DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций

Поступления 18.04.2011

Материалы

загрузка...

«Классическая фаза» американского музыкального минимализма

Кром Анна Евгеньевна, 18.04.2011

 

В Заключении минимализм также рассматривается в ракурсе ведущих культурных парадигм второй половины ХХ столетия. Формирование минималистских принципов в американском искусстве протекало параллельно с кристаллизацией основ постмодернизма – в конце 1950-х – 1960-х годах, поэтому минимализм впитал в себя многие его сущностные черты. Одной из важнейших является принципиальная направленность на стирание границ между высоким, элитарно-академическим и массовым, демократическим искусством. Творческая амбивалентность основоположников минималистского движения проявилась, с одной стороны, в их увлеченности джазом и роком, создании собственных ансамблей (Л.М. Янг, С. Райх, Ф. Гласс), устном характере творчества (Л.М. Янг, Т. Райли), с другой – в высоком уровне профессионального образования (все прошли обучение на факультетах композиции в колледжах, а С. Райх и Ф. Гласс даже получили несколько специальностей), в обращении к разнообразнейшим явлениям мировой музыкальной культуры различных стран и эпох, в создании стиля, в равной степени интересного и музыкантам, и широкой аудитории.

Минимализм формировался на почве нового синтеза искусств, выразившегося в популярности хэппенингов, перформансов, мультимедийных проектов, соединявших музыку, хореографию, драматический театр, кино. Подчеркнуто игровые формы поведения, унаследованные минималистами от представителей «Нью-Йоркской школы» (в первую очередь Д. Кейджа и Д. Тюдора), художников поп-арта, опиравшихся на провокационную эстетику дадаизма, хореографов – апологетов современного танца, организаторов разнообразных акций, – выплеснулись в хэппенингах Л.М. Янга и Т. Райли, в инструментальном театре Ф. Гласса. В ракурсе постмодернизма можно рассмотреть и тяготение композиторов-минималистов к новым техническим изобретениям в сфере звукозаписи – эксперименты с магнитофонной пленкой, микрофоны, усилители, различные типы синтезаторов, оригинальные, специально сконструированные приборы, компьютеры, сделавшие возможной цифровую обработку звука. Достижения в сфере новых технологий привели к созданию мультимедийных спектаклей (прежде всего, проекты С. Райха и Ф. Гласса 1980-х – 2000-х годов).

Также в Заключении прослеживается динамика эволюции стиля – постепенное движение от «классического минимализма» к постминимализму. Его справедливо характеризуют как ведущее, интегрирующее разнообразные творческие искания, направление в современной американской культуре. Со второй половины 1970-х годов «классический минимализм» постепенно начинает утрачивать чистоту и бескомпромиссность радикального периода, превращаясь в плодородную почву, на которой произрастают разнообразные полистилистические явления. Многие композиторы-постминималисты продолжают опираться на диатонику, четкую акцентную ритмику, замедленную гармоническую пульсацию, медитативность; изучают индийскую музыку, балийский гамелан, барабанные африканские ритмы, интересуются культурой европейского Средневековья; обращаются к репетитивной технике, к работе с паттерном, «открытым» статическим формам; интегрируют характерные черты джаза и рок-музыки; обобщают опыт, накопленный несколькими поколениями американских композиторов-эксперименталистов. Вместе с тем происходит неизбежная ассимиляция музыкального языка: разрушение герметичности репетитивного процесса; свободное преломление отдельных черт минималистского стиля в сочетании с другими стилями и техниками; подчеркивается гармоническая красочность; осуществляется выход за пределы камерного музицирования; происходит обращение к европейским классическим принципам формообразования, традиционному драматургическому профилю. Такие известные композиторы как Д. Адамс, М. Монк, Л. Андерсон, музыканты А. Кернис, Д. Вульф, Д. Лэнг, М. Гордон, М. Торке продолжают искать вдохновение в элементах минимализма. Спустя полвека после своего возникновения минимализм продолжает пробуждать к себе активный интерес среди музыкантов разных стран и поколений, и, принимая различные формы, участвовать в процессе развития современного музыкального искусства.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

Статьи в журналах, рецензируемых ВАК:

Кром, А.Е. Стив Райх и «классический минимализм» 1960-х – начала 1970-х годов [Текст]/ А.Е. Кром // Музыкальная академия. – М., 2002. – № 3. – С. 209-219. (1,5 п.л.).

Кром, А.Е. «Простая арифметика» репетитивного процесса в американском музыкальном минимализме [Текст]/ А.Е. Кром // Проблемы музыкальной науки. – Уфа, 2008. – № 1(2). – С. 192-197. (1 п.л.).

Кром, А.Е. Творчество Ла Монта Янга рубежа 1950-х – 1960-х годов: в диалоге с Джоном Кейджем [Текст]/ А.Е. Кром // Музыковедение. – М., 2009. – №7. – С. 22-28. (0,5 п.л.).

Кром, А.Е. Современная американская музыка: проблемы методики и практики преподавания в вузовском курсе [Текст]/ А.Е. Кром // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – Челябинск, 2010. – №3. – С. 203-208. (0,3 п.л.).

Кром, А.Е. Искусство строгих форм: американский минимализм в живописи и музыке [Текст]/ А.Е. Кром // Музыковедение. – М., 2010. – №5. – С. 2-7. (0,6 п.л.).

Кром, А.Е. Игры на экспериментальном поле: музыкально-театральные проекты американского композитора Филипа Гласса [Текст]/ А.Е. Кром // Искусство и образование. – М., 2010. – №5 . – С. 63-75. (0,8 п.л.).

Кром, А.Е. «Дом мечты» Ла Монта Янга: американский музыкальный минимализм в диалоге с традицией индийской раги [Текст]/ А.Е. Кром // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – Волгоград, 2010. – №8 (52). – С. 87-89. (0,2 п.л.).

Кром, А.Е. Минимализм в контексте традиции американской экспериментальной музыки ХХ века [Текст]/ А.Е. Кром // Музыка и время. – Москва, 2010. – №11. – С. 18-21.(0,5 п.л.).

Кром, А.Е. Филип Гласс и Роберт Уилсон: из истории одного творческого содружества [Текст]/ А.Е. Кром //Проблемы музыкальной науки. – Уфа, 2010. – № 2 (7). – С. 43-46. (0,5 п.л.)

Монографии:

Кром, А.Е. Философия и практика американского музыкального минимализма: Стив Райх [Текст]: монография/ А.Е. Кром. – Нижний Новгород: Изд. Гладкова О.В., 2004. – 223 с. (13,3 п.л.).

Кром, А.Е. Музыкальный минимализм в контексте американского искусства ХХ века [Текст]: исследование/ А.Е. Кром. – Нижний Новгород: Изд. Гладкова О.В., 2010. – 343 с. (19,93 п.л.).

Статьи и материалы конференций:

Кром, А.Е. Американская музыка ХХ века в вузовском курсе [Текст] / А.Е. Кром // Проблемы оптимизации профессионального музыкального образования: Материалы Межрегиональной научно-практической конференции. – Нижний Новгород, 2008. – С. 105-134. (2 п.л.).

Кром, А.Е. Методика преподавания американской музыки ХХ века [Текст] / А.Е. Кром // Альманах современной науки и образования. – Тамбов, 2008. - №6 (13). – С. 105-107. (0,3 п.л.).

Кром, А.Е. Между восточным мистицизмом и западным рационализмом (понятие «процесса» в американском музыкальном минимализме) [Текст] / А.Е. Кром // Человечество в ХХI веке: индикаторы развития. – Нижний Новгород, 2001. – С. 338-340. (0,3 п.л.).

Кром, А.Е. От минимализма к постминимализму: «Tehillim» Стива Райха как результат эволюции стиля композитора [Текст] / А.Е. Кром // Искусство и образование во втором тысячелетии (Теория. Практика. Педагогические позиции): Материалы конференции. – Оренбург, 2001. – С. 36-37. (0,2 п.л.).

Кром, А.Е. Мост в ХХI век (музыкальный видео-театр Стива Райха) [Текст] / А.Е. Кром // Пути развития общества в эпоху перемен: Материалы II Региональной научной конференции. – Нижний Новгород, 2001. – С. 104-106. (0,2 п.л.).

Кром, А.Е. «Фортепианная фаза» Стива Райха /черты авангарда в раннем творчестве композитора/ [Текст] / А.Е. Кром // Фортепианный ансамбль: композиция, исполнительство, педагогика. – Санкт-Петербург, 2001. – С. 34-36. (0,3 п.л.).

Кром, А.Е. Магия ритма (к проблеме влияния этнической музыки на творчество американских композиторов-минималистов) [Текст] / А.Е. Кром // Этническая культура: образ жизни и образ мысли: Материалы докладов Седьмой межвузовской конференции. – Нижний Новгород, 2001. – С. 83-84. (0,2 п.л.).

Кром, А.Е. «Музыка слова» в экспериментальных пьесах Стива Райха 1960 – 1970-х гг [Текст]/ А.Е. Кром // Актуальные проблемы высшего музыкального образования: Материалы Третьей научно-методической конференции аспирантов и молодых преподавателей. – Нижний Новгород, 2002. – С. 51-54. (0,3 п.л.).

Кром, А.Е. Закономерности строения и развития материала в западной «системной музыке» [Текст] / А.Е. Кром // Законы развития человеческого общества: Материалы 30 академического симпозиума. – Нижний Новгород, 2002. – С. 172-174. (0,2 п.л.).

Кром, А.Е. Философия Л. Витгенштейна в контексте идеологических влияний на стиль американского музыкального минимализма [Текст]/ А.Е. Кром // Проблемы взаимодействия этнических культур: история и современность: Материалы докладов Восьмой межвузовской конференции. – Нижний Новгород, 2002. – С. 90-93. (0,3 п.л.).

Кром, А.Е. Стив Райх в контексте истории американского музыкального минимализма [Текст]/ А.Е. Кром // Актуальные проблемы высшего музыкального образования: Материалы Четвертой научно-методической конференции аспирантов и молодых преподавателей. – Нижний Новгород, 2003. – С. 74-85. (0,5 п.л.).

Кром, А.Е. Возвращение к первоистокам: традиции иудейской псалмодии в творчестве американского композитора Стива Райха [Текст] / А.Е. Кром // Актуальные проблемы высшего музыкального образования: Материалы Пятой научно-методической конференции аспирантов и молодых преподавателей. – Нижний Новгород, 2003. – С. 88-98. (0,4 п.л.).

Кром, А.Е. Проблемы изучения американского музыкального минимализма [Текст] / А.Е. Кром // Музыкознание в среднем профессиональном образовании: проблемы и перспективы: Материалы докладов Региональной научно-методической конференции преподавателей музыкальных училищ. – Нижний Новгород, 2004. – С. 49-54. (0,3 п.л.).

Кром, А.Е. Элитарное и демократическое в эстетике и практике американского музыкального минимализма [Текст] / А.Е. Кром // Искусство ХХ века: элита и массы. – Нижний Новгород, 2004. – С. 201-208. (0,5 п.л.).

Кром, А.Е. В диалоге с додекафонией: минимализм Стива Райха [Текст]/ А.Е. Кром // Концепты языка и культуры в творчестве Франца Кафки: Материалы международного интердисциплинарного симпозиума. – Нижний Новгород, 2005. – С. 208-210. (0,3 п.л.).

Кром, А.Е. Опера «Пещера» в контексте жанровых экспериментов Стива Райха 1980-х – 1990-х годов [Текст]/ А.Е. Кром // Актуальные проблемы высшего музыкального образования: Материалы Шестой научно-методической конференции аспирантов и молодых преподавателей. – Нижний Новгород, 2005. – С. 157-167. (0,6 п.л.).

Кром, А.Е. По лабиринтам минимализма [Текст]/ А.Е. Кром // Отечественная музыка от Глинки до постмодерна. – Нижний Новгород, 2006. – С. 119 – 129. (0,6 п.л.).

Кром, А.Е. Библейское слово и его интерпретация в «Трех историях» Стива Райха [Текст]/ А.Е. Кром // Искусство ХХ века как искусство интерпретации. – Нижний Новгород, 2006. – С. 194-204. (0,6 п.л.).

Кром, А.Е. «Истории» Стива Райха или религиозные размышления на тему научно-технического прогресса [Текст]/ А.Е. Кром // Актуальные проблемы высшего музыкального образования: Материалы Седьмой научно-методической конференции аспирантов и молодых преподавателей. – Нижний Новгород, 2006. – С. 46-53. (0,5. п.л.).

Кром, А.Е. Из истории американского музыкального минимализма: Стив Райх [Текст]/ А.Е. Кром // Мистецтво та освiта сьогодення: Збiрник наукових праць. – Харкiв, 2006. – № 18. – С. 250-256. (0,3 п.л.).

Кром, А.Е. Творчество Стива Райха 1980-х – 2000-х годов в аспекте религиозной традиции [Текст]/ А.Е. Кром // Наука о музыке: Слово молодых ученых: Материалы II Всероссийской научно-практической конференции. – Казань, 2006. – С. 286-309. (1 п.л.).

Кром, А.Е. Паломничество на Восток: творчество Стива Райха 1980-х – 2000-х годов в аспекте поисков этнической идентичности [Текст]/ А.Е. Кром // Восток и Запад: этническая идентичность и традиционное музыкальное наследие как диалог цивилизаций и культур: Материалы Международного научного конгресса. – Астрахань, 2008. – С. 281-287. (0,7 п.л.).