Лечение и реабилитация больных с травмами и заболеваниями позвоночника
Шатрова Валентина Петровна, 19.12.2011После лечения 53,7±8,2* 54,4±11,3* 44,8±7,2** 45,8±9,4*
Контроль
38,2±7,2 42,1±8,7
Примечание: * - достоверность различий показателей после лечения по отношению к контролю (р>0,05).
Таблица 13
Динамика показателей допплерографического исследования на фоне проводимого лечения у больных с радикулоишемией (М±m)
Задняя большеберцовая артерия (ЛСК, см/с) Тыльная артерия стопы
(ЛСК, см/с)
Гомо латеральная Контр латеральная Гомо латеральная Контр латеральная
До лечения
91,86±11,4* 77,43±7,5 88,1±13,3 84,3±13,7
После лечения 43,7±7,2* 44,4±5,3* 42,8±11,2* 43,8±10,4*
Контроль
38,2±7,2 42,3±11,5
Примечание: * - достоверность различий показателей после лечения по отношению к контролю (р>0,05)
Оценка психологического статуса больных, проведенная после лечения, также свидетельствовала о сходстве выявляемых изменений в основных и контрольных группах.
В группах, при использовании акупунктуры в лечении корешкового синдрома, скорость уменьшения психовегетативных расстройств, превышала таковую в группе сравнения. Направление этих реакций имело сходные тенденции с результатами психологического тестирования.
В целом на фоне купирование болей и нарастания двигательной активности, отмечались снижение афферентной напряженности, регресс астенической симптоматики – в первую очередь утомляемости, раздражительности, при меньших сдвигах в выраженности истерических реакций, нередко со сменой демонстративности поведения ипохондрическими тенденциями.
Данные изменения были более отчетливыми у больных с тревожными и нерезкими астеническими реакциями. Результаты тестирования подтвердили характерную динамику психопатологических проявлений: в группе больных с тревожными реакциями, при условии достаточной эффективности лечения, было установлено снижение усредненного профиля МИЛ по II и VII шкалам, приближающихся к контрольным цифрам. Сохранение при этом умеренного подъема по шкале могло быть обусловлен преморбидными тревожно-мнительными чертами характера (рис. 15).
Рис. 15. Динамика усредненных показателей МИЛ в процессе лечения больных с тревожными реакциями на фоне корешкового синдрома. I, II – уровень показателей: I – исходный, II – после лечения. По оси абсцисс – шкалы МИЛ; по оси ординат – их выраженность.
Параллельно с тенденцией к нормализации личностного профиля этих больных наблюдалось и изменение расположения векторов САН. При незначительном повышении «активности» и «настроения» отмечался достоверный (р<0,05) подъем «самочувствия», подтверждая общую направленность улучшения психоэмоционального состояния больных (рис. 16).
Рис. 16. Динамика усредненных показателей САН в процессе лечения больных с тревожными реакциями на фоне корешкового синдрома. I, II – уровень показателей: I – исходный, II – после лечения. По оси абсцисс – шкалы САН; по оси ординат – их выраженность.
В группе пациентов с нерезкими астеническими реакциями при отсутствии существенных изменений в левой части профиля – по шкалам «невротической триады», основные сдвиги определялись по VI – IX показателям, свидетельствуя о коррекции ригидности установок, во многом индуцированным представлениями о «тяжести» заболевания, снижении эмоциональной напряженности (рис. 17).
Рис. 17. Динамика усредненных показателей МИЛ в процессе лечения больных с тревожными реакциями на фоне корешкового синдрома.
Усредненные показатели САН характеризовались нерезким и практически равномерным подъемом по всем шкалам, тем самым коррелируя с результатами личностного профиля (рис. 18).
Рис. 18. Динамика усредненных показателей САН в процессе лечения больных с тревожными реакциями на фоне корешкового синдрома.
При анализе усредненного профиля МИЛ пациентов с астеноипохондрическим синдромом, типичным для поражения психической составляющей, наблюдалось выраженное падение исходного пика по I шкале и умеренное – по VII, указывающее на снижение уровня о своем здоровье, потребности контролировать характер болезненных проявлений (рис. 19).
Рис. 19. Динамика усредненных показателей МИЛ в процессе лечения больных с психической составляющей (при астеноипохондрическом синдроме) на фоне корешкового синдрома.
Положительные сдвиги нами были достигнуты повышением всех показателей САН, с достаточно высокими цифрами «настроения» (рис. 20).
Рис. 20. Динамика усредненных показателей САН в процессе лечения больных с психической составляющей (при астеноипохондрическом синдроме) на фоне корешкового синдрома.
В группе больных с истерическими реакциями в результате лечения прослеживалось отчетливое изменение профиля МИЛ, однако при этом снижение выраженности «конверсионного» сопровождалось преобладанием I шкалы, отражая ипохондрические тенденции (рис. 21).
Рис. 21. Динамика усредненных показателей МИЛ в процессе лечения больных с поражением психической составляющей (при истерическом синдроме) на фоне корешкового синдрома.
Эти сдвиги коррелировали с нерезким подъемом показателей САН, при сохранении их характерного расположения (рис. 22).
Рис. 22. Динамика усредненных показателей САН в процессе лечения больных с поражением психической составляющей (при истерическом синдроме) на фоне корешкового синдрома.
В целом результаты проведенного нами исследования свидетельствовали о сходстве изменений в психическом статусе, как в основных, так и в контрольных группах, обусловленных значимостью в формировании нервно-психических расстройств не только спондилогенного генеза, но и личностными особенностями больных, что нередко способствовало снижению эффективности проводимого лечения.
При наличии у больных психофизиологических изменений целесообразно использовать медикаментозную терапию в сочетании с иглорефлексотерапией, которые в значительной степени устраняют патологические личностные реакции, установки, невротические наслоения; снимают эмоциональное напряжение; формируют оптимистическую оценку своего состояния, убежденность в благоприятном исходе лечения.
Таким образом, применение разработанной нами комплексной дифференцированной программы реабилитации в послеоперационном периоде с использованием методов рефлексотерапии, нейро-мышечной терапии и массажа позволило довести хорошие результаты восстановительного лечения в 97,5%.
ВЫВОДЫ
1. Болевой синдром при заболеваниях и травмах позвоночника, требующий оперативного лечения, отмечен у 93,4% пациентов. Частота неврологического дефицита у 83,6% больных и у 50,8% больных психологической дезадаптации объясняет необходимость длительного комплексного восстановительного лечения.
2. Тактика реабилитации после оперативного лечения дегенеративных заболеваний и переломов позвоночника зависит от длительности заболевания, выраженности болевого синдрома и неврологического дефицита, вида компрессии невральных структур. При длительном корешковом синдроме более 6 месяцев требуется комплексная консервативная терапия.