DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций

Поступления 20.02.2012

Материалы

загрузка...

Типология и поэтика портрета в русской лирической поэзии

Колосова Светлана Николаевна, 20.02.2012

 

Колосова Светлана Николаевна

ТИПОЛОГИЯ И ПОЭТИКА ПОРТРЕТА

В РУССКОЙ ЛИРИЧЕСКОЙ ПОЭЗИИ

Специальность 10.01.01 – русская литература

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора филологических наук

Москва, 2012

Работа выполнена на кафедре русской классической литературы и славистики Литературного института им. А.М.Горького

Научный консультант:

доктор филологических наук, профессор,

заслуженный деятель науки Российской Федерации

МИНЕРАЛОВ Юрий Иванович

Официальные оппоненты:

Дворяшин Юрий Александрович,

доктор филологических наук, профессор,

заслуженный деятель науки Российской Федерации

Долженко Людмила Васильевна,

доктор филологических наук, профессор

Завгородняя Галина Юрьевна,

доктор филологических наук, доцент

Ведущая организация:

Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина

Защита состоится 25 апреля 2012 г. в 15 часов на заседании Диссертационного совета Д 212.109.01 по филологическим наукам при Литературном институте им. А.М.Горького по адресу: 123104, Москва, Тверской бульвар, д.25.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Литературного института им. А.М.Горького.

Автореферат разослан «____» __________________ 2012 года.

Ученый секретарь диссертационного совета

кандидат филологических наук, профессор М.Ю.Стояновский

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Портрет как феномен культуры и эстетический объект обнаруживает себя изначально в изобразительном искусстве. Под портретом априори понимается перенесение облика человека «на полотно». Как писал Б.В.Шапошников, «портретом мы называем изображение определенного человека, когда только он является единственной темой картины». Художник, создавая портрет, стремится изобразить, запечатлеть отдельного человека, его внутренний мир, мысли и чувства в определенный момент, особенно поразивший создателя, и преломить в данном произведении свое собственное отношение к предмету изображения. Не случайно о живописном портрете говорят, что – это «продукт лирического отношения к миру».

Портрет в литературе – одна из составляющих так называемого «текстового полотна» – понятие не менее распространенное и актуальное. Под «портретом в литературе» понимают характеристику героя, его описание, словесное воспроизведение изображенного персонажа и часто соотносят сам феномен портрета именно с компонентами описаний в прозаическом произведении. Положенное в основу любого портрета изображение внешности человека по-разному проявляется в различных видах искусства (изобразительном искусстве, литературе, музыке, фотографии и т.д.). В каждом из видов искусства портрет будет иметь свои собственные формы презентации. Для литературы наиболее актуальны понятия: «литературный портрет», «портрет в прозе» и «портрет в лирике». Все названные явления связаны с изображением человека в литературном художественном произведении и в основе своей имеют родство с портретом живописным, однако понятия имеют принципиальные различия, и степень и свойства родства с живописью у них также отличаются.

Под «литературным портретом» традиционно понимают:

1. «Изображение человеческой внешности» в литературном произведении вообще, т.е. художественный прием, и тогда это понятие совпадает с понятием, которое дается в литературоведческих справочниках как «портрет в литературе». В книге А.И.Белецкого «Избранные труды по теории литературы» в главе «Изображение внешности лиц», написанной М.О.Габель, рассматривается вопрос о том, какие именно бывают портреты в художественных произведениях различных эпох и направлений. Автор выделяет, в частности, портрет паспортных примет, отвлеченный портрет, портрет переходного стиля, живописный портрет, портрет с меняющимся выражением, пластический, архитектурный портреты. Заметим, что в данной работе портрет рассматривается исключительно как прием и размежевания понятий «портрет в лирике» и «портрет в прозе» нет, хотя примеры портретов в лирике приводятся.

2. «Литературный портрет» – это литературный жанр, близкий мемуарному, которому свойственны документальность, стремление к точному, достоверному воспроизведению избранного объекта, на которое накладывается личное восприятие автора. «В первую очередь, это рассказ о характере и судьбе определенной личности, интерес к которой и формирует содержание нового жанра. Документально-биографический материал, положенный в основу литературного портрета как жанра, требовал от автора и особых способов его художественной обработки. Процесс создания образа героя в литературном портрете, с одной стороны, «ограничен» фактами биографии конкретного человека, но с другой – закон жанра не стесняет автора в выборе форм авторского комментария, объяснения характера героя повествования». О жанре литературного портрета убедительно писали Барахов В.С., Трыков В.П., Уртминцева М.Г.

«Портрет в прозе» зачастую определяется как художественный прием, используемый в качестве средства создания образа. Наиболее точно определение портрета, характерное для прозаического произведении дано в монографии Л.Н.Дмитриевской «Пейзаж и портрет: проблема определения и литературного анализа (пейзаж и портрет в творчестве З.Н.Гиппиус))». Автор пишет: «Портрет в литературном произведении – одно из средств создания образа героя, с отражением его личности, внутренней сущности, души через изображение (portrait) внешнего облика, являющееся особой формой постижения действительности и характерной чертой индивидуального стиля писателя». Однако приведенное определение вполне справедливо для портрета в прозаическом произведении, но учитывает далеко не все особенности портрета в лирике.

А.Г.Габричевский в статье «Портрет как проблема изображения» писал: «Проблема портрета делается проблемой стиля, наличие или отсутствие портрета, его характер, выбор и трактовка модели оказываются следствием или, в лучшем случае, выражением того или иного мировоззрения». Философия живописного портрета как нельзя более гармонично раскрывает философию портрета в лирике, поскольку, в отличие от прозы, где портрет выступает часто как инструмент, как одно из средств создания героя, в лирической поэзии портрет (как и в живописи) – есть и предмет, и цель изображения, и одновременно выражение авторского мировоззрения. Поэтому при определении портрета в лирике, необходимо учитывать определение портрета живописного. «Портрет – прежде всего изображение, но не всякого предмета, а человека <…> не изображения человека вообще, а индивидуального или лучше – единичного, но и не только индивидуального, а находящегося в спокойном состоянии, т.е. не вовлеченного в действие». Итак, основополагающим для портретного полотна является 1) изображение какого-либо героя; 2) его внешность есть единственный сюжет написания картины; 3) те средства, которыми оперирует художник, отражают его видение и отношение к герою. Когда в лирической поэзии создается портрет, то художественное содержание произведения сосредоточено исключительно на описании героя (пусть и фрагментарном) и посредством этого описания выражается индивидуальный авторский стиль который, по словам П.Н.Сакулина, «выражает собою психоидеологию писателей» (подчеркнуто П.Н.Сакулиным).

Конечно, с течением времени (а к концу XIX века в особенности) в литературном процессе портрет в лирике (да и не только в лирике) приобретает все большую значимость, большую смысловую нагрузку и философское наполнение. Во многом это объясняется тем, что слово приобретает все большую ассоциативную широту, «слово есть искусство», по словам А.А.Потебни. Портрет в этой связи постепенно становится своеобразным визуальным аналогом слова. Лирический портрет есть не только изображение какого-либо объекта, образа, но и, в первую очередь, отражение сложных душевных процессов самого поэта.

Портрет – интереснейшее явление в искусстве соединяющее внутреннюю сущность и внешнее воплощение, сходство с оригиналом и авторское видение объекта. «<…>портрет по своей природе наиболее философский жанр живописи. Он в основе своей строится на сопоставлении того, что человек есть, и того, чем человек должен быть». Изучению понятия портрета посвящены ряд работ, в частности: М.Алпатова «Очерки по истории портрета», Ю.М.Лотмана «Портрет» , Н.Дмитриевой «Изображение и слово», Б.Галанова «Искусство портрета», «Живопись словом. Человек. Пейзаж. Вещь», Л.С.Зингера «Очерки теории и истории портрета», В.Фриче «Социология искусства» и др. О портрете в прозаических произведениях на сегодняшний день существует достаточно работ, в которых роль портрета эмпирически определена.

Одним из выразительных исследований в области лирического портрета является работа Башкеевой В.В. «Русский словесный портрет: Лирика и проза конца XVIII - первой половины XIX века». Автор рассматривает в поэзии Г.Р.Державина, К.Н.Батюшкова, В.А.Жуковского, портрет в прозе Н.М.Карамзина и А.А.Бестужева-Марлинского, а также портрет в творчестве А.С.Пушкина. Заметим, что В.В.Башкеева ставит перед собой задачу рассмотреть «своеобразие портретных форм в их историческом развитии в русской поэзии (лирике) и прозе периода становления собственно-литературного словесного портрета в 1780-1830-е гг.», однако теоретического обоснования понятия портрета в лирике, его функциональных отличий автор не дает. Не представлена и соответствующая типология.

Портрет в поэтическом творчестве – явление емкое и многофункциональное, его функционирование в тексте выходит далеко за рамки художественного приема. Это не просто средство создания героя (как в прозаическом произведении), композиционный прием или даже жанр, это часто создание образа идеи произведения, отражение авторского понимания мира в целом.