DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций

Поступления 19.03.2012

Материалы

загрузка...

Пределы и ограничения государственной власти (теоретико-правовое исследование)

Милушева Татьяна Владимировна, 19.03.2012

 

Научная новизна диссертации выражается в том, что впервые сформулированы теоретические положения и практические рекомендации, совокупность которых можно квалифицировать как решение крупной научной проблемы, обусловленной отсутствием в теории государства и права целостного представления о сущности, целях, задачах, средствах и механизме ограничения государственно-властной деятельности как одного из ключевых элементов идеологии правового и социального государства.

В диссертации феномен ограничения представлен многопланово и многоаспектно, раскрыты его связи и взаимообусловленность с другими фундаментальными явлениями: законностью, легитимностью, справедливостью, правами человека, юридической ответственностью, гражданским обществом. Подтверждена особая роль правовых ограничений в системе правовых ценностей, определено их значение в российской правовой жизни.

Доказывается необходимость рассмотрения идеи связанности власти в качестве основополагающего государственно-правового принципа, комплексного института права, правового средства, государственно-правового режима, пронизывающего правотворческую и правоприменительную деятельность.

В рамках проведенного исследования решены следующие научные задачи:

– осуществлен исторический анализ содержания идеи ограничения государственной власти в ходе эволюции политико-правовой мысли;

– определены доктринальные основы формирования пределов и ограничений государственной власти;

– исследована роль социальных факторов (экономических, политических, этико-культурных, юридических) в формировании пределов государственной власти;

– представлена развернутая характеристика феномена «ограничение», выявлено его соотношение со смежными юридическими понятиями, выработана научная классификация правовых ограничений, показана тесная взаимосвязь различных аспектов правового ограничения (государственно-правовой принцип, метод правового регулирования, режим функционирования);

– проанализирован правовой механизм ограничения государственной власти с позиций прав человека и конституционных обязанностей государства, а также иных правовых средств в системе контроля, сдерживания и разделения государственной власти;

– выявлена государственно-правовая сущность принципов справедливости, законности, легитимности, демократизма, федерализма, децентрализации государственной власти, всесторонне раскрыта их характеристика как средств, очерчивающих пределы функционирования государственной власти;

– обозначена роль публичных, государственных, общественных, частных интересов в установлении пределов государственной власти; осмыслена социально-правовая природа конфликта интересов, оценено состояние правового регулирования данного института, определены пути совершенствования его юридического оформления;

– исследованы механизмы влияния институтов гражданского общества на государственную власть в контексте ее правового ограничения, проведен системный анализ общественного контроля, выявлены его функции;

– раскрыт ограничительный потенциал юридической ответственности в сфере реализации властных полномочий, обоснована необходимость законодательного закрепления ответственности как принципа деятельности властных субъектов;

– изучен международно-правовой опыт ограничения государственной власти через призму концепций ограниченного и абсолютного суверенитета;

– проанализированы и синтезированы представления субъектов властных отношений о легитимности и эффективности государственной власти в России, намечены пути повышения эффективности механизма ее ограничения в условиях формирования в России правового и социального государства.

Представленная в диссертации концепция существенно обогащает и развивает теорию государства и права; положения инструментального подхода к праву; концепцию правового государства; теории демократии, справедливости, взаимной ответственности государства и личности, разделения властей, законности, обязанностей и ответственности государства.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Исследование проблемы ограничения государственной власти не может осуществляться в рамках одного типа правопонимания. С точки зрения юридического позитивизма государство имеет правовую природу и самоограничивается им же созданным правом. Естественно-правовая доктрина исходит из первичности естественного права, неотчуждаемости прав человека, которые выступают ограничителями всевластия государства, являются критериями позитивного права. С позиций психологического подхода к праву и государству власть государства простирается лишь настолько, насколько граждане осознают себя от него зависимыми. Представления подвластных о государстве, их отношение к праву, к личной и общественной свободе обусловливают соответственное ограничение государственной власти. Социологическая юриспруденция границей государственной власти считает цели власти – общественные интересы, общее благо, всеобщую пользу и благосостояние. Структурой, ограничивающей власть, выступает само общество.

2. Идея ограничения власти – фундаментальный принцип правового государства. Концепция правового государства в различных модификациях неодинаково решает проблему связанности власти правом.

Теория государства законности провозглашает ограничение государства созданным им правом (законом); принцип верховенства закона здесь выражает идею правового самоограничения государства. Такая трактовка соотношения государства и права наделяет последнее реальными свойствами действительности и обязательности. Не отрицая в принципе идеи самоограничения государственной власти в рамках этой концепции, диссертант в то же время отмечает, что практика ее реализации в России имеет специфику. Государство, если и ограничивает себя, то исключительно под влиянием внешнего воздействия.

Анализ теории правления права, провозглашающей верховенство права как подчинение естественного права позитивному, позволил диссертанту прийти к выводу, что данная концепция сосредоточивает значительный ограничительный потенциал. Однако критерии ограничения государства представляются весьма размытыми, недостаточно четкими, что затрудняет их практическую реализацию.

По мнению соискателя, методологической установкой, позволяющей наиболее полно раскрыть возможности права как важнейшего инструмента ограничения государства, должен стать синтез известных концепций правопонимания, объединяющий их научно-практический потенциал. В рамках интегративного подхода к праву существует наибольшая возможность добиться единства формы и содержания, придать социально оправданным ограничениям государственной власти четкую юридическую оболочку.

3. Система взглядов на ограничение государственной власти может быть представлена совокупностью структурных компонентов, среди которых: идеологический, включающий теоретические основания ограничения государственной власти (теории правового государства, разделения властей, демократии, автономии личности, прав человека, взаимной ответственности государства и личности, подконтрольности государства обществу); институциональный, содержащий институты публичной власти, деятельность которых должна находиться в правовых пределах, личность, институты гражданского общества, международные структуры (государства, международные организации), ограничивающие публичную власть; нормативный, представляющий собой комплексный институт права, состоящий из правовых и иных социальных норм, закрепляющих правовые пределы и ограничения в отношении публичной власти; функциональный (праксеологический), объединяющий правоотношения, складывающиеся в процессе реализации властеотношений, функции, метод, тип, механизм, правовой режим ограничения государственной власти.

4. Пределы деятельности государственной власти формируются в результате ее устойчивого взаимодействия с явлениями окружающей (природной и социальной) действительности (объективный аспект), а также деятельности властных субъектов в соответствии с целями и задачами общественного развития, ценностями и интересами (субъективный аспект). Единство объективного и субъективного проявляется в осознании властными субъектами существующей исторической реальности, появлении интереса и действия (стремления) творчески преобразовать реальность, ориентируясь при этом на достижение общественно полезной цели.

Социальные факторы, определяющие пределы власти (экономика, право, политика, нравственность, религия, культура и др.), неравнозначны: одни стабильны, устойчивы, малоизменчивы, другие, наоборот, в большей степени динамичны, зависимы от субъективного восприятия. Действие каждого из них не является однонаправленным, оно варьируется в зависимости от социальной структуры конкретного общества, этапа его развития, уровня цивилизованности, демократичности и др.

Обращается внимание на относительность и подвижность границ государственной деятельности, диалектику устойчивости и изменчивости общественных отношений, а также воздействие случайностных явлений и процессов на государственно-правовую жизнь.

Предлагается основанная на разработанной в процессе исследования системе признаков научная классификация пределов государственной власти: объективные и субъективные; материальные и идеальные; качественные и количественные; внешние и внутренние; позитивные (системосохраняющие, т.е. диалектически связанные с подлинной свободой, ведущей общество и личность к эволюции) и негативные (связанные с ложной свободой, ведущей общество и личность к деградации); фактические и юридические; общесоциальные (экономические, политические, этические, культурные, религиозные и т.д.) и специально-юридические (правовые).

Между собой пределы государственной власти должны находиться в гармонии, вместе с тем может наблюдаться их конфликтность.

5. Важнейшей характеристикой специально-юридических пределов является их инструментальная ценность: они устанавливаются с помощью системы правовых средств, задают направленность механизма правового регулирования, способствуют достижению социально полезных целей. Применительно к властным структурам цель такого регулирования заключается в том, чтобы максимально сориентировать субъектов власти на выполнение государственно-служебных дел, а также предотвратить возможные злоупотребления с их стороны, исключить использование своего служебного положения в личных целях.

Под правовыми средствами понимается упорядоченная совокупность формально определенных, обеспеченных государством правовых установлений (средства-инструменты) и средств правореализационной практики (средства-деяния), целенаправленное действие которых приводит к юридически значимым последствиям, удовлетворяющим социально полезные интересы субъектов.

Правовые пределы в отношении государственной власти очерчены принципом «разрешено все, что прямо предписано законом». Правовыми средствами выступают дозволения, запреты, обязывания, организационные и общеправовые принципы, права человека, диспозитивный метод правового регулирования, общедозволительный правовой режим в целом, механизм разделения властей и др.

Правовые пределы представляют собой законодательно определенные границы функционирования публичных органов власти, должностных лиц, государственных служащих, в которых выражается юридическое содержание их деятельности посредством закрепления в их правовом статусе компетенции, правомочий, запретов.

6. Правовые пределы государственного вторжения в сферу индивидуальной автономии личности устанавливаются правами человека, которые не могут быть нарушены или произвольно ограничены государством. Посредством прав человека в отношении государства возводятся не только правовые, но и нравственные ограничения. Обеспечение прав человека выражается через обязанность государства признавать, соблюдать и защищать их. Юридические обязанности государства зависят от многих факторов: природы самих прав; сферы общественных отношений, в которых они осуществляются; статусов субъектов-носителей прав; отношения государства к оценке значимости социальных и индивидуальных потребностей и интересов, выраженных в правах; понимания и уважения государством самой идеи прав человека и гражданина и т.д.

Аргументируется положение, согласно которому обязанности государства имеют пассивный и активный характер, соответственно можно различать негативные и позитивные обязанности государства. Это означает, что государство должно воздерживаться от вмешательства в определенные сферы частной жизни гражданского общества (в основном в сфере личных и политических прав) и действовать активно (в сфере социальных, экономических и культурных прав) по установлению правозащитных механизмов, гарантирующих пользование гражданином своими правами и заключенными в них социальными благами. Отмечается, что наибольшая трудность в определении объема обязанностей государства связана с обеспечением социальных, экономических и культурных прав личности.

Пробел в конституционном регулировании обязанностей государства связан с отсутствием в ст. 18 Конституции Российской Федерации упоминания о том, что не только права и свободы, но и обязанности человека и гражданина, а также государства определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления.

7. Понятия «предел» и «ограничение» при очевидной близости в правовой сфере обнаруживают свою специфику. Правовое ограничение рассматривается в виде сужения спектра возможностей субъекта власти. С помощью системы правовых средств (ограничений, запретов, обязанностей, санкций юридической ответственности, требований и др.) и форм правореализационной практики (механизм привлечения должностного лица к конкретной юридической ответственности, охранительный акт применения права и др.) обеспечивается эффективное функционирование властных структур, а также предотвращается их неправомерное поведение и достигаются социально полезные цели.

8. Правовые ограничения подразделяются: по степени общности – простые (запрет, позитивное обязывание) и комплексные (механизм урегулирования конфликта интересов, механизм разделения властей); в зависимости от характера поведения властного субъекта – активные (обязанность, требование) и пассивные (запрет, ограничение); по отраслевой принадлежности – конституционные, административные, уголовные и т.д.; по сфере реализации – межгосударственные и внутригосударственные; по содержанию – материально-правовые (штраф), морально-правовые (выговор) и организационно-правовые (увольнение); в зависимости от субъекта, на которого они распространяются, – общие, индивидуальные и специальные; по характеру – материальные и процессуальные; в зависимости от функций права – регулятивные и охранительные.

9. Правовые пределы государственной власти – комплексное социально-правовое явление, включающее диалектически взаимосвязанные элементы: принцип, метод и режим функционирования государственной власти.

Принцип связанности власти правом означает: во-первых, установление границ правомерной деятельности (компетенции, должностных полномочий, пределов ведения, системы сдержек и противовесов); а, во-вторых, ограничение негативной активности путем исключения определенных возможностей из их правового статуса. Эти аспекты неразрывно связаны между собой (одно вытекает из другого), ибо коллизионность, пробельность пределов правомерного поведения может стать источником злоупотреблений властью, коррупции.

Изучение в данном контексте российской Конституции показало, что указанный принцип выводится путем синтетического обобщения ее норм и положений (высшей ценности прав и свобод человека и гражданина, федерализма, народовластия, разделения властей и др.), что, по мнению соискателя несколько снижает позитивный потенциал Основного Закона, авторитет и легитимность государственной власти. Диссертант считает, что данный принцип, находясь в системном единстве с принципами ценности прав и свобод человека и гражданина, уважения достоинства личности, справедливости, равноправия, разделения властей, законности, демократизма, федерализма, взаимной ответственности государства и личности и др., имеет самостоятельное значение и содержание, поэтому именно в таком качестве должен быть нормативно выражен в Конституции Российской Федерации.