DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций

Поступления 19.05.2007

Материалы

загрузка...

Развивающего потенциала досуга людей пожилого возраста

Колик Галия Реализация, 19.05.2007

 

3. Организационно-педагогическая программа активизации досугового поведения людей пожилого возраста, нуждающихся в длительном нестационарном уходе на дому, суть которой заключается в активизации их адаптационных усилий и изменении культурно-досуговой среды как проявления её адаптивности к их досуговым запросам.

4. Направления совершенствования механизма реализации социокультурной геронтополитики на муниципальном уровне, выявленные на основании анализа социальной практики государства Израиль.

Апробация диссертации осуществлялась:

а) путём опубликования материалов исследования в печати; б) в ходе V международной научно-практической конференции «Менеджмент XXI века: управление развитием (СПб, 2005); в) в ходе выступлений перед организаторами досуга и социальными работниками в Управлении абсорбции

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав – «Культурно-досуговая деятельность как фактор оптимизации развития человека в пожилом возрасте», «Педагогические и организационные условия реализации развивающего потенциала культурно-досуговой деятельности (на примере государства Израиль)», заключения, списка использованной литературы и приложения.

II. ОCНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснована актуальность проблемы исследования, определены его цель, задачи, объект и предмет, представлена гипотеза, анализируется степень научной разработанности проблемы, раскрыты методологические основы, источники и база, а также новизна, теоретическая и практическая значимость исследования.

Глава I «Культурно-досуговая деятельность как фактор оптимизации развития человека в пожилом возрасте», посвящена теоретическому анализу содержания процесса индивидуально-личностного развития людей в пожилом возрасте, положения этой социально-демографической группы в современном обществе и роли досуга в оптимизации процесса адаптации людей пожилого возраста к индивидуальному старению и развитию общества.

В параграфе 1.1 «Проблема индивидуально-личностного развития в пожилом возрасте в системе человекознания» на основе междисциплинарного интегративного геронтологического подхода рассмотрены биологические, социальные, психологические и социокультурные компоненты процесса развития человека в пожилом возрасте.

Процесс старения заложен в генетическую программу человека, однако люди развиваются по-разному. Стимулирующее, мотивирующее и активизирующее субъекта окружение, а также компенсаторные механизмы и тренинг способствуют сохранению когнитивных и физических возможностей и их дальнейшему развитию. Физическая, духовная и социальная активность в любом возрасте является его центральной предпосылкой.

На основании рассмотрения основных психологических теорий старения (Э. Эриксон и Г. Хойфт, А. Крузе, Г. Радебольд ) отмечается, что: а) психологическое развитие в старости сопровождается драматичным психосоциальным кризисом, связанным с оценкой ценности и смысла прожитой жизни; б) в глубокой старости центральное место занимает специфический по отношению к другим периодам жизни фактор развития - забота о собственном здоровье и умственной работоспособности.

Анализ предложенных во второй половине ХХ века, разнообразных, противоречащих друг другу социологических концепций старения, которые представляют собой попытку определить основные принципы, позволяющие понять, объяснить и прогнозировать поведение пожилых людей в обществе, даёт возможность автору прийти к выводу о том, что спектр возможностей приспособления личности к старению разнообразен. Рассмотренные в работе классификации (Ф. Гизе, И.С. Кона, Д.Ф. Бромлей) позволяют продемонстрировать его вариативность.

Основная задача развития личности в пожилом возрасте представляется как адаптация к двум одновременно протекающим процессам - индивидуальному возрастному развитию и развитию общества. Адаптация к старению заключается в преодолении психологического кризиса, приспособлению к изменению социального статуса и социальных ролей, а также физическим изменениям. Необходимым условием для достижения успешной адаптации является использование оптимальной приспособительной стратегии - социально-культурной интеграции, которая предполагает освоение и использование существующих в человеческой культуре средств для поддержания физического здоровья, включения в социальную среду и решения психологических проблем.

Социокультурное развитие, т.е включение людей пожилого возраста в социум и культуру, осуществляется посредством процессов хоминизации, социализации, инкультурации, которые имеют свои особенности в позднем возрасте. В силу жизненной компетентности пожилые люди чаще других становятся агентами хоминизации и социализации. Интенсивность процесса инкультурации зависит от культурной компетентности и функционального состояния.

Человек в позднем возрасте может включаться и в процесс самореализации. Люди, которые занимались ранее творческой деятельностью, не утрачивают этой способности в старости, т.к. наряду с инволюционными процессами, на всех уровнях организации человека происходят изменения и новообразования прогрессивного характера, которые позволяют предупреждать и преодолевать деструктивные явления в пожилом и старческом возрасте.

В параграфе 1.2 «Люди пожилого возраста как объект социальной и культурной политики в современном обществе» анализируется положение социально-демографической группы людей пожилого возраста в современном обществе и формулируются актуальные направления социокультурной геронтополитики.

В работе рассматриваются демографические характеристики гетерогенной социально-демографической группы людей пожилого возраста и типологизация социально-демографической общности пожилых людей ( З.М. Саралиева и С.С. Балобанов).

В исследовании отмечается, что условия жизнедеятельности людей пожилого возраста обусловлены особенностями формирующегося информационного общества – глобализацией и модернизацией, которые ведут к возникновению как благоприятных, так и неблагоприятных для людей пожилого возраста тенденций в развитии общества.

С одной стороны, в современном обществе социальное положение пожилых людей характеризуется снижением социального статуса по следующим причинам: а) ограничение уровня экономической активности; б) ухудшение физического состояния; в) трансформация института семьи, г) техническая модернизация; д) существование социальной установки на восприятие самого пожилого возраста как социальной проблемы.

С другой стороны, по мере глобализации и стандартизации образа жизни возрастает ценность пожилых людей как носителей этнической и ментальной информации и их роль трансляторов культуры; растёт электоральная и инвестиционная привлекательность пожилых людей; распространение новых медицинских технологий, успехи фармакологии, а также развитие технологий социального обеспечения и обслуживания открывают перед людьми пожилого возраста перспективы долгожительства и достойной старости.

Старение населения на фоне формирующегося общества нового типа привело мировое сообщество к поискам глобальных мировых стратегий оптимизации своего развития. Начиная с 1991 года ООН последовательно осуществляет разработку и распространение норм социальной и культурной политики в отношении людей пожилого возраста. Международный план действий по вопросам старения ( 2002 г.) определил три приоритетных направления действий мирового сообщества: участие пожилых людей в развитии общества, обеспечение здравоохранения и благосостояния в пожилом возрасте и создание благоприятных условий, обеспечивающих индивидуальное развитие человека в течение всей жизни.

Для осуществления интегральной оценки эффективности социальной политики в международной практике, начиная с 80-х годов ХХ века, применяется категория «качество жизни», включающая в себя сочетание условий жизнеобеспечения и состояния здоровья, позволяющих достичь физического, психического, социального благополучия и самореализации. В работе представлена характеристика национальных моделей и социальной практики обеспечения высокого качества жизни и условий социального и культурного развития пожилых граждан в развитых странах (Швеция, Великобритания, Япония, США).

На формирование и реализацию геронтополитики оказывают влияние такие феномены как субкультура людей пожилого возраста и геронтокультура. Геронтокультура определена автором в работе как совокупность ценностных установок по отношению к старости и людям пожилого возраста, присущих личности или сообществу, которые находят своё выражение в моральных нормах и образцах поведения. В уродливой форме геронтокультура проявляется в таких явлениях как эйджизм и антиэйджинг.

В работе выделены характерные признаки субкультуры пожилых людей: ориентация на культурные образцы прошлого; использование неактуальных культурных навыков; образ жизни, продиктованный неопределённостью временной перспективы и стиль жизни, который отличает невысокий уровень событийности.

На основании анализа выявленных проблем в работе формулируются основные направления социокультурной геронтополитики: а) нивелирование негативных факторов, влияющих на положение пожилых в обществе; б) реализация потенциала пожилых людей; в) опережение проблем, возникающих в процессе развития общества в условиях старения населения.

Социокультурная геронтополитика реализации потенциала пожилых людей должна быть направлена на развитие системы социокультурного обслуживания, её инфраструктуры и ресурсов и создание адекватной возрастным особенностям культурной микросреды, включённой в единое культурное пространство.

В целях содействия реализации потенциала пожилых людей в условиях досуга необходимо осуществление комплекса организационно-педагогических мер, а именно: а) поощрение и стимулирование персональной социокультурной активности; б) поддержка творческих и общественных объединений на основе самоорганизации; в) поддержка этнокультурных традиций людей пожилого возраста; г) подготовка специалистов в области организации досуга людей пожилого возраста; д) обеспечение физической и экономической доступности ценностей культуры, информации и природных

Превентивная геронтополитика предполагает: определение и предупреждение средствами науки негативных тенденций развития стареющего общества; побуждение граждан рационально и взвешенно подходить к планированию своего жизненного цикла; создание условий для подготовки каждого человека к достойной жизни в старости.

В диссертации анализируются условия жизнедеятельности людей пожилого возраста в России, которые характеризуются наличием проблем, существующих во всём мире, но отличающихся особой остротой, вызванной реформами переходного периода. Факты, приведённые в исследованиях российских социологов, говорят о трудном положении пожилых людей.

С целью изменения положения в России принята федеральная целевая программа «Старшее поколение», полная реализация которой предполагается до 2010 г. В ней изложена прогрессивная концепция государственной социальной политики, включающая в себя создание условий для реализации внутреннего потенциала, социального участия и поддержки достоинства пожилых людей. Наряду с этим, социальная практика создания данных условий находится в процессе становления. На основании универсальности проблем людей пожилого возраста в современном обществе в работе делается вывод об актуальности для России анализа мирового опыта в этой области.

В параграфе 1.3 «Развивающий потенциал культурно-досуговой деятельности» раскрывается содержание развивающей функции досуга в отношении людей пожилого возраста и разрабатываются методологические основы герогогики

В работе даётся обзор различных подходов к определению досуга (Н. Краузе, Л.А. Акимова, М. Эрджайл, Дж. Нойлингер) и отмечается, что он характеризуется совокупностью признаков и может быть определён как рациональный способ использования свободного времени посредством интринсивно мотивированной деятельности, осуществляемой не для материальной выгоды и направленной как на результат, так и на сам процесс деятельности.

Исследователи функциональных особенностей досуга пришли к выводу, что он создаёт благоприятные и безграничные возможности для развития способностей и талантов, личностного роста и самореализации ( Р.С. Эшли, М. Чиксентмихлай, Дж. и Л. Баммель, М. Каплан, Дж. Келли ), а также, что именно досуговая деятельность формирует и развивает личность и, что она очень значима в жизни человека в позднем возрасте ( Р.Дж. Хевигхурст

В результате исследования, осуществлённого под руководством М.А. Ариарского в Санкт-Петербургском университете культуры и искусств, выявлены развивающая и рекреационная функции досуга, и досуг определён как «форма деятельности в свободное время, обеспечивающая отдых, органично совмещённый с разносторонним физическим и духовным развитием личности».

:й необходимо использовать в современном социальном и демографическом контексте как для оптимизации индивидуально-личностного развития, так и развития общества в целом. Использование свободного времени путём его трансформации в пространство духовного и физического развития посредством культурно-досуговой деятельности – одна из важнейших задач, составляющих проблемное поле педагогики досуга и прикладной культурологии.

Изменение парадигмы отношения к старости привело к возникновению герогогики – инновационного направления в педагогике, находящегося на этапе формирования и становления.

Философской основой герогогики является гуманизм, который признаёт высшим смыслом социального развития отношение к человеку как высшей ценности бытия и создание условий для его свободного развития и реализации способностей и возможностей, связанных с пониманием его как части природы и самоценной личности.

Развитие герогогики досуга, как нового направления науки, должно происходить на основе единства культурологического и педагогического подходов к решению проблем индивидуально-личностного развития в социальном контексте, обозначенных геронтологией. Синтез культурологического и педагогического подходов в рамках герогогики позволяет добиться эффекта адаптации путём осуществления параллельных процессов изменения личности и социокультурной среды.

Педагогическое сопровождение человека в пожилом возрасте представляет собой процесс, характеризующийся целенаправленностью и последовательностью, предполагающий применение диагностических, коррекционных и развивающих средств, построенный на неформальном, основанном на взаимном уважении и совместной работе, взаимодействии специалиста и пожилого человека.

При организации процесса сопровождения следует учитывать следующие закономерности: особенности развития человека в позднем возрасте; неоднородность индивидуальных проявлений процесса старения; возможную необходимость медицинского ухода и социального обслуживания; жизненную компетентность, зрелость, экономическую независимость и высокий уровень самосознания пожилого человека.