DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций

Поступления 19.12.2011

Материалы

загрузка...

Продовольственное обеспечение Республики Таджикистан

Гулов Исмоилжон Мирзошарипович, 19.12.2011

 

Хатлонская 100.8 154.7 153.4

Районы республиканского подчинения 143.0 162.1 113.4

Горно-Бадахшанская автономная область 86.2 164.7 191.2

Источник: Агентство по статистики при Президенте Республики Таджикистан 2003-2010г. и Госкомстата Республики Таджикистан

Индикаторы уровня жизни, не относящиеся к потреблению, также указывают на улучшение благосостояния населения за исследуемые годы. 55% населения страны проживают в домохозяйствах, главы которых считают, что их финансовое положение улучшилось за последние три года. Показательно, что среди домохозяйств, которые относятся к категории бедных по уровню потребления, процентная доля вышеупомянутых домохозяйств тоже достаточно велика (48%). При этом только 14 % из категории бедных утверждали, что их финансовое положение за последние три года ухудшилось.

Увеличение численности мигрантов и притока соответствующих денежных средств является важным фактором снижения уровня бедности. Макроэкономические показатели подтверждают, что объемы денежных средств, направленных мигрантами в страну, увеличились приблизительно с 0,25 миллиардов долларов США (в 2003 году) до 1,4 миллиарда долларов США (в 2010 году), что составляет 40 % от объема ВВП страны. По экспертной оценке, увеличение объема поступивших в страну средств мигрантов обусловило зафиксированное снижение общего уровня бедности, по меньшей мере, на 50 %.

Имитационные модели (табл. 2) указывают на то, что если бы объем денежных переводов мигрантов в 2010 году оставался на уровне 2003 года, общая численность бедных составила бы около 63,2 %, а число отнесенных к категории крайне бедных приблизительно 27,9 %. Другими словами, масштаб общей и крайней бедности мог бы быть на 10 процентных пунктов выше по сравнению с фактическими показателями, что отрицательно сказалось бы на продовольственном обеспечении населения республики.

Таблица 2. Индекс численности бедных с учетом различных сценариев, предусматривающих снижение притока денежных средств мигрантов из – за рубежа.

Сокращение притока

денежных средств/занятости

Модель 1: Уровень бедности

при сокращении денежных средств мигрантами

Модель 2: Уровень бедности

при сокращении занятости

за рубежом, %

город село всего город село всего

Текущее состояние 49.3 54.4 53.1 49.3 54.4 53.1

20% 51.4

58.6 56.8 50.4 56.3 54.8

30% 52.6

59.7 57.9 51.1 57.3 55.7

50% 53.8 61.5 59.6 51.9 58.2 56.5

Примечание: При расчете доли бедных использовалась методика Всемирного банка на основе ОУЖТ 2007 г., национальный показатель порога крайней бедности, полученный по результатам ОУЖТ 2007 г. ( Данный показатель черты бедности составляет 139 сомони на душу населения в месяц или, в соответствии с текущим курсом – 1,4 доллара США на человека в день).

Таким образом поступление в страну денежных средств, заработанных мигрантами в существенной степени способствовало экономическому росту и снижению уровня бедности в Таджикистане. Однако этот фактор является источником уязвимости населения в период финансового кризиса.

Средний размер ежемесячной заработной платы мигрантов за рубежом составляет 300 долларов США, что втрое больше среднего заработка по Таджикистану (при исчислении среднего размера заработной платы на одного работающего взрослого). Высокая степень зависимости от денежных средств, зарабатываемых трудовыми мигрантами, подтверждается наличием хотя бы одного трудового мигранта у 24 % домохозяйств, а также тем, что потребление домохозяйств в значительной степени зависит от указанных денежных средств. Имитационная модель воздействия на параметры бедности факторов, связанных со снижением притока в Таджикистан денежных средств мигрантов, подтверждает существенную зависимость страны (включая уровень бедности) от внешних факторов.

3. Мониторинг продовольственного обеспечения.

В принятой Правительством республики «Концепции аграрной политики» установлены критерии обеспечения продовольственной безопасности:

- степень удовлетворения физиологических потребностей населения в питательных веществах и энергии, соответствие рациона питания человека по требованиям минимизации в продуктах питания вредных для его здоровья веществ;

- уровень физической и экономической доступности продуктов питания различных групп населения; стабильность цен на продовольственном рынке;

- степень независимости обеспечения граждан продуктами питания и ресурсного обеспечения агропромышленного комплекса от импортных закупок;

- уровень и темпы развития отраслей отечественного агропромышленного комплекса, возможности обеспечения их расширенного воспроизводства;

- размеры стратегического продовольственного резерва государства и оперативных продовольственных запасов.

В качестве минимально допустимого уровня питания граждан по количеству и ассортименту продуктов питания, содержанию в них питательных веществ и их энергетической достаточности принимаются нормы потребления, заложенные при расчете минимальной потребительского корзины.

Одним из основных параметров продовольственной безопасности является отсутствие в продуктах питания вредных для здоровья человека веществ или их содержание не превышающее предельно допустимых уровней концентрации установленных нормативными документами.

Устойчивость продовольственного рынка определяется объемами производства и запасов сельскохозяйственной продукции и продуктов питания, уровнем закупочных и розничных цен на них.

Продовольственную независимость Республики Таджикистан принято считать достаточной, если удельный вес отечественного производства по наиболее важным продуктам питания в общем объеме их потребления составляет в течение 12 месяцев не менее 80%. Допустимые доли импорта в ресурсах важнейших продовольственных товаров должны быть дифференцированы в зависимости от возможностей их производства в Республике Таджикистан. Согласно статье 14 закона «О государственном материальном резерве», материальные ценности государственного резерва могут использоваться для оказания регулирующего воздействия на рынок, которое осуществляется путём проведения закупочных и товарных интервенций в соответствии с номенклатурой и объёмами запасов государственного резерва, но без использования объемов неснижаемого запаса государственного резерва.

?????????????0?О

?????????$

????????th?Д

: экономики стал основной причиной снижения жизненного уровня населения и сокращения внутреннего производства продуктов питания. Внешняя продовольственная экспансия при низком качестве продукции, производимой отечественным агропромышленным комплексом, отсутствие четкой государственной политики по обеспечению производства отечественных продуктов питания в необходимых объемах создали реальную угрозу продовольственной безопасности Республики Таджикистан.