DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций


Формирование знаний в области физической культуры и активной телесно-двигательной деятельности учащихся 8-9 классов

Стрельченко Владимир Филиппович, 19.01.2007

 

- между существующей преимущественно физической общеразвивающей, тренировочной направленностью занятий по физической культуре в общеобразовательном учреждении и практически отсутствующей целенаправленной образовательной направленности уроков, не может обеспечить полноценное физическое воспитание;

- между необходимостью формирования физической культуры личности учащихся в процессе физического воспитания и отсутствием целенаправленного формирования у школьников осознанных мотивов и потребностей в занятиях физическими упражнениями и самосовершенствовании, чем обеспечивается формирование физической культуры личности;

- между необходимостью системного контроля и самоконтроля эффективности процесса физического воспитания, самовоспитания и недостаточной разработанностью форм и методов контроля;

- между необходимостью оценки влияния образования и образованности учащихся в области физической культуры на рост мотивированности занятий физическим совершенствованием, развитием физических качеств и отсутствием унифицированного методического подхода к определению физической подготовленности.

Таким образом, важной научной задачей данного исследования, как квалификационного признака кандидатского труда является теоретическое и экспериментальное обоснование программного и организационного обеспечения интеграции процессов формирования знаний в области физической культуры и активной телесно-двигательной деятельности учащихся общеобразовательного учреждения.

Сущность научной проблемы, в рамках которой разрабатывалась тема данной диссертации и предприняты шаги в разрешении отмеченных ранее противоречий, заключается в теоретико-методологическом, содержательном, методическом и организационном обеспечении процессов общего среднего образования в области физической культуры, физического развития учащихся общеобразовательного учреждения на этапе модернизации и реформирования общего среднего физкультурного образования.

Объектом данного исследования является процесс физического воспитания учащихся общего среднего общеобразовательного учреждения.

Предметом исследования избраны особенности интеграции процессов формирования знаний в области физической культуры и активной телесно-двигательной деятельности учащихся 8-9 классов в рамках общего среднего физкультурного образования.

Рабочая гипотеза заключалась в том, что интеграция процессов целенаправленного формирования знаний в области физической культуры и активной телесно-двигательной деятельности учащихся общеобразовательного учреждения может стать основополагающим фактором функционирования среднего физкультурного образования. Этот процесс будет более эффективным, если:

- общее среднее образование в области физической культуры будет основываться на результатах фундаментальных исследований вопросов теоретико-методологического, инновационного программного и организационного обеспечения этого процесса;

- процессы формирования знаний в области физической культуры, физическая подготовка и физическое совершенствование примут характер взаимосвязи и взаимообусловленности;

- на основе получаемых знаний по физической культуре у учащихся будут целенаправленно формироваться осознанные мотивы и потребности в телесно-двигательном совершенствовании и развитии;

- процесс общего среднего образования в области физической культуры будет обеспечиваться комплексом организационных форм, системным контролем, самоконтролем учащихся, а оценка взаимосвязи интеллектуального и двигательного компонентов образования будет осуществляться посредством применения комплексной унифицированной

Целью исследования является теоретическое и экспериментальное обоснование интеграции процессов целенаправленного формирования знаний в области физической культуры и активной телесно-двигательной деятельности учащихся в процессе общего среднего физкультурного образования на основе инновационной программы и унифицированной методики контроля и оценки эффективности формирования интеллектуального и двигательного компонентов образования.

Для достижения поставленной цели и подтверждения рабочей гипотезы решались следующие задачи:

1. Установить совокупность основных положений, определяющих целесообразность и возможность интеграции целенаправленного формирования знаний в области физической культуры и активной телесно-двигательной деятельности учащихся.

2. Обосновать и разработать авторскую программу общего среднего образования в области физической культуры, основанную на интеграции целенаправленного формирования интеллектуального и двигательного компонентов.

3. Разработать инновационный авторский подход к организации формирования интеллектуального и двигательного компонентов образования.

4. Разработать методику оценки уровня физической и интеллектуальной подготовленности учащихся среднего общеобразовательного учреждения.

5. Определить эффективность авторского подхода к реализации общего среднего образования в области физической культуры.

Теоретическую основу исследования составляют концептуальные положения в области педагогики (В.У. Агеевец, В.В. Белорусова, Е.Я. Бондаревский, Ю.П. Вавилов, Л.В. Волков, В.М. Выдрин, В.А. Демин, Э.Д. Днепров, В.М. Дьячков, С.П. Евсеев, В.М. Зациорский, В.Ф. Костюченко, В.М. Лях, А.П. Матвеев, Л.П. Матвеев, Н.И. Пономарев, М.В. Прохорова, Е.Н. Шиянов, С.В. Янанис и др.), психологии (Г.С. Абрамова, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Е.П. Ильин,), физиологии (А.Б. Гандельсман, Ф.Б. Березин, Н.В. Зимкин, К.М. Смирнов, В.С. Фарфель,), теории и методики физической культуры (Б.А. Ашмарин, В.К. Бальсевич, Ю.В. Верхошанский, Н.Н. Витязей, Ю.Д. Железняк, П.Ф. Лесгафт, Л.И. Лубышева, В.П. Лукьяненко, Ю.Ф. Курамшин, В.Н. Курысь, В.М. Минбулатов, Л.П. Матвеев, А.П. Матвеев, В.И. Попов, В.Н. Платонов, Г.М. Соловьев, Н.Х. Хакунов и др.).

Методологическую основу исследования составляют современные научные представления о целостности и всеобщей связи явлений и процессов окружающего мира, его материальности, системности и структурности, творческой и деятельностной сущности человека познающего и преобразующего мир и самого себя (Э.Н. Гусинский, В.И Жолдак, В.Н. Иваницкий, И.С. Марьенко); о приоритете общечеловеческих ценностей (О.А. Аяшев, К.М. Гуревич, В.А. Пономарчук); об органической взаимосвязи личности и деятельности (А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, Р.Е. Миронова, А.В. Петровский); о личностно-ориентированном подходе к преподаванию физической культуры (Е.В. Бондаревская); о сущности физической культуры как социального явления и ее важнейшей роли в формировании гармонично развитой личности (С.Е. Александров, В.К. Бальсевич, Н.Н. Визитей, В.Н. Курысь, Л.И. Лубышева, В.П. Лукьяненко, Г.М. Соловьев и др.).

Для достижения поставленной цели и подтверждение выдвинутой гипотезы применялись следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение содержания литературных источников; социологическое исследование (анкетирование, интервьюирование, опрос); педагогические наблюдения; естественный педагогический эксперимент; специально-организованный педагогический эксперимент; тестирование физической подготовленности; экспертная оценка; статистическая обработка результатов исследования.

Достоверность и надежность полученных результатов и выводов обеспечивается: методологической обоснованностью исходных теоретических положений, применением совокупности методов, адекватных объекту, предмету, задачам исследования; положительными результатами педагогического эксперимента, использованием репрезентативного объема выборки и статистической значимостью экспериментальных данных, сочетанием количественного и качественного анализов.

Научная новизна исследования. Представленная совокупность теоретических положений, выводов и рекомендаций содержит в себе решение важной научной задачи. При этом:

научно обоснован и разработан технолого-педагогический подход

интеграции процессов формирования знаний в области физической культуры и активной телесно-двигательной деятельности у учащихся 8-9 классов;

определено содержание авторской программы интеграции процессов формирования знаний в области физической культуры и активной телесно-двигательной деятельности у учащихся 8-9 классов;

теоретически обоснована и экспериментально подтверждена эффективность авторской программы интеграции процессов формирования знаний в области физической культуры и активной телесно-двигательной деятельности в процессе учебной работы в 8-9 классах общеобразовательной школы.

Теоретическая значимость работы заключается в получении новых теоретических представлений о соотношении интеллектуального и двигательного компонентов в процессе физического воспитания, а также основополагающей значимости базовых знаний в области физической культуры для формирования мотивационно-ценностных ориентации, личного осознанного здравостроения и формирования собственной физической культуры.

Практическое значение работы заключается в научном и экспериментальном обосновании интеграции нового содержания раздела «Основы знаний» и формирования двигательного компонента авторской учебной программы по физической культуре и совокупности организационных форм их реализации.

Положения, выносимые на защиту:

1. Социокультурными детерминантами, определяющими положениями реального функционирования общего среднего образования в области физической культуры следует считать:

- придание физической культуре, физическому воспитанию статуса подлинно приоритетных сфер формирования и совершенствования здоровья россиянина, что может быть обеспечено созданием у детей в школьном возрасте интеллектуального потенциала в области физической культуры, определяющего мотивированную и осознанную потребность человека в своём телесно-двигательном совершенствовании;

- общее среднее образование в области физической культуры является определяющим условием формирования личности учащегося нового типа с устойчивой установкой на обеспечение своей жизнедеятельности и собственной полезности обществу посредством систематической и системной заботы о своем телесно-двигательном совершенствовании;

- фактическая реализация общего среднего образования в области физической культуры возможна при непременном условии придания предмету «Физическая культура» статуса действительно образовательного, позволяющего не только формировать у школьников системные знания, умения и навыки в сфере телесно-двигательной деятельности, но мотивировано и осознано создавать и применять технологии для личного физического

- в процессе преподавания предмета «Физическая культура» формирование знаниевого и двигательного компонентов следует считать равноценно важными, взаимосвязанными и взаимообусловленными слагаемыми образования, воспитания и развития.

2. В содержательной основе базовых понятий сферы физической культуры прямо или косвенно отражены её телесно-двигательный и интеллектуальный компоненты. При этом интеллектуальный компонент, в аспекте его практической реализации в процессе физического воспитания носит желаемый, декларативный характер.

В существующие трактовки понятия «Общее среднее образование в области физической культуры» следует ввести признак, отражающий компонент инструктивно-методических, организационных знаний и умений учащихся, как основы их целенаправленной творческой деятельности в процессе физического самосовершенствования и передачи приобретённых знаний своему окружению.

Под физическими упражнениями следует понимать телесно-двигательные акты, основанные на целенаправленном перемещении тела в пространстве и во времени, изменении взаимного положения частей и звеньев тела относительно друг друга посредством изменения углов в суставных сочленениях, обусловленных мышечным сокращением и направленных при многократном повторении на телесно-двигательное совершенствование.