развития всего института государственной гражданской службы, совершенствования системы управления ее персоналом на современном этапе.

Объект исследования – государственная гражданская служба субъекта Российской Федерации.

Предмет исследования – управление профессионально-квалификационным развитием персонала государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации.

Цель работы – социологическое обоснование региональных аспектов технологизации управления профессиональными качествами персонала государственных органов, разработка организационной модели управления профессионально-квалификационным развитием государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации (на материалах Республики Марий

Реализация указанной цели предполагает последовательное решение следующих исследовательских задач:

раскрыть социальную сущность профессионально-квалификационного развития кадров государственной гражданской службы и обосновать необходимость совершенствования методов управления этим многоплановым социальным явлением;

используя системный подход, проанализировать взаимосвязь профессионального развития гражданских служащих с другими элементами системы управления персоналом государственных органов;

обосновать необходимость организационного выделения подсистемы профессионально-квалификационного развития гражданских служащих;