DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций


Теоретические и организационные основы административно-правовых режимов оборота оружия и взрывчатых веществ в российской федерации

Долгополов Александр Александрович, 17.06.2010

 

Структура и объем диссертации соответствуют целям и задачам исследования. Диссертация состоит из введения, четырех глав, объединяющих двенадцать параграфов, заключения и списка использованных источников.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы диссертационного исследования, степень ее научной разработанности, раскрывается научная новизна, определяются предмет, цели, задачи и объект исследования, характеризуются методологическая, теоретическая и эмпирическая база исследования, показывается теоретическая значимость работы, приводятся данные об апробации полученных результатов, формулируются основные положения, выносимые на защиту.

Глава первая – «Теория формирования административно-правовых режимов оборота оружия и взрывчатых веществ» - состоит из трех параграфов: «Оборот оружия и взрывчатых веществ как объект административно-правового регулирования»; «Сущность и назначение административно-правовых режимов оборота оружия и взрывчатых веществ»; «Классификация административно-правовых режимов оборота оружия и взрывчатых веществ».

В первом параграфе раскрывается сущность оборота оружия и взрывчатых веществ как объекта административно-правового регулирования, дается определение понятия его административно-правового регулирования. Административно-правовое регулирование оборота оружия, взрывчатых веществ является частью государственного регулирования, представляет собой процесс последовательного использования административно-правовых средств с целью достижения правомерного поведения участников общественных отношений по поводу оборота оружия и взрывчатых веществ. Административно-правовое регулирование оборота указанных предметов и веществ позволяет достигнуть упорядоченного поведения, надлежащих организации и деятельности субъектов и объектов управления, формирования устойчивого правопорядка в обществе, побуждает субъектов права осуществлять свои права и выполнять обязанности в тех пределах, которые установлены административно-правовыми режимами.

Общим предметом административно-правового регулирования оборота оружия и взрывчатых веществ являются складывающиеся при этом отношения. Они характеризуются постоянным участием в них в качестве одной стороны органа исполнительной власти, осуществляющего управленческие, регулятивные, контрольные и охранительные функции с помощью властных полномочий.

Правовое регулирование оборота оружия и взрывчатых веществ направлено на установление предусмотренного законодательством и иными нормативными правовыми актами порядка оборота боевого ручного стрелкового, служебного и гражданского оружия, а также взрывчатых веществ в целях осуществления государственного контроля за их оборотом и воспрепятствования их незаконного распространения и использования в противоправных целях. Указанное регулирование обеспечивает создание специальных условий, позволяющих достичь поставленной законодателем цели. Режимные требования к обороту оружия и взрывчатых веществ должны разрабатываться с учетом конкретного вида этих предметов и веществ, стадий (этапов) их оборота, видов и правовых статусов субъектов соответствующих отношений.

Целью административно-правового регулирования оборота оружия и взрывчатых веществ является установление посредством издания соответствующих нормативных правовых актов такого порядка оборота боевого ручного стрелкового, служебного и гражданского оружия, взрывчатых веществ, при котором должны обеспечиваться необходимый и достаточный государственный контроль, исключаться (сводиться к минимуму) незаконное распространение и использование оружия и взрывчатых веществ.

В правовых отношениях по поводу оборота оружия и взрывчатых веществ участвует большое число субъектов, включая физических, юридических лиц, государственные органы (в том числе лицензирующие, контролирующие и др.), что требует комплексного подхода к правовому регулированию этих отношений. Применительно к различным общественным и социальным условиям используется комплекс разнообразных правовых средств для обеспечения эффективности правового воздействия на субъекты правоотношений по поводу оборота оружия и взрывчатых веществ. Государственные органы обязаны обеспечить неуклонное правомерное поведение субъектов правоотношений в сфере оборота оружия и взрывчатых веществ. Поэтому правовое регулирование таких отношений может осуществляться только посредством административно-правовых режимов.

При решении задачи правомерного оборота оружия и взрывчатых веществ государство, как гарант безопасного существования общества, сталкивается с проблемами, которые необходимо решать на различных этапах правового, организационного, управленческого, технического регулирования общественных отношений. Отсюда возникает необходимость в комплексе нормативных правовых средств, призванных обеспечить безопасное хранение, использование, реализацию, утилизацию этих предметов и веществ. При этом под безопасным оборотом понимается такая система правоотношений, при которой использование оружия и взрывчатых веществ возможно только по назначению, установленному соответствующими правилами. Для реализации этой социально значимой задачи структурные составляющие комплекса правовых средств должны быть логично связаны между собой в единые юридические конструкции административно-правовых режимов, регулирующих оборот оружия и взрывчатых веществ.

Режимы оборота оружия и взрывчатых веществ могут ограничивать права и законные интересы отдельных граждан, что обусловлено необходимостью защиты прав, свобод и обеспечения безопасности большинства населения. Конституция Российской Федерации устанавливает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст. 55). Поэтому административно-правовые режимы, определяющие правовое положение оружия, взрывчатых веществ и объектов их хранения должны быть урегулированы федеральным законодательством, а их последующая правовая регламентация должна осуществляться соответствующими постановлениями Правительства РФ, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти.

Исследуемые режимы вырабатываются государственными органами в определенных общественных условиях, для защиты общества от вредных последствий нецелевого использования оружия и взрывчатых веществ. Следовательно, эти режимы с учетом изменения общественных условий (обострение криминогенной обстановки, заключение международных договоров, возникновение важной экономической целесообразности и т.п.), времени, приобретения опыта их применения могут изменяться либо в сторону усиления, либо в сторону ослабления, а также совершенствоваться.

По мнению автора, сущность административно-правового регулирования оборота оружия и взрывчатых веществ заключается в степени ограничения их свободного обращения, функционирования объектов их хранения, в наличии систем организационного, материально-технического обеспечения реализации санкций, установленных за невыполнение режимных правил, наличии органов административного контроля и надзора, обеспечивающих реализацию режимов оборота оружия и взрывчатых веществ.

Во втором параграфе анализируются сущность и назначение исследуемых режимов. Известно, что любые значимые общественные отношения, правовое положение их субъектов и объектов урегулированы нормами права. Тем не менее, теория и практика показывают, что не всегда общепринятый подход в правовом регулировании общественных отношений в полной мере отвечает потребностям общества. В сложившейся правовой системе государством в целях защиты субъектов правоотношений от каких-либо противоправных действий (бездействия) установлены соответствующая юридическая ответственность и карательные санкции к правонарушителям. Вместе с тем современные реалии показывают, что некоторые деяния, не являющиеся по сути ни проступком, ни преступлением, в определенных условиях могут привести к общественно опасным последствиям. К таким условиям можно отнести стихийные бедствия, военное положение, взаимоотношения по поводу опасных предметов, веществ, объектов и ряд других. Так, перевозка любых предметов в качестве товаров разрешена и не требует дополнительных разрешений помимо общепринятых учетно-финансовых документов. Но если таким товаром являются, предположим, взрывчатые вещества, то действия, с точки зрения обеспечения безопасности вполне допустимые по отношению к другим предметам (например, неосторожное обращение с перевозимым грузом), в данном случае могут нанести огромный вред окружающим. Следовательно, общество обязано оградить себя от возможного негативного проявления свойств опасных предметов путем введения дополнительных правил, которые, по сути, являются правовыми мерами предосторожности от возможного вредного воздействия опасных предметов либо веществ при неправомерном или неправильном их использовании. Иными словами, имеет место необходимость в правовом регулировании не только деяния как такового, но и деяния, совершаемого в условиях существующей или возможной повышенной опасности. В регулировании такого вида правоотношений для обеспечения гарантированного исполнения соответствующих норм и правил необходимо установление определенного правового режима. Понятие «режим» имеет широкое значение. Применительно к теме исследования режим – это установленный распорядок жизни, совокупность правил, мероприятий, норм для достижения какой-либо цели. В отношении административно-правового режима можно полагать, что он преследует цель гарантированного достижения социально значимых результатов в области государственного управления. Государственные органы при решении задачи по недопущению вредных для общества последствий от неправомерного поведения субъекта права путем введения определенных ограничений обязаны установить соответствующие правила поведения, соблюдение которых обеспечит достижение общественной безопасности. Требуется императивное, властное упорядочение организации деятельности субъектов и объектов правоотношений, формирование устойчивого правового порядка их функционирования, что, как известно, регулируется административно-правовыми нормами. Однако в рассматриваемой ситуации форма правового регулирования отношений, допускающая правомерное или неправомерное (хотя и под угрозой привлечения к ответственности) поведение по усмотрению субъектов регулирования, является недостаточно эффективной. Поэтому должны образовываться соответствующие юридические конструкции, согласовывающие все уровни административно-правовых отношений, объединяющие нормативные правовые акты, устанавливающие соответствующие запреты, разрешения, дозволения для обеспечения гарантированного достижения цели – правомерного поведения субъектов правоотношений.

В такого рода административно-правовых отношениях принимает участие значительное количество субъектов, в том числе обеспечивающих реализацию установленных правил. Их взаимоотношения также должны быть урегулированы. В такой ситуации, безусловно, возникает вопрос о создании определенных ограничений в свободе действий или в обращении с какими-либо предметами. Поэтому в систему режимных правоотношений включаются государственные органы (лицензирующие, разрешительные, контролирующие и др.). Взаимоотношения по поводу установления определенных ограничений, кроме правовых норм, могут регулироваться техническими нормами, которые определяют порядок эксплуатации техники, всевозможные технические и технологические стандарты, обеспечиваться организационными, материально-техническими (специальными помещениями, охранным оборудованием, оружием и т.п.), информационными и иными мерами.

Речь идет о юридической конструкции потому, что структура всего массива правового материала, обеспечивающего правомерное поведение субъекта регулирования, должна быть соответствующим образом согласована по основным своим элементам: правовым средствам, которыми достигается режимная цель; правовым статусам субъектов и объектов правоотношений; системам юридических, организационных, технических, информационных, материальных гарантий, обеспечивающих реализацию правовых установлений. Должен быть выработан механизм, способный обеспечить эффективную реализацию правовых предписаний. Таким образом, когда требуется создать систему правового регулирования в отношении большого количества субъектов, когда должно быть обеспечено безусловное выполнение предписаний правовых норм, когда необходима жесткость юридического регулирования, направленная на применение достаточно существенных ограничений и запретов, тогда эту социальную потребность в правовом регулировании общественных отношений выражают в такой юридической конструкции, как административно-правовой режим.

Разработке юридических конструкций административно-правовых режимов в сфере оборота оружия и взрывчатых веществ должна предшествовать тщательная аналитическая проработка их структуры. Её могут составлять: методы поддержания функционирования административно-правового режима; система взаимодействия субъектов режимного регулирования; механизм обмена между ними информацией; их контрольные функции в отношении объектов управления. В результате должна быть выработана схема прав, обязанностей, ответственности как субъектов, так и объектов правового регулирования.

Юридические конструкции исследуемых административно-правовых режимов, образованные по выверенной модельной схеме построения правового материала, являются эффективным инструментом социального регулирования, что является главным предназначением права. Планомерный, поэтапный выбор правовых средств, их согласованность между собой являются неотъемлемым условием для создания эффективных функциональных юридических конструкций административно-правовых режимов. При этом совершенство самого режима будет зависеть не только от основного его правового регулятора – федерального закона, - но и от проработанности последующих по уровню нормативных правовых актов (постановлений Правительства РФ, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти), которые должны формировать и охватывать праворегулирующим воздействием основные элементы правоотношений: субъекты, объекты, содержание, основания правоотношений, систему юридических гарантий и ответственности.

Автор дает следующее определение понятия административно-правового режима. Это – юридическая конструкция, образованная совокупностью нормативных правовых актов, согласованных по основным направлениям воздействия на регулируемые правоотношения, объединяющая в себе посредством юридических средств режимные правила, организационные, юридические, информационные, материально-технические гарантии устойчивого функционирования режима, устанавливающая административно-правовые статусы субъектов регулируемых правоотношений.

Большинство ученых-юристов считает, что административно-правовые режимы оказывают праворегулирующее воздействие на общественные отношения. Однако их научные взгляды на этот правовой феномен, как правило, заключаются в констатации такого подхода, как применение режимов в качестве регламентов в определенных социальных ситуациях: режим чрезвычайного положения; режим системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; режим военного положения; по отношению к обеспечению государственной безопасности (режимы защиты государственной тайны, пограничный режим); обеспечению общественного порядка (паспортный режим, лицензионно-разрешительный режим, режим пожарной безопасности); по отношению к обеспечению функций управления и сферы деятельности; налоговый режим; таможенный режим; санитарный режим; по отношению к урегулированию взаимоотношений между органами исполнительной власти, физическими и юридическими лицами; режим регистрации физических и юридических лиц; режим определенных видов деятельности; режим обращения граждан в органы исполнительной власти.

Авторская концепция о предназначении административно-правовых режимов в системе правового регулирования общественных отношений, порядка и принципов их формирования существенно отличается от выше приведенных взглядов ученых-юристов. По мнению автора, одной из основных задач административно-правовых режимов в системе правового регулирования общественных отношений является неотвратимое, гарантированное достижение правовой цели, поставленной правотворческим органом. Для решения такой задачи требуется аналитически выверенное построение правового материала таким образом, чтобы поведение субъектов правоотношений, регулируемое административно-правовыми режимами, выстраивалось не по альтернативному принципу, а по мономаршруту – единственно правильному направлению поведения, установленному нормативными правовыми актами, формирующими административно-правовые режимы. Для достижения такой цели в структуре режима должны быть предусмотрены правила поведения субъектов правоотношений (режимные правила), а также различного рода гарантии соблюдения таких правил субъектами правоотношений. К ним относятся юридические, организационные, информационные, материально-технические, ресурсные и иные гарантии. Такое построение административно-правовых режимов требует соответствующего комплексного, многоуровневого построения нормативных правовых актов, формирующих режимы. В свою очередь, административно-правовые режимы, регулирующие сложные общественные отношения, должны быть комплексными, многоуровневыми и многоцелевыми. При этом правовое регулирование отношений, обеспечивающих действие режимных гарантий, также должно осуществляться посредством административно-правовых режимов. Таким образом, выстраивается системное, комплексное, многоуровневое, сетевое, административно-режимное правовое регулирование. Поэтому автор и приходит в процессе исследования к выводу о том, что административно-правовые режимы есть форма административно-правового регулирования.

В третьем параграфе дается классификация административно-правовых режимов оборота оружия и взрывчатых веществ. Особенность исследуемых режимов состоит в том, что такого рода правовые режимы охватывают правовым регулированием большое количество субъектов правоотношений. Помимо воздействия на предмет правового регулирования режимы при помощи разных правовых средств должны обеспечивать свое устойчивое функционирование.

Классификация административно-правовых режимов оборота оружия и взрывчатых веществ путем систематизации различных видов юридических конструкций, их образующих, позволяет более глубоко изучить свойства классифицируемых объектов, установить общие закономерности в их построении. Оборот оружия и взрывчатых веществ имеет свою структуру и определенные стадии, которые для этих предметов и веществ могут быть как общими, так и различными. Понятие «оборот оружия и взрывчатых веществ» является весьма общим, не отражающим достаточно точно предмет правового регулирования. Для того чтобы достичь точного понимания сущности оборота оружия и взрывчатых веществ, необходимо четко определить его стадии и, соответственно, сформулировать понятие юридических конструкций административно-правовых режимов каждой стадии.

Классификация административно-правовых режимов имеет важное научное и практическое значение, поскольку раскрывает сущность режимов с позиции теории права. Классификация режимов должна быть основана на таких критериях, которые определяют их правовое содержание, а также учитывать суть регулируемых ими общественных отношений. Административно-правовые режимы, осуществляя регулирование общественных отношений в целом, в то же время оказывают правовое воздействие на каждую их составляющую – объект, субъект и содержание правоотношений. Эти фундаментальные категории теории права являются одним из основных критериев классификации административно-правовых режимов. Видовая принадлежность режимов соответственно будет зависеть от направленности их регулятивного воздействия по отношению к той или иной составляющей правовых отношений.

В зависимости от стадий административно-правовые режимы оборота оружия можно классифицировать следующим образом: 1) режимы производства оружия; 2) режимы торговли оружием; 3) режимы продажи оружия; 4) режимы передачи оружия; 5) режимы приобретения оружия; 6) режимы коллекционирования, экспонирования оружия; 7) режимы учета оружия; 8) режимы хранения оружия; 9) режимы ношения оружия; 10) режимы перевозки оружия; 11) режимы транспортирования оружия; 12) режимы использования оружия; 13) режимы изъятия оружия; 14) режимы уничтожения оружия; 15) режимы ввоза оружия на территорию Российской Федерации и вывоза его из Российской Федерации.

Аналогичную классификацию административно-правовых режимов, в качестве оснований которой взяты стадии оборота, можно предложить и в отношении взрывчатых веществ. Классификация режимов по стадиям позволяет более четко уяснить правовую сущность этих режимов, их социальную направленность, определить те правовые средства, которые необходимы для устойчивого функционирования правоотношений в сфере оборота оружия, образовать режимные правила, формирующие модель поведения участников правоотношений, установить юридические, организационные, материально-технические гарантии функционирования административно-правовых режимов применительно к каждой стадии оборота оружия и взрывчатых веществ с учетом их особенностей.

В диссертации автор отстаивает позицию о том, что административно-правовые режимы оборота оружия и взрывчатых веществ представляют собой совокупность режимов, регулирующих различные стадии оборота оружия и взрывчатых веществ, а также различных видов режимов в сфере оборота оружия и взрывчатых веществ, регулирующих различные функции государственного управления, производственной деятельности, социальной жизни. Исходя из этого автор относит режимы оборота оружия и взрывчатых веществ к комплексным административно-правовым режимам.

Комплексные режимы формируются разными видами правовых средств. Их образование обусловлено сложностью и многогранностью предмета правового регулирования, большим числом факторов, влияющих на содержание взаимосвязанных правоотношений. Юридические конструкции, образованные комплексными режимами, направлены на урегулирование наиболее сложных стадий общественно важных отношений в сфере оборота оружия и взрывчатых веществ, в целях обеспечения безопасности и эффективного функционирования различных отраслей государственного управления.

На основании классификации административно-правовых режимов может выстраиваться режимная организация надзорной и контролирующей деятельности органов власти, их управленческая и внутриорганизационная работа, что позволяет эффективно формировать административно-правовые режимы организационной и правоохранительной деятельности государства.

Классификация административно-правовых режимов имеет важное научное и практическое значение, позволяет систематизировать знания в этой области, уяснить - какие структурные части правоотношений подлежат урегулированию, какие правовые средства для этого необходимо применять и в результате выстраивать необходимые юридические конструкции административно-правовых режимов для осуществления праворегулирующего воздействия на оборот оружия и взрывчатых веществ.

Глава вторая – «Правовые основы формирования административно-правовых режимов оборота оружия и взрывчатых веществ» - состоит из трех параграфов: «Понятие и виды нормативных правовых актов, регулирующих административно-правовые режимы», «Нормативные правовые акты, регламентирующие административно-правовые режимы оборота оружия и взрывчатых веществ, их классификация», «Проблемы совершенствования нормативного обеспечения формирования административно-правовых режимов оборота оружия и взрывчатых веществ».

В первом параграфе даются понятие и виды нормативных правовых актов, составляющих административно-правовые режимы. Посредством издания таких актов осуществляется формирование структурных составляющих юридической конструкции административно-правового режима, которые выполняют различные функциональные задачи в системе режимного регулирования. Юридическую конструкцию административно-правового режима образуют режимные правила, а также юридические, организационные, материально-технические и информационные гарантии функционирования режима. Указанные компоненты административно-правового режима могут образовываться нормативными актами разных отраслей права. Особенно это относится к юридическим гарантиям, создаваемым, главным образом, нормами административного права, а также уголовного, гражданского, трудового

Основу административно-правового режима составляют режимные правила, формируемые нормативными актами, издаваемыми различными по уровню органами государственной власти. Режимные правила устанавливаются совокупностью норм, закрепленных в федеральных законах, постановлениях Правительства РФ, нормативных правовых актах федеральных органов исполнительной власти. Ими утверждаются инструкции, правила, положения, нормативы, регулирующие поведение, деятельность физических, юридических, должностных лиц, контролирующих, надзорных органов, определяющие содержание управленческой деятельности государственных организаций.

Организационные гарантии в основном формируются административно-правовыми нормами. Они нацелены на: информационное обеспечение деятельности государственных органов, которое включает в себя порядок поступления, анализ информации, необходимой для планирования управленческой деятельности, прогнозирования социальных последствий в результате применения соответствующих административно-правовых режимов; на упорядочение состояния управляемой системы, организацию внутренней структуры объекта управления, обеспечение функционирования процесса управления, стадий управленческой деятельности; управление кадровыми ресурсами (в данном случае могут применяться акты трудового права).

Режимные правила вводятся административно-правовыми актами, чем им придается соответствующий правовой статус, необходимый для функционирования административно-правового режима, устанавливается порядок взаимодействия различных государственных органов для достижения целей режимного регулирования.

Для построения юридических конструкций административно-правовых режимов необходимо, чтобы базовый нормативно-правовой акт, регулирующий определенный вид общественных отношений и устанавливающий тот или иной режим, определял бы последовательность иерархического построения последующего нормативно-правового материала, детализирующего регулятивную функцию режима, органически связанного с базовым нормативно-правовым актом, а также призванного выполнить охранительную функцию по отношению к регулятивной части режима. Базовый нормативно-правовой акт, устанавливающий административно-правовой режим, должен образовывать структуру режима: режимные правила; правовые статусы субъектов и объектов правоотношений, регулируемых режимом; юридические, организационные, информационные, материально-технические гарантии функционирования режима. Очевидно, что базовым нормативно-правовым актом должен быть федеральный закон в том случае, когда административно-правовой режим призван обеспечить регулирование общественных отношений в сфере прав, обязанностей граждан, других конституционных установлений. В таком базовом нормативно-правовом акте нормы должны выстраивать систему дальнейшего правового регулирования посредством нормативных правовых актов, занимающих последующие иерархические ступени правовой системы.

Базовый нормативный правовой акт, образующий правовую основу административно-правового режима, выполняет, с одной стороны, регулятивную функцию, а с другой стороны должен создавать нормативно-правовую основу построения всей юридической конструкции режима. С учетом того, что один нормативно-правовой акт не в состоянии охватить весь спектр норм, которые входят в юридическую конструкцию режима, то построение режима должно осуществляться по разветвленной совокупности нормативно-правовых актов различных иерархических уровней. При этом могут образовываться новые, а также учитываться ранее изданные нормативно-правовые акты. В особенности это касается правовой регламентации ответственности за нарушение режимных правил. Как правило, в этом случае законотворческий орган опирается на уже принятые нормы, сформулированные в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, Уголовном кодексе РФ.

Если базовым нормативным правовым актом является федеральный закон, то в нем помимо основных положений должны содержаться соответствующие поручения Правительству Российской Федерации, федеральным органам исполнительной власти, призванным обеспечить дальнейшее формирование и реализацию административно-правовых режимов, создание организационных, материально-технических, ресурсных и информационных гарантий функционирования режима, в том числе по формированию государственных контролирующих и надзорных органов, которые в пределах своей компетенции должны обеспечить функционирование административно-правового режима. Федеральными органами исполнительной власти могут быть образованы специальные службы для обеспечения контрольных, надзорных, лицензионных функций, определена их структура, численность, функции, порядок финансирования. Эти меры должны соответствовать задачам по обеспечению устойчивого функционирования административно-правового режима.

Основываясь на таком очевидном факте, что право является регулятором отношений в обществе и служит инструментом достижения поставленных социально значимых целей, можно полагать, что объектом нацеленности нормативно-правовых актов, формирующих административно-правовые режимы, являются конкретные действия физических, должностных, юридических лиц, направленные на достижение правовой цели, установленной законотворческим органом. При этом в каждом последующем по иерархичной ступени нормативно-правовом акте, формирующем административно-правовые режимы, должны конкретизироваться действия субъектов правового регулирования вплоть до абсолютной регламентации их деятельности в ведомственных локальных актах. В законодательных нормах, устанавливающих административно-правовые режимы, должен очерчиваться более общий круг общественных отношений, подлежащий правовому регулированию. Таким образом, выстраивается система нормативных актов, регулирующих административно-правовые режимы.

Автор делает вывод о том, что административно-правовые режимы должны формироваться комплексом нормативных правовых актов разных видов и разного уровня: федеральными законами, постановлениями Правительства РФ, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти и т.д. Многоуровневое построение правового материала (закон, подзаконные нормативно-правовые акты) обусловлено тем, что практически ни один вид нормативно-правового акта не в состоянии самостоятельно обеспечить правовую регламентацию общественных отношений, регулируемых административно-правовыми режимами. Законы регулируют отношения в наиболее важных сферах социальной жизни, нормативные правовые акты последующих иерархических ступеней конкретизируют положения законов, обеспечивают эффективность их применения.