DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций

Поступления 19.07.2007

Материалы

загрузка...

Разработка методических подходов к оценке и повышению конкурентоспособности товаров медицинского назначения российского производства (на примере стоматологических инструментов производства оао «кмиз»)

Гарифуллина Гюзель Хисамовна, 19.07.2007

 

В процессе исследования были использованы методы системного и экономического анализа, комплекс социологических и статистических методов (анкетирование, интервьюирование, коллективной экспертной оценки, наблюдения, сравнения, графический), методы товароведческого анализа (качественный, количественный, ассортиментный). Математическая обработка проводилась с использованием программы Microsoft Excel 2000 в среде Windows XP Professional.

Научная новизна работы. С использованием теории системного анализа разработаны методические подходы к оценке и повышению конкурентоспособности товаров медицинского назначения российского производства (на примере СИ производства ОАО «КМИЗ»), представляющие собой последовательную схему проведения комплекса современных методов маркетингового, математико-экономического и товароведческого анализа, которые позволяют оценить конкурентоспособность исследуемого товара на основе субъективных и объективных данных.

На основе методов товароведческого анализа СИ (боры, фрезы ТВС, головки алмазные, эндоканальные инструменты и др.) выявлены причины низкой конкурентоспособности отечественных СИ по сравнению с импортными, заключающиеся в большем пределе допустимых отклонений технических параметров от требуемых нормативными документами.

Определены и систематизированы по потребительским и экономическим параметрам критерии оценки конкурентоспособности СИ методами товароведческого и экономического анализа, коллективной экспертной

Создана модель повышения конкурентоспособности СИ производства ОАО «КМИЗ», представляющая собой ряд мероприятий, отобранных с учетом взаимообусловленных факторов и позволяющая научно-обоснованно решать задачи по повышению конкурентоспособности продукции, выпускаемой на предприятии.

Практическая значимость и внедрение результатов исследования.

Материалы проведенных исследований использованы при разработке:

Программы мероприятий по улучшению качества выпускаемой продукции ОАО «КМИЗ» и повышения ее конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках (акт об использовании предложения от 30 июня 2006 года, утвержден ОАО «КМИЗ»);

Методических рекомендаций по оптимизации оценки конкурентоспособного отечественного СИ (акт об использовании предложения от 30 июня 2006 года, утвержден ГУП «ВНИПИМИ»)

Теоретические положения и практические материалы исследования используются в учебном процессе кафедры управления и экономики фармации с курсом фармацевтического и медицинского товароведения ГОУ ВПО «Казанского ГМУ» (акт внедрения от 22 декабря 2006 года), кафедры фармации факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов ГОУ ВПО «Казанского ГМУ» (акт внедрения от 22 декабря 2006 года, утвержден ) и кафедры управления и экономики фармации факультета дополнительного профессионального образования и факультета заочного обучения ГОУ ВПО «Пермской ГФА» (акт внедрения от 12 марта 2007 года).

Положения, выносимые на защиту:

характеристика структуры стоматологической службы РТ;

результаты маркетинговых исследований рынка СИ и товароведческого анализа СИ, выпускаемых ОАО «КМИЗ»;

методические подходы к оценке и повышению конкурентоспособности товаров медицинского назначения российского производства (на примере СИ производства ОАО «КМИЗ»);

сравнительная характеристика уровня средневзвешенных экспертных оценок и интегральных показателей конкурентоспособности исследуемых СИ;

модель повышения конкурентоспособности СИ, выпускаемых ОАО «КМИЗ».

Апробация работы. Основные результаты работы доложены на II научно-практической конференции студентов и молодых ученых «Медицина третьего тысячелетия глазами молодых» (Йошкар-Ола, 2005), VI Междуна-родной научно-практической конференции «Здоровье и образование в XXI веке» (Москва, 2005), XIII российском национальном конгрессе «Человек и лекарство» (Москва, 2006), XI Всероссийской научно-практической конференции «Молодые ученые в медицине», (Казань, 2006), заседаниях проблемной комиссии по фармакологии и фармации КГМУ (2005), XII Всероссийской научно-практической конференции «Молодые ученые в медицине» (Казань, 2007), межкафедральной конференции специальных кафедр очного факультета и кафедры управления и экономики фармации факультета дополнительного профессионального образования и факультета заочного обучения ГОУ ВПО Пермской государственной фармацевтической академии.

Публикации: По теме диссертации опубликовано 8 работ.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, 4 глав, изложенных на 135 страницах, общих выводов, приложения; содержит 36 таблицы, 37 рисунков. Библиографический указатель включает 192 литературных источника, из которых 15 на иностранных языках.

Во введении обоснована актуальность темы, определены цели и задачи исследования, сформулированы научная новизна, практическая значимость работы, положения, выносимые на защиту; указаны доклады и публикации по теме диссертации.

В главе 1 проанализированы тенденции развития отечественного рынка медицинских изделий и исследований в области оценки конкурентоспособности на фармацевтическом рынке. Дана характеристика основных параметров конкурентоспособности товаров и современных методов товароведческого анализа. Изучено современное состояние рынка СИ.

В главе 2 представлены исследования организационной структуры стоматологической службы Республики Татарстан, результаты ретроспективного анализа некоторых экономических показателей деятельности ОАО «КМИЗ» и товароведческого анализа СИ, выпускаемых ОАО

Глава 3 посвящена маркетинговым исследованиям рынка СИ, заключающимся в проведении социологического опроса потребителей СИ – стоматологов Республики Татарстан, а также определению средневзвешенных экспертных оценок основных параметров конкурентоспособности СИ и расчету интегрального показателя относительной конкурентоспособности. Глава отражает разработку методических подходов к оценке и повышению конкурентоспособности товаров медицинского назначения российского производства (на примере СИ производства ОАО «КМИЗ»).

В главе 4 дана сравнительная характеристика технических параметров основных групп СИ, выпускаемых ОАО «КМИЗ» с изделиями конкурентов, проведен сравнительный анализ цен на СИ различных производителей. Представлена модель повышения конкурентоспособности СИ, выпускаемых ОАО

Приложения содержат список производителей-конкурентов СИ; формы анкет для социологического опроса стоматологов и для метода экспертной оценки параметров конкурентоспособности СИ; сводную таблицу результатов социологического опроса стоматологов; сводную таблицу уровней единичных параметров конкурентоспособности; сравнительную характеристику уровней средневзвешенных экспертных оценок и интегральных показателей относительной конкурентоспособности исследуемых СИ.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Глава 1. Тенденции развития рынка стоматологического инструментария и исследование конкурентоспособности на основе товароведческого анализа

В результате изучения и обобщения литературных данных установлена тенденция к росту числа конкурирующих производителей и дистрибьюторов СИ. Сравнительный анализ современных методических подходов к оценке конкурентоспособности выявил роль товара как основного фактора конкурентоспособности предприятия. Определен механизм формирования конкурентоспособности продукции. Для формирования конкурентоспособности товара относительно аналогов необходимо, чтобы товар обладал комплексом потребительских и экономических параметров, которые были бы способны удовлетворять потребности и запросы потребителей, а также соответствовать своему назначению и предъявляемым требованиям на рынке.

В результате изучения литературных данных нами обобщены параметры, характеризующие конкурентоспособность товаров (рис. 1).

Рис.1. Классификация параметров конкурентоспособности товара

Изучение методологии товароведческого анализа выявило наиболее приемлемый для оценки конкурентоспособности комплекс исследований, включающий качественный, количественный, ассортиментный, документальный анализы, а также некоторые методы маркетинговых исследований.

Глава 2. Анализ производства и реализации стоматологического инструментария, выпускаемого ОАО «КМИЗ»

Стоматологическую помощь в РТ оказывают стоматологические учреждения с различной организационно-правовой основой и формой собственности. Так, в государственном секторе функционирует 29 самостоятельных стоматологических поликлиник, 3 стоматологических отделения многопрофильных поликлиник, 310 кабинетов (в том числе школьных 209), 5 (в том числе одно детское) отделений челюстно-лицевой хирургии. Кроме того, стоматологическую помощь оказывают частные стоматологические учреждения (407). Численность кадров стоматологического профиля составляет 2302 специалиста. Из них стоматологи-терапевты и стоматологи общего профиля составляют 1090 человек, стоматологи-хирурги – 155, стоматологи-ортопеды – 243, стоматологи-ортодонты – 75, зубных врачей – 195, зубных техников – 544.

Проведенный анализ количественных показателей деятельности стоматологической службы РТ свидетельствует об увеличении числа посещений стоматологических учреждений. Повышение уровня данного показателя влечет за собой рост объема используемого инструментария, расходного материала для удовлетворения возрастающих потребностей населения в данном виде медицинской помощи.

Обеспечение стоматологических учреждений необходимыми СИ осуществляется в зависимости от организационно-правовой основы и формы собственности предприятия.

Анализ деятельности стоматологической службы РТ выявил увеличении рынка возможного сбыта продукции ОАО «КМИЗ». В этой связи нами был проведен ретроспективный анализ некоторых экономических показателей деятельности ОАО «КМИЗ».

В настоящее время ОАО «КМИЗ» является крупнейшим в России и Европе производителем медицинского инструментария и техники, выпускающим свыше 3000 наименований медицинских инструментов и оборудования для стоматологии, общей хирургии и микрохирургии, гинекологии, акушерства, урологии, офтальмологии, оториноларингологии и других на сумму более 180 млн. рублей в год. В структуру завода входят 4 дочерних предприятия: ЗАО «Микрохирургические инструменты», производящее микрохирургические инструменты для офтальмологии, нейрохирургии и общей микрохирургии; ЗАО «Полимерные изделия», выпускающее продукцию для хирургии, акушерства и гинекологии, урологии, стоматологии, лабораторных исследований, анестезиологии; ООО «Турбодента», занимающееся производством стоматологических наконечников, отоларингологических инструментов из титановых сплавов; торговый центр ЗАО «Волга-Медтех», занимающийся комплексным обеспечением здравоохранения РТ медицинской техникой, инструментами и медикаментами. Предприятие поставляет свою продукцию 3500 потребителям России, стран СНГ, стран Балтии, в страны дальнего зарубежья, в том числе США, Германию, Израиль, Китай, Италию, Францию, Грецию, Турцию и другие страны.

Реализация продукции осуществляется, в основном, через торгующие организации: представителей и дилеров. На внутреннем рынке ОАО «КМИЗ» находится более 25 представителей в различных регионах РФ, реализующих медицинские инструменты и оборудование. Основными направлениями выпускаемой продукции являются: СИ, стоматологическое оборудование, инструменты для общей хирургии, инструменты для рефлексотерапии.

Ретроспективный анализ некоторых экономических показателей деятельности ОАО «КМИЗ» за период с 2003 по 2005 гг. показал, что средний темп прироста произведенной продукции составил 1,5%, а уровень реализации за последние 3 года повысился в среднем на 11,7%, что свидетельствует о синхронном росте показателей производства и реализации.

Рис.2. Динамика основных экономических показателей деятельности ОАО «КМИЗ» за период с 2003 по 2005 гг.