DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций


Профессиональная подготовка студентов туристского вуза к реализации программ юнеско в сфере культурного туризма

Канищев Тимофей Александрович, 18.06.2007

 

В первой главе «Культурный туризм в системе профессионального туристского образования» раскрыта сущность форма и содержание культурного туризма в современном обществе. На примере отечественного и зарубежного опыта показана взаимосвязь культуры и туристского бизнеса. Выявлены перспективные направления развития профессионального туристского образования. Выявлена роль культурного туризма в профессиональной подготовке студентов туристского вуза.

В процессе анализа рынка высшего профессионального туристского образования нами установлено, что тенденции развития культурного туризма определяются рядом общественно значимых условий:

корректированием подготовки профессиональных кадров с целью реструктуризации профессионального образования для сферы нематериального производства и услуг, в том числе туризма;

необходимостью формирования содержания профессионального туристского образования, адекватного потребностям субъектов складывающегося туристского рынка, в том числе учреждениям культуры и объектам культурного наследия;

увеличением разнообразия форм и видов подготовки с ориентацией на удовлетворение не только потребностей экономики, но и индивидуальных образовательных потребностей личности;

открытостью туристского образования, привлечение к нему внимания туристских предприятий и учреждений культуры;

$ развитием индивидуальных способностей каждого обучающегося в учебно-воспитательном процессе, организуемом туристским вузом совместно с различными общественными и государственными организациями, учреждениями культуры и предприятиями туризма;

творческим сотрудничеством, совместной учебной и продуктивной практико-ориентированной деятельностью на основе развития отношений студентов, профессорско-преподавательского состава туристских вузов с представителями учреждений культуры и предприятий туризма.

Культурный туризм охватывает все аспекты путешествия, посредством которого человек узнает о жизни, культуре, обычаях другого народа. Таким образом, он является важным средством создания межкультурных связей и укрепления международного сотрудничества. На этой основе выявлена необходимость включения образовательной программы по культурному туризму в систему высшего профессионального туристского образования. Само внедрение образовательной программы, заключается в оперативной разработке, апробации и включения в учебный процесс новой специализации «Менеджмент культурного туризма» в рамках имеющихся специальностей, а также в разработке принципиально новых специальностей, возникающих на стыке различных видов производственной деятельности. Потребности сферы туризма в новых условиях в значительной мере сосредоточены на необходимости адекватного кадрового обеспечения всех направлений развития, видов и форм туризма, в том числе культурного. Основное противоречие здесь заключается в многопрофильном характере туристской деятельности, которая, с одной стороны, нуждается в кадрах - специалистах различных профессий, специальностей, квалификаций, а с другой - в принципиально новых технологиях обслуживания туристов и экскурсантов, потребности в которых возникают по мере развития смежных отраслей народнохозяйственного комплекса и формирования специалистов по смежным видам профессиональной деятельности.

Мы полагаем, что новая генерация специалистов в области культурного туризма во многом будет способствовать преодолению кризисных явлений в России, поскольку развитие туристской индустрии будет зависеть от мотивации, ценностных установок самой личности, самого специалиста. Таким образом, регулятором действий, определяющим тенденцию развития культурного туризма на современном этапе, выступает сам специалист с лидерскими качествами, эрудированный, умеющий налаживать партнерские отношения между турфирмами и учреждениями культуры, обладающий ораторской культурой и умением выражать мысли. Эти тенденции во многом определили идею разработки модели профессиональной подготовки студентов туристского вуза для реализации программ культурного туризма, и актуализировали переход к профессиональной подготовке интеллектуально развитых, вариативно мыслящих специалистов в области туризма.

Именно поэтому мы считаем важной задачей учебного заведения профессионального туристского образования начать подготовку специалистов по направлению культурного туризма, способных анализировать туризм как феномен культуры, выявлять особенности функционирования туризма в обществе и аспекты его взаимодействия с культурой, организовать управление культурными проектами с учетом сохранения окружающей природной среды.

Во второй главе «Моделирование профессиональной подготовки студентов туристского вуза к реализации программ ЮНЕСКО в сфере культурного туризма» на основе дидактического подхода построено содержание модели профессиональной подготовки студентов туристского вуза к реализации программ ЮНЕСКО в сфере культурного туризма, с возможностью ее внедрения в учебный план Российской международной академии туризма. Обозначены формы и методы обучения, разработаны педагогические условия подготовки студентов для реализации программ культурного туризма.

В рамках исследования разработано содержание модели профессиональной подготовки студентов к реализации программ ЮНЕСКО в сфере культурного туризма, сформированное на основе анализа требований к построению профессионально-квалификационной структуры кадровых ресурсов, с учетом высокого уровня конкуренции на международном и внутреннем туристских рынках, ориентированное на профессиональное «вхождение» в реальную деятельность; развитие функционально-ролевой готовности к ней; формирование и коррекцию профессионально-ценностных ориентаций, мотиваций, качеств и свойств личности, способствующих результативности, успеху деятельности. При этом студенты получают представление о профессионализме и компетентности менеджера, профессиональной и личностной адаптации к деятельности, факторах успеха личности и т. д.

Принимая во внимание, что современное функциональное состояние российского туристского рынка в основной массе ориентировано на выездной туризм, в содержании образования модели профессиональной подготовки студентов для реализации программ культурного туризма стоит использовать и международный опыт профессионального туристского образования других

Содержание модели профессиональной подготовки студентов включает в себя три комплекса дисциплин:

Социальный комплекс: теория культуры, история культуры, философия культуры, социология культуры, культурное наследие и др.

Экономический комплекс: материальная культура, экономика, макроэкономика

Организационный комплекс: государственное и частное партнерство на объектах культурного наследия, менеджмент культурного туризма и др.

Все комплексы объединены общей педагогической задачей в социо-культурном контексте. Особенностью такого подхода является понимание того, что управление учебным процессом – это, прежде всего, характеристика человеческой деятельности, которая не должна авторитарно навязываться студенческому коллективу, а, прежде всего, должна исходить из мотивационных интересов и образовательных потребностей студентов.

Выявлены эффективные формы обучения по культурного туризма, среди которых: вводные и обобщающие лекции, лекции с приглашением экспертов, практико-ориентированные семинарские занятия, экскурсии, выездные занятия, ознакомительная и производственная практика.

Преподавание общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин по культурному туризму осуществлялось в форме авторских лекционных курсов и разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических занятий, заданий и семинаров по программам (разработанных в самом вузе и учитывающим региональную, национально-этническую, профессиональную специфику, а также научно-исследовательские предпочтения преподавателей), обеспечивающих квалифицированное освещение тематики дисциплин. Все формы образования имели общую цель. У будущих молодых специалистов навыки профессионального поведения должны быть сформированы так, чтобы они смогли взять на себя, а со временем и самостоятельно выполнять определенную функцию в туристском бизнесе. В условиях, когда образование продолжается на протяжении всей профессиональной жизни, специалисты должны проявлять также гибкость, необходимую для освоения новшеств и адекватного реагирования на непрерывные изменения в сфере

В процессе исследования сформирован комплекс интерактивных методов преподавания в рамках модели профессиональной подготовки студентов туристского вуза, характеризующийся повышенной индивидуальностью и самостоятельностью выполнения, включающий в себя: «круглые столы», групповые дискуссии, деловые игры, ролевые игры, методы кейсов, выполнение индивидуальных проблемных занятий, выполнение и презентацию групповых проектов, видео метод, тренинги.

Оценивая значимость активных методов обучения для формирования кругозора, теоретических знаний, профессиональных умений, умений получать и применять знания, навыков самообразования, логического и абстрактного мышления, познавательного интереса, активности, способностей выражать мысли, эмоции наиболее эффективными были признаны групповые дискуссии, презентации групповых проектов, деловые и ролевые

В целях максимального приближения студентов к действительности, к так называемым реальным условиям бизнеса, целесообразно использовать предварительное согласование программ обучения по культурному туризму между субъектами туристского рынка и учреждениями культуры, учитывая перспективные требования туристского бизнеса и потребность в привлечении туристских потоков к объектам сферы культуры. Поэтому для прохождения профессиональной подготовки по культурному туризму студентов целесообразно направлять на практику именно в культурно-познавательный сектор туристского бизнеса.

Рис. 1. Модель профессиональной подготовки студентов туристского вуза в сфере культурного туризма

По окончании практики студенты выбирают тему своего отчета, опираясь на уже заявленный ранее туристскими предпринимателями и руководителями учреждений культуры конкретный перечень дипломных работ в области культурного туризма. Совпадение интересов самих работодателей и выполнение этой работы студентом имеют значительную мотивационную цель, поскольку важно в профессиональном образовательном процессе заниматься подготовкой конкретных туристских кадров под заказ реального предпринимателя, с перспективой использования будущего специалиста в этой туристской компании.

Исходя из мотивационных интересов и образовательных потребностей учащихся разработаны педагогические условия модели профессиональной подготовки студентов туристского вуза для реализации программ культурного туризма, включающие в себя разработку профессионально ориентированного содержания образования; сопровождение теоретического курса обучения по программе специализации проведением практик на туристских объектах культуры; ориентированность содержания образования на формирование единства знаний и умений в сфере культуры и туризма; организация совместной деятельности обучающихся, чтобы каждый активно включился в поиск и освоение знаний по культурному туризму.

Опытно-экспериментальная работа, результаты которой нашли отражение во второй главе диссертации, состояла в апробации модели профессиональной подготовки студентов туристского вуза к реализации программ ЮНЕСКО в сфере культурного туризма в учебном процессе Российской международной академии туризма. В эксперименте приняли участие 450 студентов и 20 преподавателей по общепрофессиональным дисциплинам (философия, иностранный язык, культурология, отечественная история, правоведение, социология, политология, психология и педагогика, физическая культура, введение в искусство, фольклор и этнография, русский язык и культура речи, история архитектурных стилей, история изобразительного искусства, математика, информатика, концепции современного естествознания, рекреационное ресурсоведение, экология, география). При этом погрешность измерений оценивается нами в 3-4 %.

Исходя из понимания познавательной активности как двухстороннего взаимосвязанного процесса, в который, с одной стороны, включены обучающиеся, погруженные в различные виды познавательной деятельности, а с другой - преподаватели как организаторы этой деятельности, на констатирующем этапе экспериментальной работы мы поставили цель выяснить уровень готовности студентов к реализации программ ЮНЕСКО в сфере культурного туризма.

Констатирующий этап эксперимента предполагал анкетирование и опрос преподавателей и студентов с целью выявления их отношения к применению дисциплин, содержащих программы ЮНЕСКО в сфере культурного туризма в процессе обучения. Анкетирование показало, что дисциплины ориентированные на подготовку к реализации программ ЮНЕСКО в сфере культурного туризма в учреждении высшего профессионального туристского образования востребованы. Преподаватель готов применять их в образовательном процессе для расширения кругозора студентов, повышения их профессиональных качеств, при условии соответствующей поддержки со стороны консультантов из состава кафедры ЮНЕСКО Российской международной академии туризма, а также обеспечения методическими и информационными материалами. Выявлены факторы, препятствующие внедрению дисциплин содержащих программы ЮНЕСКО в сфере культурного туризма в образовательный процесс. Особо стоит отметить такие из них, как отсутствие методического обеспечения процесса обучения по дисциплинам «Культурный туризм» и «Культурное наследие», недостаточный уровень культурологической подготовки студентов.

Анализ результатов анкетирования студентов на констатирующем этапе эксперимента показал, что 40 % студентов желают получить дополнительные знания по специализации культурный туризм, и использовать их в своей будущей профессии менеджера туризма, 22 % заявили, что хотели бы учиться по специализации и работать в сфере культурного туризма, и 38 % студентов отметили дополнительные знания по культурному туризму, как фоновые и необязательные в своей профессиональной деятельности.

По результатам первой части эксперимента, нами была выявлена целесообразность проведения следующего этапа, направленного на апробацию модели профессиональной подготовки студентов туристского вуза к реализации программ ЮНЕСКО в сфере культурного туризма. Были разработаны содержание, формы и методы проведения занятий, а также способы оценки приобретенных знаний и навыков.

Формирующий этап эксперимента предполагал апробацию дисциплин, содержащих программы ЮНЕСКО в сфере культурного туризма в качестве элективных курсов (теория культуры, история культуры, философия культуры, социология культуры, эстетика, искусство, литература, религия, туристика как наука о туризме, материальная культура, этнология, риторика, культурное наследие, культурный туризм). На этом этапе экспериментальной работы была поставлена задача посредством проведения теоретических и практических занятий среди студентов, выявить эффективные формы и методы обучения по программам ЮНЕСКО в сфере культурного туризма. Были составлены задания по разработке студентами собственных проектов, направленных на эффективное взаимодействие объектов культуры и предприятий сферы туризма. Например, составить программу проведения музыкального фестиваля, этнического или фольклорного праздника, выставки, симпозиума или конференции. Разработать программу и схему туристского маршрута с посещением объектов природного и культурного наследия, сформировать состав участников и обосновать социальную значимость мероприятия. Задача состояла в том, чтобы проект, с одной стороны мог приносить прибыль организаторам и участникам, а с другой, учитывал бы духовные потребности туристов, знакомил бы их с ценностями культуры посредством туризма, являлся оригинальным и запоминающимся, выступал фактором регионального развития. Также в период прохождения практики на туристских предприятиях студентам выдавались задания, направленные на популяризацию культурного туризма и выявление эффективных способов развития партнерских отношений между учреждениями культуры и туризма. Проведенный срез знаний после завершения курса лекционных и семинарских занятий, а также по результатам ознакомительной практики показал, что уровень познавательной активности студентов значительно возрос, ярче стала проявляться их творческая инициативность, потребности к самообразованию стали неотъемлемой частью личности каждого студента, участвовавшего в эксперименте.

Анализ результатов анкетирования студентов по завершении формирующего эксперимента выявил наличие изменений в отношении студентов к изучению дисциплин, содержащих программы ЮНЕСКО в сфере культурного туризма. Уже 44 % студентов ответили, что будут использовать полученные знания в своей будущей профессии менеджера туризма, 38 % заявили, что хотят учиться по программам ЮНЕСКО и работать в сфере культурного туризма, и лишь 18 % студентов определили дополнительные знания по культурному туризму, как фоновые и необязательные в их профессиональной деятельности (диаграмма 1).

Диаграмма 1. Изменения отношения студентов к изучению дисциплин, содержащих программы ЮНЕСКО в сфере культурного туризма на разных этапах эксперимента

В результате эксперимента нами обнаружены качественные изменения в характере и глубине усвоения студентами знаний по культурному туризму. Студенты осознавали важность знаний по программам ЮНЕСКО в сфере культурного туризма, как компонента их профессиональной подготовки. Наблюдался рост творческих способностей студентов и приобретение навыков, необходимых менеджеру для реализации программ ЮНЕСКО в сфере культурного туризма, таких как: умение организовывать и формировать сферы культуры познавательного туризма и рекреаций в масштабе страны, региона, предприятия, учебных заведений в соответствии с программами ЮНЕСКО; умение отличать культурно-познавательный туризм от паломничества; умение анализировать явления в современной культуре; умение оформлять (дизайн) туристские центры, туристские фирмы, гостиницы и туристские базы; умение разбираться в современных информационных технологиях; обладать ораторской культурой и умением выражать мысли; способность налаживать отношения между туристскими фирмами и учреждениями культуры; умение оценивать знания в областях культуры и туризма и проявлять навыки на практике.

В итоге проведенного исследования нам удалось подтвердить справедливость выдвинутой нами гипотезы и сформулировать следующие выводы:

Развитие культурного туризма как приоритетного направления туристской индустрии обусловлено следующими тенденциями: привлечение мирового общественного внимания к объектам культурного и исторического наследия России; рост популярности российских достопримечательностей среди иностранных граждан; увеличение внутреннего потока туристов на объекты культурного, исторического и экологического наследия страны; внесение в реестр Мирового наследия ЮНЕСКО более 40 культурно-исторических объектов России; привлечение российского и иностранного капитала для реставрации федеральных и региональных объектов наследия России.

Для организации эффективной подготовки студентов туристского вуза к в сфере культурного туризма необходима целенаправленная работа по освоению особенностей культурного туризма, которая может быть осуществлена на основе представленной в исследовании модели, включающей в себя программы ЮНЕСКО в сфере сохранения культурного наследия, Программы Всемирной туристской организации (WTO) по культурному туризму, тенденции развития культурного туризма (социальные, экономические, организационные и др.), дополнительное содержание профессионального туристского образования, специфические формы и методы профессиональной подготовки студентов туристского вуза, профессионально-личностное развитие студентов и результат (готовность студентов в сфере культурного туризма).

Эффективность практического применения представленной в исследовании модели профессиональной подготовки студентов туристского вуза в сфере культурного туризма может быть обеспечена соблюдением педагогических условий, среди которых основными являются следующие: