DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций


Социально-культурные условия эстетического воспитания подростков на занятиях хореографией в учреждениях дополнительного образования спортивной направленности

Сергиенко Владимир Васильевич, 17.04.2015

 

Сергиенко Владимир Васильевич

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ УСЛОВИЯ

ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ

НА ЗАНЯТИЯХ ХОРЕОГРАФИЕЙ

В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

13.00.05 – теория, методика и организация

социально-культурной деятельности

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Работа выполнена на кафедре социально-культурной деятельности

ФГБОУ ВПО «Орловский государственный институт искусств и культуры»

Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор

ЗИВА Валентина Федоровна

Официальные оппоненты: КОВАЛЬЧУК Аделаида Сергеевна

доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры гуманитарных, социальных и правовых дисциплин НОУ ВПО «Ростовский международный институт экономики и управления»

УСАЧЕВ Юрий Юрьевич

кандидат педагогических наук, ст. преподаватель кафедры хореографии ТОГБОУ ВПО «Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт имени С.В. Рахманинова»

Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Московский государственный институт культуры

Защита состоится 19 июня 2015 года в 12.00 на заседании диссертационного совета Д.212.261.07 в ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина» по адресу: 392036, г. Тамбов, ул. Советская, 6, зал заседаний диссертационного совета.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина» и на сайте http://www.tsutmb.ru.

Автореферат разослан 18 мая 2015 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета Н.Н. Иванова

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. В современных реалиях российского общества, на фоне духовно-ценностного кризиса и снижения творческой активности подрастающего поколения эстетическое воспитание посредством освоения разных видов искусства и художественно-творческой деятельности выступает важной социально значимой задачей в контексте всестороннего формирования личности, развития её духовно-нравственного потенциала и творческих способностей.

Проблема эстетического воспитания в настоящее время приобрела особую актуальность и выступает одним из приоритетных направлений государственной культурной и образовательной политики, в том числе реализуемой в системе дополнительного образования детей. Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» дополнительное образование рассматривается как важнейший компонент единого образовательного и социально-культурного пространства, направленный на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом совершенствовании.

В проекте Федеральной целевой программы «Развитие дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года» подчеркивается, что система дополнительного образования детей направлена на изменение уровня социальной адаптации детей к изменяющимся условиям жизни; удовлетворение общественной потребности в подготовке нового поколения к участию в производстве и культурной жизни страны; формирование готовности к самостоятельному нравственному выбору, индивидуальной творческой самореализации; проявление социальной ответственности, осознанного жизненного самоопределения и выбора профессии.

В приказе Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей» закреплены задачи, направленные на выявление и развитие творческого потенциала одаренных детей; создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей в возрасте преимущественно от 6 до 18 лет; формирование общей культуры и организацию содержательного досуга детей; удовлетворение потребности детей в художественно-эстетическом и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом.

Концепция развития образования в сфере культуры и искусства на 2008-2015 гг. направлена на реализацию нравственного потенциала искусства как средства формирования и развития этических норм поведения и морали как личности, так и общества. В Концепции декларируется необходимость поддержки детского и юношеского творчества как одной из важных составляющих эстетического воспитания подрастающего поколения.

Сегодня эстетическое направление в системе дополнительного образования детей функционирует на базе учреждений, каждое из которых формирует соответствующую его профилю культурно-образовательную среду. В инфраструктуру учреждений дополнительного образования детей входят учреждения, специализирующиеся в области художественного творчества и искусства, технического творчества и туризма, физической культуры и спорта (далее – учреждения спортивной направленности) и др. Последние в настоящее время пользуются все большей популярностью среди подростков. Однако проведённый анализ образовательной практики в данных учреждениях позволяет констатировать наличие

в них тенденции практически полного доминирования физического воспитания над его остальными видами. При этом в педагогической науке издавна обосновано, что процесс всестороннего и гармоничного формирования личности заключается не только в физической подготовке, но и в эстетическом воспитании, которое помогает выработке эстетического восприятия и обретению эстетического идеала, развивает эстетический вкус, эстетические потребности, чувства и др.

На сегодняшний день в современном обществе, особенно среди подрастающего поколения, наряду с эмоциональной и волевой подавленностью, деструктивным поведением, наблюдаются «антиэстетические» тенденции, способные привести к необратимым последствиям (чрезмерное увлечение стройностью фигуры – анорексия; желание искусственным путем добиться увеличения мышечной массы неестественного вида; повышенный интерес к «эстетике смерти»; телесная модификация и «украшение» татуажем, шрамами, пирсингом и др.).

Несмотря на широкий перечень направлений дополнительного образования детей, потенциальные обучающиеся, исходя из ряда объективных и субъективных факторов (недостаточное количество свободного времени, отсутствие материальных возможностей у родителей, территориальная отдалённость и др.), как правило, посещают только одно учреждение дополнительного образования. Данные обстоятельства актуализируют в деятельности учреждений спортивной направленности углубление работы с воспитанниками, которая заключается

в необходимости максимального насыщения процесса воспитания его различными составляющими на основе интеграции физического и нравственно-эстетического воспитания с художественно-творческим развитием личности.

Эстетическое воспитание посредством освоения подрастающим поколением разных видов искусства современная педагогическая наука рассматривает в контексте развития духовно-нравственного потенциала и творческих способностей личности. При этом хореография обладает особыми возможностями в процессе всестороннего формирования личности в подростковом возрасте. Синкретичность хореографического искусства подразумевает развитие не только музыкальных и двигательных навыков, но и учит сохранять и укреплять здоровье, что является особо актуальным на сегодняшний день. Занятия хореографией оказывают благоприятное воздействие на внутреннюю и внешнюю красоту личности, а также прививают основы нравственной культуры, этикета и правил поведения в обществе.

Вместе с тем, несмотря на то, что хореография является необходимым компонентом на отделениях технико-эстетических видов спорта, в учреждениях дополнительного образования спортивной направленности сегодня наблюдается нацеленность тренерско-преподавательского состава на формирование, прежде всего, спортивно-технических навыков у подростков, что существенно понижает возможности эстетического воспитания личности средствами хореографии. Так, по результатам проведенного нами анкетирования тренерско-преподавательского состава на отделениях спортивной акробатики и художественной гимнастики

в Орловском и Брянском регионах, выявлено, что большинство респондентов (70%) при проведении занятий не представляют себе методику работы с воспитанниками по раскрытию их выразительных особенностей, используя возможности хореографии, а также не уделяют достаточного внимания смысловой наполненности воплощения хореографических движений, ограничиваясь лишь их техническим исполнением.

Всё это свидетельствует о недостаточном использовании эстетического потенциала хореографии в воспитательно-образовательном процессе, актуализирует необходимость педагогического исследования процесса эстетического воспитания подростков на занятиях хореографией в учреждениях дополнительного образования спортивной направленности и обусловливает его практическую значимость.