DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций

Поступления 19.03.2006

Материалы

загрузка...

Концепция общенародного государства в проекте конституции ссср 1964 г

Згоржельская Светлана Сергеевна, 19.03.2006

 

Принятие III Программы КПСС на XXII съезде партии поставило задачу изменения политической системы советского государства. Содержание и сущность теории социалистического государства могли быть изменены в ходе создания нового Основного Закона СССР. Переход от государства «диктатуры пролетариата» к государству «общенародному» был обозначен в партийной идеологии, но для окончательного юридического закрепления необходимо было внести изменения в Основной закон государства – Конституцию СССР.

В 1961 г. была начата работа над написанием нового проекта Конституции. С принятием новой Программы партии вопрос о Конституции приобрел новое значение: невозможно было ограничиться поправками к действующей Конституции, поскольку принятая Программа КПСС существенно изменила ряд теоретических положений, касающихся диктатуры пролетариата, роли Советов и руководящей роли КПСС в обществе.

В третьем параграфе «Партийно-идеологическое инициирование новой Конституции СССР» анализируются деятельность «Рабочей группы по подготовке материалов по конституционным вопросам» при ЦК КПСС, созданной осенью 1961 г. Поскольку идея написания новой Конституции принадлежала партийным теоретикам, то первоначально концепция общенародного государства, создавалась именно ими. Результатами деятельности Рабочей группы являлись черновой вариант Конституции и «Памятная записка», концептуально обосновывающая необходимость принятия нового Основного Закона. «Памятная записка» представляла собой специфический, периодически обновляемый документ, который содержал теоретические указания для членов Конституционной Комиссии. Этот документ, прежде всего, предназначался для разработчиков вопросов общественного и государственного устройства, но фактически использовался в дальнейшем всеми Подкомиссиями. Исследование данных документов позволяет выявить первоначальные тенденции в создании концепции общенародного государства, определить цели и задачи, поставленные перед разработчиками новой Конституции. Ориентирами работы Конституционной комиссии должны были стать, во-первых, определение основных путей и форм участия граждан в осуществлении государственных функций, а именно: участие в законодательстве и управлении, применении законов и контроле их исполнения, контроле за деятельностью государственных органов; во-вторых, определение и законодательное закрепление дополнительных форм проявления народной демократии.

В четвертом параграфе «Теоретико-правовое обоснование идеи общенародного государства» раскрывается содержание научной дискуссии 1961-1964 гг., целью которой и было создание юридической концепции «общенародного государства». Крупнейшие юристы, теоретики права раскрыли различные аспекты концепции «общенародного государства» на страницах журналов «Советское государство и право», «Известия высших учебных заведений. Правоведение», «Вестник ЛГУ. Серия экономики, философии и права». Их профессиональное мнение позволило в кратчайшие сроки, опираясь не только на партийную идеологию, но и на нормы права, трансформировать теорию социалистического государства.

Ценность достигнутых в ходе дискуссии выводов выражается в том, что они нашли свое отражение в создававшемся параллельно Проекте Конституции СССР. Многообразие выдвинутых для обсуждения тезисов отражало точку зрения различных научных школ, раскрывало различные аспекты теории социалистического государства. Впервые была обоснована необходимость закрепления нормами конституционного права партийно-программных положений, отражающих перспективные цели развития государства.

Как представляется, основным достижением дискуссии была выработка нового содержания понятия «государство». Было сформулировано общее определение многофазного в своем развитии социалистического государства и, в плане этого определения, выдвинута идея общенародного государства как одной из фаз социалистического государства, имеющей специфические черты. Впервые было исследовано понятие отмирания государства до окончательного построения коммунизма и аспект перераспределения и эволюции функций государства в процессе его исчезновения.

Особое внимание уделялось созданию теоретического обоснования механизма самоуправления, сменяющего государство. Впервые был выдвинут вопрос о непосредственном участии граждан в законодательной деятельности и в управлении государством путем прямого участия в принятии решений.

Таким образом, в ходе дискуссии критике была подвергнута и пересмотрена теория социалистического государства, сложившаяся в 1930-1950-е гг. Теоретики государства и права в процессе дискуссии создали и развили самостоятельную концепцию общенародного государства, отличающуюся от предшествующих и последующих представлений о сущности государства при социализме. Создание концепции общенародного государства определила необходимость закрепления выдвинутых идей в праве. Многие ее положения нашли отражение в проекте Конституции СССР, разрабатываемом в 1962-1964

Сравнение результатов теоретической деятельности правоведов и партийных теоретиков позволяют выявить расхождение в трактовке сущности государства. Юридическая наука этого периода находилась под сильнейшим влиянием политической конъюнктуры. Во многом партийные теоретики опережали правоведов в своих представлениях о пределах трансформации социалистического государства. В силу закрытости работы Конституционной Комиссии различия во взглядах не могли быть устранены до принятия Конституции. Принятие нового Основного Закона СССР, содержащего передовые для того времени положения о сущности социалистического государства, несомненно значительно стимулировало бы развитие теории социалистического государства.

В Главе II «Организационно-правовая реализация концепции общенародного государства» диссертации раскрывается сущность положений о государстве Проекта Конституции СССР 1964 г., анализируется предполагаемая Конституционным проектом структура органов государственной власти в СССР, система прямого народовластия, исследуется правовой статус личности в общенародном государстве.

В первом параграфе «Статус и роль Конституционной Комиссии» дается краткий обзор работы Конституционной Комиссии, раскрывается ее структура, определяется роль каждого из ее элементов и подразделений.

Автор исследует принципы деятельности Конституционной Комиссии, выявляет цели и задачи, а также итоги работы каждой из Подкомиссий, уделяя особое внимание анализу процесса формирования сводных проектов Конституции СССР. На основе изученных материалов делается вывод о том, что в 1964 г. существовало 2 варианта Конституционных проектов: Предварительный (лето 1964 г.) и Окончательный (осень 1964 г.), значительно различающихся по содержанию. Окончательный вариант Конституции должен был быть принят не позднее декабря 1964 г., однако смещение Н.С. Хрущева отложило решение этого вопроса на неопределенное время.

В диссертационном исследовании оба варианта проектов анализируются в сравнении, что позволяет проследить эволюцию взглядов о сущности общенародного государства в процессе работы над Проектом Конституции СССР 1964 г.

Во втором параграфе «Органы государственной власти СССР в Проекте Конституции СССР 1964 г.» второй главы анализу подвергается система государственных органов власти, закрепляемая Проектом Конституции. Проект Конституции СССР 1964 г. существенно изменял функции и компетенцию Верховного Совета, вводил ряд новых государственных органов и институтов, неизвестных в системе советской государственной власти ранее, таких как Президент СССР, Союзное Совещание, Институт Старейшин. Сформированные в соответствии с Проектом Конституции СССР 1964 г. на основе принципа представительного правления органы государственной власти должны были существенно отличаться от существовавших в СССР в период диктатуры пролетариата. В данном параграфе оценивается структура, компетенция и значимость каждого из высших органов государственной власти СССР, исследуется статус этих органов и принципы их взаимодействия.

В Проекте Конституции СССР 1964 г. Верховный Народный Совет был определен как высший законодательный, распорядительный и контрольный орган, наделенный правом решать любой вопрос, отнесенный к ведению СССР. Этим положением Проект осуществлял слияние законодательной и исполнительной власти в лице Советов. Впервые устанавливались исключительные полномочия Верховного Народного Совета, что акцентировало ведущую роль Верховного Народного Совета в управлении народным хозяйством, в том числе и в союзных республиках, дополнительно раскрывало многие аспекты его деятельности как органа не только законодательной, но и исполнительной власти.

С особой тщательностью регламентировался порядок принятия законов СССР. Право законодательной инициативы предусматривалось для двух палат Верховного Народного Совета, его Президиума, Комиссий палат, Правительственного Совета СССР, союзных республик в лице их Верховных Народных Советов и их Президиумов, Верховного Суда СССР и Генерального Прокурора СССР, общественных организаций и депутатов Верховного Народного Совета лично.

Особенностью Проекта Конституции СССР 1964 г. является установление права граждан на широкое участие в осуществлении государственного управления. Через общественные организации, граждане получают возможность принимать не только опосредованное (через депутата), но и прямое участие в работе всех высших государственных органов, право законодательной инициативы и право контроля за деятельностью власти.

Фактически Проект Конституции СССР 1964 г. в случае принятия мог бы способствовать складыванию активных элементов гражданского общества, закрепляя активное участие граждан в политической жизни через прямую и представительную демократию, через развитие общественного самоуправления, не зависимого от государственной власти, но оказывающего влияние на нее.

Работа над проектом Конституции СССР актуализировала определение новой компетенции имеющихся судебных и правоохранительных органов, и, в то же время, поставила вопрос о создании новых элементов судебной системы.

Третий параграф «Судебная система по Проекту Конституции СССР 1964 г.» посвящен анализу особенностей судебной системы, создаваемой Проектом Конституции СССР 1964 г. Для гарантии правового статуса личности закреплялись новые принципы правосудия, а также принципы законности и правопорядка. В контексте положений о формировании общенародного государства и непосредственном участии граждан в управлении предполагалось усилить опору судебных и правоохранительных органов на поддержку широкой советской общественности. Судебная реформа по Конституции СССР 1964 г. фактически закрепляла ряд положений, достигнутых в ходе перестройки судебной системы в 1945-1964 гг. В то же время разработчики проекта внесли ряд предложений перспективного характера. К ним, прежде всего, можно отнести положение о Конституционном Суде СССР – органе, создаваемом в целях обеспечения конституционного контроля за верховенством Конституции СССР в целях защиты конституционного строя.

Хотя проблема разделения властей в этот период не обсуждалась, но, тем не менее, предпринимались некоторые попытки разделить судебную и исполнительную власть. С этой точки зрения, особое место среди предложений по реформе судебной системы занимало требование разделения судебных и правоохранительных органов, а также ограничения прав прокуратуры на выдачу санкций на арест. В целом закрепление демократических принципов судопроизводства отражало новое видение места и роли судебной власти в свете создания общенародного государства.

В четвертом параграфе «Прямое народовластие в Проекте Конституции СССР 1964 е» характеризуется прямая (непосредственная) и представительная демократия в СССР. Проект Конституции СССР не ограничивался изложением основ построения государства и его органов, основ гражданских отношений. В нем делалась попытка определить основы регулирования всей совокупности общественных взаимоотношений. Поэтому в Проекте Конституции СССР 1964 г., была дана новая характеристика политической организации советского общества. Акцент был сделан на привлечении граждан к всестороннему активному участию в управлении делами общества и государства. Особенно подчеркивалось развитие общественных начал в деятельности общенародного государства как основы постепенной передачи общественным организациям функций государственных органов.

Далее отмечается, что исследование системы народовластия включает в себя анализ изменений в сложившейся форме правления и рассмотрение новых форм, зафиксированных впервые. Прежде всего, изменения касались системы Советов. Изменялась система народного представительства. Проект Конституции СССР 1964 г. отражал ленинскую идею о Советах как «работающих корпорациях», соединяющих законодательную и исполнительную власть и являющихся основой всей системы государственной власти. Народные Советы в Проекте Конституции СССР 1964 г. получали новый статус как органы, избираемые народом, ответственные перед народом и ему подотчетные. Все другие государственные органы определялись ответственными перед Народными Советами.

Серьезным изменениям подверглось избирательное право. В частности, в окончательный Проект Конституции СССР 1964 г. впервые вносились положения, закрепляющие статус народного депутата, его ответственность перед избирателями, право отзыва народного депутата Народный депутат любого уровня был наделен обширными полномочиями, закрепленными конституционно. Изменения, коснувшиеся представительной демократии, должны были усилить непосредственное участие масс в управлении государством через демократизацию форм волеизъявления, создание новых форм контроля представительных органов.

В Проекте Конституции СССР 1964 г., были созданы непосредственные формы и средства участия народа в управлении обществом и государством, то есть были закреплены формы прямого народовластия. Прямое, непосредственное народное правление должно было осуществляться путем: народных собраний по обсуждению и решению вопросов государственного, хозяйственного и культурного строительства, съездов и совещаний представителей коллективов и предприятий, организаций и учреждений, народного обсуждения проектов законов и вопросов, имеющих важное общегосударственное, республиканское или местное значение, референдумов – всенародных голосований по проектам важнейших законов; контроля за деятельностью государственных органов и через иные демократические

Таким образом, в Проекте Конституции СССР 1964 г. впервые был закреплен суверенитет народа. Представительная демократия, сложившаяся в СССР ранее, была усовершенствована и дополнена демократией непосредственной или прямым народовластием. Народ получил возможность непосредственно и в различных формах участвовать в осуществлении государственной власти. Суверенная воля народа, которую он мог выражать напрямую, с момента принятия Конституции СССР 1964 г. являлась бы обязательной для всех органов власти, местного самоуправления, общественных объединений и любых должностных лиц.

Пятый параграф «Оформление правового статуса личности в общенародном государстве» раскрывает аспект правового положения личности в соответствии с Проектом Конституции СССР 1964 г. На основе изученных материалов автор делает вывод о том, что Конституционный проект 1964 г. стремился закрепить новую социалистическую концепцию прав человека, в контексте создания общенародного государства. Созданная в 1950-1960-х годах концепция общенародного государства делала акцент на непосредственном прямом участии каждого в государственном управлении. Исходя из этого, существенно расширялся список прав, которыми обладали граждане СССР. В параграфе приводится анализ различных подходов к природе и сущности прав человека, и с этой точки зрения исследуется естественно-правовая и социальная доктрины в проекте Конституции СССР

В контексте главной цели выделены два основных вопроса: изучение изменений в личных, политических и социально-экономических правах, а также создававшихся новых категорий, таких как «высшие права, свободы и обязанности» в проекте Конституции СССР.

Автор подробно останавливается на том, что разработчики Конституционного проекта обращали особое на закрепление в Конституции прав, не отраженных ранее: права на участие в управлении делами государства, права на пользование общественными фондами, права на охрану здоровья, материнства и детства, права на свободную творческую самодеятельность, отвечавшую интересам государства и т.д. В результате в Конституционном проекте была сделана попытка отразить новую концепцию устойчивой политико-правовой связи человека (гражданина) и государства, состоящую из их взаимных прав и обязанностей.

В заключении диссертации сформулированы обобщенные положения и выводы, отражающие теоретическую и практическую значимость исследования.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

С.С. Згоржельская. Политические конфликты и теоретические разногласия в высших партийных и государственных структурах после ХХ съезда КПСС. Рукопись депонирована в ИНИОН РАН № 51695 от 04.07.1996, 2 п. л.

С.С. Згоржельская. Общественное сознание 1950-1960-х годов: фактор торможения. (Тезисы к докладу). // Реформы и революции в России в ХХ веке. М., «Наука», 2002, Т.2, 0, 25 п. л.

С.С. Згоржельская. Судебная реформа в проекте Конституции СССР 1964 г. (Тезисы к докладу). // Сб. Судебная реформа в современной России (к 140-летию судебной реформы). М., РАП, 2005, 0,25 п. л.

С.С. Згоржельская. Проект Конституции СССР 1964 г.: создание Конституционного Суда. (Тезисы к докладу). // Сб. Право и суд в современном мире. М., РАП, 2005, 0,25 п. л.

С.С. Згоржельская. Подготовка Проекта Конституции СССР 1964 г. // Сб. Ученые записки Краснодарского филиала Российской академии правосудия. Выпуск III, Т.1, Краснодар, 2006, 0,5 п.л.

С.С. Згоржельская. Становление и развитие теории общенародного государства (1961-1964 гг.). Рукопись депонирована в ИНИОН РАН № 59791 от 19.06.2006, 1, 75 п. л.

С.С. Згоржельская. Правовой статус личности в общенародном государстве (По материалам Проекта Конституции СССР 1964 г.). 1 п.л. (В печати, «Российское правосудие»).

Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ), Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ), Российский государственный архив новейшей истории (РГАНИ)