DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций


Развитие политического режима Республики Турция к. XX – нач. XXI вв.

Гусейнов Орхан Гасанхан оглы, 17.08.2012

 

Автор пришел к выводу, что в Турции запланированный еще при Ататюрке переход к рыночной экономике, который должен был обеспечить эффективное и приемлемое для всех распределение благ при сохранении платежеспособности государства, был начат параллельно с трансформацией режима (переход от авторитарного режима к режиму минимальной демократии, для которого характерно появление политической конкуренции, имеющей институциональные последствия). Экономический переход, как и политический, растянулся на долгий период, но в отличие от последнего был более последовательным и был завершен в 2007 г.

В рамках экономического перехода диссертант выделил 3 этапа, которые различаются моделями осуществления экономических реформ, их характером, соотношением сил сторонников тех или иных путей развития и результатами мер, которые были реализованы:

Первый этап был самый долгий (1950-1980 гг.). Стратегия осуществления экономических реформ была промежуточной. Это проявлялось в противоборстве двух игроков, которые видели разные пути способствования развитию рыночной экономики. Первая группа – РНП, вторая ДП и ее наследники, развитый город и отсталая деревня. Первая группа выступала за индустриализацию и за замещение импорта, вторая же группа – за развитие в первую очередь аграрного сектора и за ориентацию экономики на экспорт. Так как соотношение сил между ними было равным, а достижение компромисса между сторонами было невозможным, то все проводимые меры саботировались одной из сторон и не доводились до конца. Турция находилась на периферии мирового рынка, а ориентированность на замещение импорта делала экономику данной страны слишком чувствительной к внешним изменениям. Повторяющиеся экономические кризисы, позволяли армии вмешиваться в политику и возвращать к власти своего союзника РНП. За данный период были эффективные экономические реформы, но они носили краткосрочный стабилизационных характер, инициировались МВФ, а приводились в жизнь режимами хунты, что приносило военным значительные политические дивиденды.

Второй этап (1981-1993 гг.) привел к либерализации экономики Турции, в рамках данного этапа следует выделить 2 периода. Для них одинаково характерна модель осуществления экономических реформ, когда соотношение сил в пользу реформаторов и слабые противники реформ не могут препятствовать их осуществлению. Для первого периода, который совпадает с периодом правления режима хунты (1981-1983 гг.), характерны реформы, которые сделали турецкую экономику открытой, они были инициированы МВФ как часть стабилизационной программы. За данный период также произошло превращение Тургута Озала из бюрократа и кризисного менеджера в одного из сильнейших политиков за историю Турции. Он создает свою политическую партию и формирует правительство, что приходится на второй период (1984-1993 гг.). Озал создал современную экономику Турции, главным отличием которой стала ориентация на экспорт. Благодаря своей успешной экономической политике, которая изменила соотношение сил в политической борьбе с армией в его пользу, ему удается вытеснить на короткий период из политики и ограничить сферу ее компетенций только вопросами безопасности и обороны. Однако часть кардинальных долгосрочных мер, начатых им, после его смерти не были доведены до конца из-за неэффективного управления в экономической сфере. По этой причине экономика Турции оставалась волатильной.

Третий этап (2002-2007 гг.) завершил процесс перехода к рыночной экономике, начатый при Озале. ПСР смогла сформировать в 2002 г. однопартийное правительство и практически без препятствий реализовала свое видение экономических преобразований, благодаря которым решила проблему волатильности экономики Турции. Подтверждением этому может служить то, что она вышла из мирового экономическая кризиса с минимальными потерями. Меры носили кардинальный характер и увеличили элемент государственного регулирования в экономике. Экономика рассматриваемой нами страны добилась значительных темпов развития и вышла из мирового кризиса, сохранив свою платежеспособность без помощи МВФ. Успешная экономическая политика и успех в распределении благ позволили ПСР приступить к изменению политического институционального порядка и играть на равных с армией.

Выявлена прямо-пропорциональная связь между результатами экономической деятельности имкубента и его электоральной поддержкой, чему способствует значительная дифференциация распределения благ внутри страны.

Автор, опираясь на последние наработки теории игр считает, что разделение на политический и экономический режимы является чисто теоретическим и при определении характеристик любой игры важнее институциональная структура, которая ею движет. Экономика является частью политической «игры», так как нет различий в институциональной структуре этих условно разделенных сфер. Различаются лишь блага, которые производятся этими сферами: общественные и частные. Могут не совпадать их формы производства, распределения и последующего потребление. При этом разницу между авторитарным и демократическим режимами можно свести к тому, что в последнем общественные блага принадлежат обществу, а не узкой группе акторов, каждый потенциально может производить частное благо и, самое важное и условие консолидации, взаимная конвертация благ ограничена и строго контролируется правилами «игры».

Как показал проделанный в последней главе анализ для Турции к. ХХ – нач. ХХI вв. нельзя говорить о наличие вышеперечисленных условий.

Что касается периода после 2007 г., из-за завершения перехода к рыночной экономике, экономическая составляющая исчерпала себя. ПСР в поисках потенциального релевантного ресурса в борьбе за власть сосредоточилась на внешней политике. Стратегию «живи и давай жить другим» (live-and-let live system), которая определяла последние годы внешнюю политику Турции, не желавшую выполнять в полном объеме свои обязательства по НАТО по противодействию РФ (в ходе грузино-югоосетинского конфликта в августе 2008 г.) и Ирану, заменила новая стратегия. Правительство ПСР стала реализовывать новую внешнюю политику: от приоритета партнерских отношений с соседними государствами над стратегическими договоренностями оно перешло к стратегии активного превращения Турции в региональную державу.

В заключении подводятся выводы, исходя из поставленной цели и задач исследования.

Последние два этапа из шести выявленных приходятся на основные временные рамки данного диссертационного исследования. Они примечательны тем, что именно на них сработал эффект обучения.

Данный эффект сработал для отдельного игрока и для системы в целом. Исламистская партия, научившись выстраивать правильную стратегию на ошибках своих предшественниц, воспроизвела парето-оптимальный набор действий, благодаря которым три раза подряд формировала однопартийное правительство. В политической системе эффект обучения проявился в установлении равновесия в результате децентрализованных стратегический действий. При этом сохранность данного состояния гарантируется только лишь институциональной структурой. Однако эквилибриум оказался недолговечным и из-за попыток ПСР изменить правила «игры» переместился в отрицательную плоскость.

Данное исследование позволило по-новому посмотреть на развитие политического режима Турции и переосмыслить некоторые традиционные взгляды на это явление. Что же касается институциональной системы политических процессов в Республике Турция, то ею остается кемализм, несмотря на попытки ПСР вывести из всех основных юридических актов ссылки на кемализм как на наследие авторитарного прошлого. Для реализации данной задачи был задуман проект новой конституции, которая должна была заново определить правила «игры». Однако последние выборы показали, что в до 2015 г. ПСР не сможет сформировать их без учета институциональных предпочтений других политических сил. Поэтому автор считает, что новая конституция либо станет новым пактом, и при этом будет сформирован новый альянс во главе с ПСР в качестве «осевого» актора, что маловероятно. Либо «игра» продолжится еще как минимум до 2015 г., и вопросы о роли армии и религии в политических процессах придется решать в рамках существующей институциональной системы, то есть кемализма.

ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ

Научные статьи, опубликованные в журналах и изданиях, рекомендованных ВАК:

Гусейнов О.Г. Влияние экономической составляющей на характер политической борьбы в Турции // Вестник РГГУ. Серия «Политология. Социально-коммуникативные науки». М., 2011. №1. – (0,9 п.л.)

Гусейнов О.Г. Возможность совместного существования гражданской власти и армии в Турции: теоретико-игровой анализ // Вестник РГГУ. Серия «Политология. Социально-коммуникативные науки». М., 2012. №1. – (0,6 п.л.)

PAGE \* MERGEFORMAT 13

Ученый секретарь

диссертационного совета