DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций

Поступления 18.03.2008

Материалы

загрузка...

Подготовка будущих социальных педагогов к работе с подростками, проявляющими агрессивное поведение

Меньшикова Татьяна Ивановна, 18.03.2008

 

2 — 45 2 — 50 2 — 50 2 — 50 2 — 48

3 — 48 3 — 45 3 — 36 3 — 41 3 — 43

2004/2005 1 — 2 1 — 2 1 — 6 1 — 8 1 — 6

2 — 47 2 — 41 2 — 49 2 — 53 2 — 47

3 — 51 3 — 57 3 — 45 3 — 39 3 — 47

2005/2006 1 — 0 1 — 0 1 — 0 1 — 0 1 — 0

2 — 30 2 — 22 2 — 40 2 — 35 2 — 43

3 — 70 3 — 78 3 — 60 3 — 65 3 — 57

Всего 1 — 3 1 — 2 1 — 7 1 — 6 1 — 6

2 — 41 2 — 38 2 — 46 2 — 46 2 — 46

3 — 56 3 — 60 3 — 48 3 — 48 3 — 48

Динамика социально-педагогических позиций студентов, %

Модели социально- Количество студентов

педагогических

позиций 2003/2004 уч.г. 2004/2005 уч.г. 2005/2006 уч.г.

Начало Итог Начало Итог Начало Итог

(44 ст.) (44 ст.) (51 ст.) (49 ст.) (47 ст.) (46 ст.)

Ситуативная 16 7 22 12 19 —

Самодостаточная 7 — 2 — 15 —

Авторитарная 50 34 37 12 32 13

Деятельностно

ориентированная 16 39 24 49 21 39

Гуманистическая 11 20 15 27 13 48

Примечание. Десятые и сотые доли процентов округлены до ближайшего целого числа.

Основные результаты исследования

Модель технологии работы социального педагога с подростками, проявляющими агрессивное поведение, опосредуется научными данными о сущности, видах и детерминантах их агрессивной активности и структурируется на этапы, каждый из которых имеет свои цели и содержание: мотивационно-целевой, диагностический, отбора методов и средств корректирующих педагогических взаимодействий, организационно-опытный, контролирующе-корректирующий.

Готовность будущих социальных педагогов к профессиональной практике представляет собой научно-теоретическую, методическую, социокультурную оснащенность и стремление субъекта педагогической деятельности к изменению социально-педагогической реальности в интересах личности и общества на основе адекватных объектам, социально-педагогическим системам и педагогическим ситуациям когнитивных схем их восприятия, понимания, прогнозирования развития и преобразования. Ее структурными элементами выступают мотивационно-смысловой, когнитивный и операционный компоненты, качественно-количественные данные о степени развития которых у студентов позволяют говорить об уровнях готовности — высоком, среднем и низком. Общий характер педагогических взаимодействий опосредован особенностями социально-педагогических позиций социального педагога.

Для формирования в педагогическом сознании студентов актуальных когнитивных схем необходимо в педагогическом процессе обеспечить наблюдательно-аналитическую практику (как в теоретической части курса, так и на семинарских занятиях, в домашней работе, при выполнении творческих заданий, в деловых играх, во внеаудиторных коллективных психолого-педагогических дискуссиях, а также в ходе аттестационных мероприятий), источником которой выступают специально подобранные, систематизированные и дидактически адаптированные аудиовизуальные медиатексты. Отбор и психолого-педагогическая адаптация аудиовизуальных медиаматериалов опосредуются: а) тематическим планом, формой занятий; б) необходимостью схематической реконструкции каузальных связей медиатекста; в) наличием в медиатексте «индикаторов» назревающего агрессивного акта; г) спецификой реакций социального окружения; д) установкой, что физические временные рамки восприятия аудиовизуального медиатекста являются лишь «стартовым моментом» для психолого-педагогической рефлексии; е) возможностями разработки дидактического сопровождения.

Теоретическим фундаментом профессионально-образовательной технологии подготовки будущих социальных педагогов к работе с подростками, проявляющими агрессивное поведение, может выступить модель интегрированного медиаобразования. Профессионально-образовательная технология включает: ценностно-смысловое обоснование, программу теоретического курса, пакет дидактического сопровождения. Развитие социально-педагогической готовности студентов и становление гуманистической социально-педагогической позиции обеспечивается диалогичностью применяемого в технологии аудиовизуального медиаматериала, а также способами организации учебных взаимодействий в системах «преподаватель — медиатекст», «студент — медиатекст», «преподаватель — студент», «студент — студент». В результате теоретического анализа и опытно-экспериментальной работы мы приходим к заключению, что разработанная профессионально-образовательная технология, реализованная в рамках внедренного в учебную практику факультета социальной педагогики Таганрогского государственного педагогического института спецкурса, достигает поставленной в исследовании цели, а гипотеза находит свое подтверждение.

Перспективы дальнейшей разработки темы видятся нам в связи с расширением аналитической, прогностической, проективной, диагностической практик студентов путем создания интегрированных медиаобразовательных технологий на основе предложенной нами модели и профессионально-образовательных технологий в рамках других лекционно-практических курсов учебного плана факультета социальной педагогики.

Основное содержание диссертационного исследования отражено в следующих публикациях:

Статья в журнале, входящем в список ВАК

1. Меньшикова, Т. И. Роль интегрированного медиаобразования в подготовке будущих социальных педагогов к работе с агрессивными подростками / Т. И. Меньшикова // Педагогическое образование и наука / Междунар. акад. наук пед. образования. — М., 2007. — № 7. — С. 77—79 (0,25 п. л.).

Статьи и тезисы докладов в сборниках научных трудов

и материалов научных конференций

2. Меньшикова, Т. И. Коррекция детских страхов методом куклотерапии / Т. И. Меньшикова // Теоретические и практические проблемы социальной педагогики. — Таганрог: ТГПИ, 2001. — С. 204—206 (0,13 п. л.).

3. Меньшикова, Т. И. Психологическая проблема агрессивности детей подросткового возраста / Т. И. Меньшикова, А. Н. Богайчук // Проблемное детство: диагностика и коррекция. — Таганрог: ТГПИ, 2003. — С. 13—16 (авт. объем — 0,18 п. л.).

4. Меньшикова, Т. И. Диагностика агрессивного поведения дошкольников / Т. И. Меньшикова // Вестн. Таганрог. гос. пед. ин-та. — 2006. — № 2. — С. 121—125 (0,45 п. л.).

5. Меньшикова, Т. И. Медиаобразование в подготовке социальных педагогов к работе с агрессивными детьми / Т. И. Меньшикова // Сборник научных трудов. — Бердянск: БГПУ, 2007. — № 2. — С. 18—22 (0,35 п. л.).

6. Меньшикова, Т. И. Интегрированное медиаобразование в подготовке социальных педагогов / Т. И. Меньшикова // Развитие личности в поликультурном славянском образовательном пространстве: материалы конф., проводимой в рамках Междунар. конгресса «VI Славянские педагогические чтения», 26—27 окт. 2007 г. — М.: Педагогика, 2007. — С. 147—152 (0,35