DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций

Поступления 19.12.2011

Материалы

загрузка...

Концептуальные основания проектирования педагогических норм в системе непрерывного профессионального образования

Любимова Ольга Вячеславовна, 19.12.2011

 

- образовательная стандартология – раздел профессиональной педагогики по разработке содержания образовательных стандартов и методов диагностики их выполнения;

- педагогическая когнитология – научное направление, возникшее на стыке психологии и педагогики о типологии знаний обучающихся;

- нормативные знания и нормативные компетенции* – знания и компетенции, определяемые нормативными актами (типа ЕГЭ, ФГОС) или требованиями к обучающимся (типа ГАК, ГЭК, ВКР и др.);

- образовательные квалитаксоны* – элементы классификации в педагогической квалиметрии; группа показателей иерархической структуры, характеризующих интегральное качество педагогического объекта или процесса;

- ключевые профессиональные компетенции – компетенции, определяющие квалификацию специалиста и необходимые ему для профессиональной деятельности.

- концептуальные основания настоящего исследования* – это совокупность подходов, концепций и теорий, необходимых для проектирования и реализации педагогических норм дидактического и нормативного характера в системе непрерывного профессионального образования.

Всего использовано 15 ключевых понятий, из которых 9 авторских.

Гипотеза исследования заключается в том, что разработанные концептуальные основания проектирования педагогических норм дидактического и нормативного характера для системы непрерывного профессионального образования в цепочке «профильная школа – НПО – СПО - ВПО» по одному и тому же направлению подготовки (или по «родственным» техническим направлениям), будут реализованы и подтвердят свою эффективность, если:

- обоснованы их основания с учетом системного, деятельностного и квалитологического подходов, ряда концепций и педагогических теорий (неперрывности и фундаментализации профессионального образования, стандартизации, диагностичности и др.);

- будет определена структурно-концептуальная модель педагогической нормологии, предусматривающая согласование требований к обучающимся в указанной системе профессионального образования дидактического и нормативного характера;

- будет разработана ее аксиоматика и необходимый математический аппарат для обработки результатов педагогических экспериментов по проектированию и реализации педагогических норм в системе непрерывного профессионального образования;

- если будут реализованы тезаурусный, компетентностный и квалиметрический подходы для проектирования и реализации педагогических норм, в том числе к «нормативным знаниям» и «нормативным компетенциям» типа ЕГЭ, ФГОС и т.п.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были сформулированы следующие задачи:

Определение степени изученности проблемы нормирования в сфере образования и обоснования концептуальных оснований, необходимых для проектирования и реализации педагогических норм в системе непрерывного профессионального образования.

Обоснование статуса и аксиоматики педагогической нормологии в структуре педагогических наук.

Разработка стратегии и концепции нормирования в профессиональном образовании в цепочке «профильная школа - НПО - СПО - ВПО», в том числе определение категорий «нормативные знания» и «нормативные компетенции».

Теоретическое обоснование содержания квалитативных технологий проектирования и реализации педагогических норм в системе непрерывного профессионального образования и создание технологии разработки методического обеспечения для разработчиков нормативных дидактических средств.

Разработка дидактических средств для проектирования и диагностики педагогических норм дидактического и нормативного характера (на примере ряда направлений подготовки специалистов в системе непрерывного профессионального образования ).

Методологической основой исследования являются:

- системный подход, дающий возможность изучать проблему педагогического нормирования в сфере образования, в том числе и профессионального, в комплексе (Л. Берталанфи, Б.В. Бирюков, А.А. Богданов, И.В. Блауберг, Н.И. Бондаренко, Дж. Ван Гиг, В.А. Денисенко, М.С. Каган, Ф.Ф. Королев, В.В. Краевский, Н.В. Кузьмина, А.М. Новиков, Г.П. Щедровицкий и др.);

- деятельностный подход применительно к обоснованию педагогических норм в профессиональной школе (П.Я. Гальперин, Л.И. Гурье, А.А. Кирсанов, Г.В. Мухаметзянова, А.И. Субетто и др.);

- философские концепции в сфере образования: философия норм, которая связана с категорией «должного» и восходит к учению Аристотеля о квалитатизме, к работам о «нормативных суждениях», которые обладают онтологически оценочной функцией; философия качества (Н.А.Бердяев, А.Ф.Лосев), которая применительно к сфере образования развита в трудах Б.С. Гершунского, В.А. Садовничего, В.Д. Шадрикова и др. – в части обоснования педагогических норм;

- концепция постиндустриального общества в части обоснования фундаментализации профессионального образования в современный период (А.М. Новиков, В.П. Овечкин и др.);

- концепция инновационного общества в сфере профессионального образования с учетом «Болонских рекомендаций» (В.И. Байденко, В.А. Болотов, В.Г. Кинелев, В.В. Сериков, Ю.Г. Татур и др.);

- концепция фундаментализации профессионального образования (С.А. Баляева, В.Г. Кинелев, В.В. Кондратьев, Н.А. Читалин, Ю.А. Шихов и др.).

Теоретическую основу исследования составили: философские, социологические, психолого-педагогические идеи о роли профессионального образования в условиях современной научно-технической, технологической и индустриальной революций по проблеме (В.Г. Афанасьев, Г.А. Бордовский, Г.Д. Бухарова, В.И. Гинецинский, В.С. Готт, С.И. Григорьев, Л.А. Громова, Л.И. Гурье, В.М. Жураковский, Г.И. Ибрагимов, А.М. Новиков, П.С. Сорокин, Н.Ф. Талызина и др.):

- исследования по проблемам качества начального, среднего и высшего профессионального образования с учетом требований социума и Болонской конвенции, в том числе и конкретных работодателей в лице руководителей учреждений технического профиля или образовательных структур (Г.Ф. Абдеев, В.Л. Алтухов, Ф.М. Асадуллин, Г.А. Бордовский, А.М. Новиков, А.Ю. Петров, Ю.Н. Петров, А.А. Червова и др.);

- положения о педагогическом проектировании требований к будущим специалистам (В.П. Беспалько, В.И. Загвязинский, М.Д. Ильязова, А.А. Кирсанов, Г.Н. Сериков, Н.Е. Эрганова и др.);

- труды по таксономии целей профессионального образования (М.В. Кларин, Т.В. Машарова, В.П. Симонов, В.М. Соколов, Л.Т. Турбович, B. Bloom, R. Gagne и др.);

- работы о педагогических измерениях и по педагогической квалиметрии (Г.Г. Азгальдов, Р.Г. Аслаева, К. Берка, И.Е. Быстров, Д.О. Жуков, А.С. Казаринов, В.И. Михеев, Ю.М. Нейман, В.А. Хлебников, В.С. Черепанов и др.);

- теоретические основы компетентностного подхода в сфере профессионального образования (А.А. Вербицкий, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, Д.А. Иванов, Дж. Равен, А.И. Субетто, Г.С. Трофимова, А.В. Хуторской и др.);

- идеи нормологии и стандартологии в сфере образования (В.И. Байденко, Н.А. Селезнева, Ю.Г. Татур, М.А. Чошанов, О.Ф. Шихова и др.).

Анализ различных подходов к проблеме настоящего исследования: системного, многомерного, синергетического, нелинейного, компетентностного, проектно-технологического, акмеологического, интегративного и др., показал, что квалиметрический подход включает в себя многообразие указанных подходов и позволяет комплексно решать проблемы, связанные с качеством образования, в том числе и профессионального.

Общая концептуальная (стержневая) идея исследования заключается в том, что нормативные требования к обучающимся дидактического и нормативного характера в системе непрерывного профессионального образования (профильная школа – НПО – СПО – ВПО по одному и тому же или по родственным направлениям подготовки) должны разрабатываться методом групповых экспертных оценок с обоснованием выбора моделей обучения, классификаторов знаний, компетенций и средств диагностики.

Концептуальные основания и положения, определяющие содержание настоящего исследования, заключаются в следующем:

1. Комплексное применение системного, деятельностного и квалитологического подходов, ряда педагогических концепций (непрерывности, фундаментализации профессионального образования, его опережающего характера с учетом особенностей современной НТР, потребностей рыночных отношений) и педагогических теорий (поэтапного формирования умственных способностей обучающихся по П.Я. Гальперину, компетентностного подхода, педагогической экспертизы, инновационных педагогических технологий: тестовых, модульных, дистанционных, компьютерных и др.).

2. Экспликация (в нашем случае как истолкование) и идентификация (отождествление) компетенций будущих специалистов, определение их видов, содержания, структуры, проводимые методами квалиметрического анкетирования и групповых экспертных оценок.

3. Использование таксономических моделей обучения разных категорий обучающихся (например, В.П.Беспалько, Б.Блума и др.) и классификаторов знаний, способностей и компетенций (В.С.Аванесова, И.А.Зимней, А.И.Субетто и др.) при проектировании и реализации педагогических норм в цепочке «профильная школа – НПО – СПО – ВПО – дополнительное образование».

4. Диагностику формируемых компетенций будущих специалистов предлагается проводить методом анкетирования с использованием валидных и надежных, в статистическом смысле анкет, разработанных методом групповых экспертных оценок, с привлечением ведущих преподавателей, работодателей, руководителей образовательных учреждений.

5. Согласованность педагогических норм в системе непрерывного профессионального образования для одного и того же направления подготовки может быть достигнута при совместном составлении учебных планов, основных образовательных программ в рамках совместных НИР.