DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций

Поступления 18.07.2008

Материалы

загрузка...

Шаманские образы в творчестве г.и. чорос-гуркина

Еркинова Римма Михайловна, 18.07.2008

 

В итоге, несмотря на относительно большое количество исследований посвященных творческому наследию Г.И. Чорос-Гуркина, до сих пор шаманская тема в его пейзажной живописи, в мифологических и жанровых композициях, портрете и в многочисленных рисунках остаётся недостаточно изученной.

Объект исследования: живописные и графические произведения Г.И. Чорос-Гуркина на тему алтайского шаманизма.

Предмет исследования: проблемы воплощения шаманских образов в живописных и графических произведениях Г.И. Чорос-Гуркина.

Цель исследования: определить место и значимость темы алтайского шаманизма в творчестве Г.И. Чорос-Гуркина, выявить его произведения на эту тему, раскрыть их содержание, стилистику, семантику и методы художественно-пластического воплощения.

В связи с этим в диссертации поставлены следующие задачи:

1. Раскрыть шаманскую образность, символику изобразительного языка в рисунках, посвященных шаманской Вселенной, образам божеств, духов, и шаманскому ритуалу.

2. Выявить шаманские мотивы в пейзажной живописи Г.И. Чорос-Гуркина: символику сакрального пространства, видимых и невидимых миров, а также те художественные приёмы, которые он использовал для их воплощения.

3. Проанализировать в содержательном и изобразительном планах жанровые произведения Г. И. Чорос-Гуркина на тему шаманизма.

4. Определить особенности портретных образов шаманов и своеобразие их психологических характеристик, которые придавал им Г.И. Чорос-Гуркин в своих произведениях.

5. Ввести в научный оборот изобразительные материалы Г.И. Чорос-Гуркина по алтайскому шаманизму.

Хронологические рамки исследования определяются концом XIX – началом XX вв. (нижняя дата определяется 1895г. – временем написания первого крупного живописного произведения; верхняя – 1937г. – годом гибели художника).

Территориальные рамки исследования охватывают Алтае-Саянское нагорье (границы современной Республики Алтай, Республики Тыва) и Северо-западную Монголию, т.е. регион проживания и творческой деятельности Г.И. Чорос-Гуркина.

Источниковая база исследования. В процессе работы над темой сформировался обширный круг источников, включающий, как опубликованные, так и неопубликованные материалы и документы.

Прямым источником исследования являются произведения творческого наследия Г.И. Чорос-Гуркина: живопись и графика на шаманскую тему, выявленные автором исследования в фондах Национального музея Республики Алтай имени А.В. Анохина, Государственного художественного музея Алтайского края, Томского областного художественного музея. Основная их часть вводится в научный оборот впервые. Сюжеты произведений, надписи и подписи на лицевой и оборотной сторонах, бумажные ярлыки, печати дали обширную информацию для решения поставленных задач. Наиболее ценные сведения представляют архивные материалы. Это делопроизводственные документы: приказы, отчёты, переписка, акты передач, списки, описи работ Г.И. Чорос-Гуркина в Национальном музее, в Государственной архивной службе Республики Алтай. Существенную помощь для раскрытия шаманских образов в творчестве Г.И. Чорос-Гуркина оказали тексты шаманских камланий и родословные шаманов, собранные А.В. Анохиным и практически неопубликованные. Они хранятся в архивах Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской Академии наук, Томского областного краеведческого музея. Значительный интерес для данного исследования представляют архивы Музея археологии и этнографии Сибири Томского государственного университета, Красноярского краевого краеведческого музея. Глубже понять общественно-политическую ситуацию в стране, повлиявшую на творчество Г.И Чорос-Гуркина в конце 20-х первой половине 30-х гг. ХХ в., способствовали архивно-уголовные дела, связанные с преследованием шаманов в Управлении Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Алтай.

Важную группу опубликованных источников составляют каталоги художественных выставок Г.И. Чорос-Гуркина 1907-1908, 1910, 1911, 1915, 1926 гг. Автором работы привлекалась периодическая печать Томской губернии: газеты «Сибирская жизнь», «Жизнь Алтая», отчеты Алтайской духовной миссии. В собранном информационном комплексе особое место занимают записи текстов шаманских камланий, литературные сочинения самого Г.И. Чорос-Гуркина, а также вещественные источники: шаманские костюмы, бубны, деревянные скульптуры духов-охранителей.

В целом собранная источниковая база отличается разнообразием информации и позволяет решать заявленные цель и задачи данного исследования.

Методологическую основу исследования составили такие общенаучные методы как анализ и синтез, комплексный подход и междисциплинарные связи, метод восхождения от абстрактного к конкретному.

Методологической базой данной работы послужили исследования В.И. Плотникова, С.В. Голынца, П.Д. Муратова, В.И. Эдокова, Е.П. Маточкина, посвященные отражению в изобразительном искусстве традиционного мировоззрения.

Для выявления особенностей содержания и формы произведений Г.И. Чорос-Гуркина по шаманской теме использован искусствоведческий анализ. Поскольку в этнографической литературе недостаточно освящены вопросы, связанные с шаманской мистериальностью, автор диссертации подробно описывает содержание гуркинских произведений, опираясь при этом на концептуальные выводы по проблемам сущности шаманизма в работах таких ученых, как Л.П. Потапов, В.Н. Басилов, А.М. Сагалаев, Д.А. Функ,

В языческом шаманском мировосприятии многое даётся в поэтическом ключе, в символической, образной форме. В силу этого наши методы исследования произведений Г.И. Чорос-Гуркина на шаманскую тему во многом сродни методам, используемым в гуманитарных науках: эпосоведении, литературоведении. Методы, разрабатываемые ими, помогают выявлению символики, метафоричности, гиперболизации образов.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Шаманская тема в творчестве Г.И. Чорос-Гуркина проявляется во всех видах изобразительного искусства: живописи, графике и во всех жанрах произведений: пейзаже, портрете и сюжетной картине.

2. Произведения Г.И. Чорос-Гуркина, посвященные шаманской теме, основаны на синтезе реалистического искусства с народной изобразительностью.

3. Для воплощения символики сакрального пространства, присутствия ирреального мира использованы особые выразительные и изобразительные

4. В портретах шаманов раскрыта оригинальная художественная идея – перенесение Г.И. Чорос-Гуркиным портретной образности с живого человека на его «заместителя» – духа-помощника.

5. В произведениях Г.И. Чорос-Гуркина на шаманскую тему отмечен скрытый этнокультурный подтекст элементов пейзажа и вещного мира.

Научная новизна исследования:

1. Прослежены в произведениях Г.И. Чорос-Гуркина глубокие знания шаманской мистериальности, визуальные образы которой во многом связаны с архетипическими образами.

2. Установлено, что Г.И. Чорос-Гуркин для воплощения шаманских образов применяет художественный синтез, связывающий академизм с народной изобразительностью; для создания ирреальных шаманских персонажей он отталкивается от искусства скифов Алтая и античного искусства.

3. Исследованы в искусстве Г.И. Чорос-Гуркина способы воплощения художественных особенностей шаманской Вселенной.

4. Раскрыты в части пейзажной живописи Г.И. Чорос-Гуркина шаманские мотивы, их символика, семантика и скрытый этнокультурный подтекст.

5. Проанализированы жанровые особенности полотен Г.И. Чорос-Гуркина на шаманскую тему.

6. Обнаружен впервые в портретных образах шаманов Г.И. Чорос-Гуркина феномен психологического «заместителя» – духа-помощника.

7. Выявлены в творчестве Г.И. Чорос-Гуркина и введены в научный оборот целый ряд ранее не известных произведений по алтайскому шаманизму: около 100 рисунков, изображающих шаманскую Вселенную и дороги шамана, образы божеств и духов, шаманскую ритуальную практику жертвоприношения, около 20 живописных пейзажных работ и портретов шаманов.

8. Систематизированы и проанализированы произведения Г.И. Чорос-Гуркина на шаманскую тему по жанрам, видам изобразительного искусства и технике исполнения.

9. Обоснован интерес науки и искусства к такому общественному явлению, как шаманизм.

Теоретическая и практическая ценность работы. Результаты, полученные в ходе исследования, позволяют создать более полную картину развития профессионального изобразительного искусства Горного Алтая.

Материалы и выводы диссертации по такой основополагающей мировоззренческой теме, как шаманская, могут быть использованы в дальнейшем успешном изучении не только художественного наследия Г.И. Чорос-Гуркина, но и привлечены историками, культурологами, искусствоведами в исследовании традиционной культуры народов Сибири. Анализ опыта Г.И. Чорос-Гуркина по рассмотрению шаманской темы и выводы в изображении сакрального пространства также важны для изучения творчества современных алтайских художников, как И.И. Ортонулов, В.П. Чукуев, С.В. Дыков, В.Г. Тебеков, А.Б. Укачин и сибирских художников, которые обращаются к шаманским образам. Главные положения диссертации могут помочь историкам, религиоведам глубже проникнуть в изобразительные источники по шаманской тематике.

Апробация результатов исследования. Ряд аспектов исследованной темы излагался автором на международной научной конференции «Музей и общество» (Красноярск, 2002), научной конференции «Движение Ак-янг (белая вера) – бурханизм на Алтае: взгляд через столетие» (Горно-Алтайск, 2004), IX Всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти Л.И. Снитко (Барнаул, 2004), научной конференции «Г.Н. Потанин и народы Алтае-Саянского горного региона: через поколения в будущее» (Горно-Алтайск, 2005), «Эдоковских чтениях» (Горно-Алтайск, 2006), «Анохинских краеведческих чтениях» (Горно-Алтайск, 2001, 2002, 2005), «Оносских встречах» (Анос, 2006), VIII международной конференции «Природные условия, история и культура Западной Монголии и сопредельных регионов» (Горно-Алтайск, 2007 г.), научно-практической конференции «История и современность Чемальского района, посвященной 15-летию образования района (Горно-Алтайск, 2007 г.).

Основные положения и результаты исследования прошли также апробацию в ходе создания в 2006 г. экспозиции «Духовная культура народов Республики Алтай» в Национальном музее, выставки «Древний Алтай», посвященной 250-летию вхождения алтайского народа в состав России, проведённой в Государственном историческом музее совместно с Российским этнографическим музеем в г. Москве.