DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций


СОЦИОВИТАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ СМЫСЛОЖИЗНЕННОЙ ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТИ ЭКЗИСТЕНЦИИ ЧЕЛОВЕКА

Руденко Андрей Михайлович, 17.08.2012

 

2. Раскрыт социовитальный характер экзистенции человека как континуума целостного, темпорально обусловленного человеческого существования, интегрирующего аффективно-когнитивные структуры его сознания; обоснованы бытийные истоки конститутивной нестабильности и условия полноценного воплощения человеческой природы в социокультурной реальности.

3. Преодоление гносеологических императивов, монополизирующих право познания истины в рамках бинарностей, позволило раскрыть содержание поливариантности социовитальной экспликации экзистенции человека и обосновать истинностное значение смысложизненной интенциональности.

4. Применение методологии социовитагенного исследования экзистенции человека позволило обосновать значение понимания ценности жизни отдельной личности в качестве критерия полноты смысложизненной интенциональности человеческой единичности.

5. Выявлены витагенные и социокультурные детерминанты формирования смысложизненной интенциональности экзистенции, а также доказано, что глубину и качество ее воплощения в определенном социокультурном пространстве обусловливает совокупная психическая энергия человека, инкорпорирующая его интеллектуальные, мотивационные и креативные качества.

6. Раскрыты социовитагенные механизмы реализации смысложизненной интенциональности экзистенции человека; обоснована зависимость содержания смыслового отношения и целевой установки от наличия у человека развитой эмоционально-волевой культуры.

7. Охарактеризована специфика экзистенции человека в условиях трансформации социовитального пространства культуры постмодерна, выявлены причины изменения сущности и содержания смыслового пространства, определена антропологическая граница новой смысловой перспективы в связи с утратой глубинного измерения и историчности.

8. Выявлены ключевые показатели кризиса социовитальности экзистенции человека, смысложизненных ценностей личности в социокультурной реальности конца XX – начала XXI вв., выступающей ее полем реализации.

9. Концептуализированы социовитальные идеалы и ценности смысложизненной интенциональности человека и доказано, что контекст взаимоотношения личностных и социальных идеалов определяется посредством принципа меры.

Положения, выносимые на защиту:

1. Особенность, уникальность и относительная неизменность природы человека определяется его витальной сущностью. Позитивная динамика индивидуального развития проявляется в дифференцированной многоплановости реализации социально-духовных потребностей и выражает энергоизбыточность, меру открытости и незавершенности социальной сущности человека. Филогенетически результатом энергоизбыточности человека явилась его рациональность, способность к целенаправленной разумной деятельности и творчеству, а также появление социально-духовных потребностей, высшей из которых является потребность в осмыслении жизни.

2. Квинтэссенцией индивидуально-личностного начала в человеке, интегрирующей аффективно-когнитивные структуры его сознания и обеспечивающей возможность наиболее полноценного воплощения человеческой природы в социуме является экзистенция. Экзистенция характеризуется единством глубокого внутреннего осознания и переживания «Я-йности», несводимое отдельно к памяти, мыслям, ощущениям, разуму, воображению, эмоциям, настроениям, телу, опыту, окружению, общению, взаимодействию, конфликтам, и т.п., но интегрирующее все эти уровни человеческого бытия в едином психосоматическом континууме. Она представляет собой континуум целостного, темпорально обусловленного человеческого существования в природной и социокультурной реальности, внутренне ощущаемого и воспринимаемого как индивидуально-личностное собственное бытие в его единстве, непрерывности и уникальности. Осознание темпорального характера экзистенции выступает предпосылкой утверждения жизни в витальном и социальном смыслах, формирует глубину и многогранность личности, а также трагичность восприятия бытия, заставляющую человека формировать и реализовывать смысложизненные цели, действовать, вырываясь из оков пассивности.

3. Модификация человеческой экзистенции в пределах исторического времени и трансформирующейся социально-культурной реальности требует принятия философско-антропологической парадигмы в ее исследовании. Установка на признание самостоятельного онто-гносеологического статуса человеческой экзистенции конституирует наиболее релевантный эвристический базис концептуализации человека, не аннигилируя его самости и не сводя его сущностные ипостаси к фрагментарности частнонаучных концепций, функциональности и сослагательности. Заявленная гносеологическая установка предполагает пересмотр традиционных модернистских подходов в исследовании экзистенции и признание необходимости «мышления отношениями». Поливариантность социовитальной экспликации экзистенции достигается преодолением гносеологических императивов, монополизировавших право познания истины в рамках бинарностей, а также актуализацией типологического подхода.

4. Антропогенность является важнейшим методологическим принципом исследования смысложизненной проблематики в рамках философской антропологии. Данный принцип требует рассмотрения оптимизации жизни человека в качестве критерия смысложизненной интенциональности. Ее социовитальная экспликация предполагает признание временного интервала жизни каждого конкретного человека в качестве смыслообразующего фактора экзистенции. При этом объективный смысл жизни человека усматривается в достижениях и результатах его самореализации при жизни, в том, что каждый человек сумел внести в общее социально-культурное целое. Социовитальная экспликация смысложизненной интенциональности экзистенции человека базируется на идее о том, что человек смертен как индивид и индивидуальность, но личностное проявление человека преодолевает временные границы его жизни: чем более реализована личностная компонента человека (его социальная сущность), тем менее привязана она к границам существования человека как индивида (его витальной природы). Важнейшим фактором осмысления полноты человеческой экзистенции становится осознание собственного личностного потенциала и творческая самореализация в соотнесенности с общими созидательными тенденциями конкретно-исторической реальности.

5. Смысложизненная интенциональность, представляющая собой развертывание закладывающегося в детстве жизненного сценария личности, изначально формируется и в последующем детерминируется прежде всего эмоциональной, а не рациональной стороной сознания. Разум выступает вспомогательной функцией сознания в процессе достижения целей, соответствующих смысложизненному сценарию. Его принятие человеком обусловлено стремлением добиться максимизации положительных эмоций и общей удовлетворенности жизнью, что становится возможным в том случае, когда он реализует свой личностный потенциал в конкретном социокультурном пространстве. При этом глубину и качество воплощения смысложизненной интенциональности человеческой экзистенции в целом в определенном социокультурном пространстве обусловливает совокупная психическая энергия человека, инкорпорирующая его интеллектуальные, мотивационные и креативные качества.

6. Фундаментальные интенции человека реализуются в бытии за счет преодоления субъективных и объективных препятствий, возникающих в определенном пространственно-временном континууме. Достижение вершин самореализации требует наличия у человека развитой эмоционально-волевой культуры, совокупности таких качеств, как сильная воля, настойчивость, выдержка, упорство, терпение, самообладание, мотивируемые силой, интенсивностью и длительностью желания, а также степенью актуальности потребности, вызывающей его, и тем, насколько страстно человек ожидает победу. Основная личностная, субъективная трудность всякого значимого целедостижения заключается в неумении управлять эмоциональной стороной сознания личности. Чем значимее и важнее цель, которую ставит перед собой человек, тем большую роль и значение имеет эмоционально-волевая культура.

7. Современные социокультурные реалии создали объективные предпосылки и условия для тотальной трансформации смысложизненной интенциональности экзистенции человека. Постмодерн явился «полем напряжения», в котором появилась новая смысловая поверхностность, ознаменовавшая потерю глубинного измерения и историчности. Человек эпохи постмодерна отчетливо осознает, что такие бинарные оппозиции, как разум и иррациональность, смысл и бессмыслица, прекрасное и безобразное с необходимостью связаны друг с другом. В условиях господства симулируемой реальности человек эксплицируется как испорченная машина, желания которой постоянно продуцируют другие желания. Он предстает флексибилизированным, шизофреничным, нормированным, дисциплинированным, децентрированным, подверженным случайностям, вожделениям и желаниям. Если проект модернистского человека состоял в континууме его экзистенции, единстве жизни, направленной на развитие самосознания и личности, то экзистенция человека постмодерна характеризуется разломами, новыми начинаниями и изменчивостями. Это неуверенная жизнь, своеобразная антиполитика искусства жить, в которой нет центрального субъекта, нет центра жизни, нет никакой предписанной цели и твердого исходного пункта.

8. Показателем кризиса социовитальности экзистенции человека в современной культуре выступает обострившаяся угроза вырождения человечества в результате самоистребления, замена экзистенциальной реальности виртуальностью, криминализация наиболее важных сфер социокультурной реальности, снижение уровня гуманизма и духовности, трансформация экзистенциала любви до уровня любовной аферы. Острейшей проблемой реализации смысложизненной интенциональности человеческой экзистенции в условиях современной социокультурной реальности является демографический кризис, кризис семьи и извращенность человеческой сексуальности. В повседневности как приватная, так профессиональная сферы в совокупности содержат в себе все возможное для человека поле для его самореализации, взаимопроникая и взаимодополняя друг друга в том или ином процентном и качественном соотношении в зависимости от стадии жизненного цикла человека. Счастье каждого человека и прогрессивное развитее социокультурного целого напрямую зависят от состояния этих сфер, которые подвергаются в современных условиях фундаментальным социокультурным трансформациям.

9. Анализ экзистенции человека в социокультурных условиях тотальной потери смысла требует актуализации принципа меры. Реализация данного принципа позволяет очертить контекст взаимодействия социума и человеческой единичности, отношения личностных и социальных идеалов, а также понять значение идентификационной устойчивости в изменяющейся культурной среде. Экзистенциальный опыт в совокупности с анализом обширного филогенетического, антропологического и историко-культурного наследия человечества позволяет прийти к заключению: выживание и утверждение собственной витальности в бытии, в том числе за счет потомства, есть главный и самый глубокий поведенческий мотив как каждого отдельного человека, так и человечества в целом. Жизнь как постоянно актуализируемая социовитальность выступает не только средством самореализации личности, но и важнейшим идеалом и ценностью смысложизненной интенциональности экзистенции в совокупности характеристик ее продолжительности и качества. Статус экзистенциальности любой другой ценности определяется степенью ее соотнесенности с ценностью жизни. В этом смысле наибольшей социовитальностью характеризуются такие экзистенциалы, как счастье, творчество, свобода, вера, надежда и любовь.

Научно-теоретическая и практическая значимость исследования. Основные теоретические положения диссертации могут быть использованы для дальнейшего изучения философско-антропологических и социокультурных проблем в сфере практического опыта. Представленная в диссертации социовитальная концепция смысложизненной интенциональности экзистенции человека может быть положена в основание дальнейших исследований проблемы предельных оснований человеческого бытия в контексте философской антропологии и философии культуры. Результаты диссертационного исследования позволят глубже понять смысл экзистенции человека, антропологических и социокультурных механизмов, которые задают векторы и идеалы его смысложизненной интенциональности.

Более специфической сферой применения материалов данной работы является научно-педагогическая деятельность. Материалы диссертационного исследования могут быть использованы при разработке учебных курсов по философии, философии культуры, философской антропологии, культурологии, социальной психологии, социологии и т.п. для специалистов как гуманитарной, так и естественнонаучной направленности. Отдельные положения и выводы исследования могут быть также использованы при разработке спецкурсов по философским дисциплинам.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации отражены в нескольких монографиях, в том числе: «Смысложизненная интенциональность экзистенции человека: специфика формирования и реализации» (Новочеркасск: Изд-во «Лик», 2012. – 14,5 п.л.) и «Социовитальная концепция смысложизненной интенциональности экзистенции человека» (Ростов-на-Дону: Изд-во «СКНЦ ВШ ЮФУ», 2012. – 18 п.л.).

Кроме того, основные положения диссертации изложены автором в докладах на международных, всероссийских и межрегиональных научных, научно-методических, научно-теоретических, научно-практических конференциях, в том числе:

– доклад на VIII Международной научно-методической конференции преподавателей вузов, ученых и специалистов «Инновации в системе непрерывного профессионального образования» (г. Нижний Новгород, Волжский государственный инженерно-педагогический университет, 28-29 марта 2007 г.);

– доклад на IV Всероссийской научно-практической конференции «Нравственность и религия» (г. Пенза, Приволжский Дом знаний, март 2007 г.);

– два доклада на Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и преподавателей «Актуальные проблемы гуманитарных наук» (г. Шахты, Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса, 8-9 апреля 2009 г.);

– доклад на Всероссийской научной конференции «Наука в современном обществе: состояние и тенденции развития» (г. Шахты, Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса, 22-23 апреля 2009 г.);

– доклад на VII Всероссийской научно-практической конференции «Нравственность и религия» (г. Пенза, Пензенский филиал Российского государственного социального университета, Приволжский Дом знаний, март 2010 г.);

– доклад на II Всероссийской научной конференции «Научное творчество XXI века» с международным участием (г. Красноярск, Научно-инновационный центр, март 2010 г.);

– доклад на II Международной научно-практической конференции «Наука и современность – 2010» (г. Новосибирск, Центр развития научного сотрудничества, 16 апреля 2010 г.);

– доклад на ХI Международной научно-практической конференции «Система ценностей современного общества» (г. Новосибирск, Центр развития научного сотрудничества, 20 апреля 2010 г.);

– доклад на Международной научно-практической конференции «Российская национальная идентичность в лабиринтах модернизации и глобализации: философские, социокультурные и политические проблемы» (г. Невинномысск, Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт, 14 мая 2010 г.);

– доклад на I Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Проблемы современного общества глазами молодежи» (г. Ставрополь, Северо-Кавказский государственный технический университет, 21 мая 2010 г.);

– доклад на II Международной научно-практической конференции «Человек. Культура. Общество» (г. Пенза, Пензенский государственный университет, Приволжский Дом знаний, май 2010 г.);

– доклад на IV Международной научно-методической конференции «Социально-гуманитарное знание: поиск новых перспектив» (г. Пенза, Приволжский Дом знаний, ноябрь 2010 г.);

– доклад на Международной научной конференции «Наука в современном обществе: состояние и тенденции развития» (г. Шахты, Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса, май 2011 г.);

– доклад на III Международной научно-методической конференции «Человек. Культура. Общество» (г. Пенза, Пензенский государственный университет, Приволжский Дом знаний, май 2011 г.);

– доклад на Международной научной конференции «Модернизация науки и общества: вызовы и ответы» (г. Саранск, Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева, май 2011 г.);

– доклад на VII Международной научно-практической конференции «Актуальные возможности науки – 2011» (Прага, Издательский дом «Образование и наука», октябрь 2011 г.);

– доклад на Региональной научно-практической конференции «Формирование новой управленческой парадигмы в современном мире: тенденции и проблемы» (г. Ставрополь, Филиал Московского государственного университета приборостроения и информатики, 12 декабря 2011 г.);

– доклад на IХ Всероссийской научно-практической конференции «Нравственность и религия» (г. Пенза, Пензенский филиал Российского государственного социального университета, Приволжский Дом знаний, март 2012 г.);