DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций


ОБРАЗ ГРЕЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ПРЕССЕ

Димитракопулос Георгиос, 17.04.2015

 

Димитракопулос Георгиос

ОБРАЗ ГРЕЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ПРЕССЕ

Специальность 10.01.10 – журналистика

Автореферат

диссертации на соискание учёной степени

кандидата филологических наук

Москва-2015

Диссертация выполнена на кафедре периодической печати факультета журналистики ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова»

Научный руководитель: Смирнова Ольга Владимировна, кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой периодической печати факультета журналистики ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова»

Официальные оппоненты: Гавра Дмитрий Петрович, доктор социологических наук, профессор, заведующий кафедрой связей с общественностью в бизнесе Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет»

Франц Дарья Дмитриевна,

кандидат филологических наук, корреспондент отдела международной политики ЗАО «Редакция «Независимой газеты»

Ведущая  организация:

ФГБОУ ВПО «Российский университет дружбы народов»

Защита диссертации состоится «_____» ____________ 2015 года в _______часов на заседании Диссертационного совета Д 501.001.07 по журналистике в Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова по адресу: 125009, Москва, ул. Моховая, 9, ауд. 201.

С диссертацией можно ознакомиться в Фундаментальной библиотеке МГУ по адресу: 119192, Москва, Ломоносовский проспект, д. 27

и на сайте:  HYPERLINK "http://www.journ.msu.ru/science/announcements" http://www.journ.msu.ru/science/announcements

Автореферат разослан «_____» ____________ 2015 года

Ученый секретарь диссертационного совета В.В. Славкин

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования

За последние годы мы привыкли к пристальному вниманию, с которым мировые СМИ следят за небольшой по своим масштабам Грецией, поскольку основные тенденции ее внутренней политики оказывают влияние на глобальные кредитно-финансовые процессы. На этом фоне представляется важным проследить, каким было отношение СМИ к Греции до того, как она оказалась в эпицентре мирового финансового кризиса, во время острой фазы кризиса и после нее. Была ли она просто «серой лошадкой», в одночасье ставшей знаменитой именно «благодаря» сильно пошатнувшемуся экономическому положению, или все-таки к этой стране всегда существовал устойчивый интерес? И пришлось ли прессе – в нашем случае российской – полностью пересматривать свои оценки по отношению к Греции, или, напротив, она восприняла греческий кризис как естественное развитие событий мировых экономических и политических процессов, т. е. претерпел ли образ Греции какие-либо трансформации или остался неизменным.

Между тем научный интерес к медиаобразу Греции весьма актуален, поскольку в отношениях между двумя странами сохраняется затянувшаяся неопределенность. Ведь Грецию, с одной стороны, связывает с Россией общая вера, часть общей истории и культуры, а с другой – принадлежность к конкурирующим геополитическим образованиям. В этой ситуации важно знать, насколько создаваемый медиаобраз Греции совпадает с реальным. Общим местом в выступлениях политиков, тиражируемых в прессе, стало признание того факта, что у отношений между двумя странами существует огромный потенциал, который почти никогда не реализовывался в удовлетворительном объеме в течение новейшей истории. Кроме того, как показано в работе, российские СМИ уделяют Греции повышенное внимание, словно авансируя наполненное реальным содержанием сотрудничество, которое должно сложиться в будущем.

И в целом актуально изучение принципов формирования образа страны в СМИ. За последние годы было представлено немало научных трудов, посвященных медиаобразу страны, но в основном исследовался образ России в различных зарубежных странах, в частности, в США, Англии, Канаде, Финляндии, Украине. Исследования же, посвященные образу зарубежных стран в российских СМИ, более редки, а что касается Греции, они не проводились вовсе. Оригинальность данной работы заключается именно в том, что до сих пор не было представлено аналогичного научного труда.

Степень научной разработки темы связана в первую очередь с исследованиями, посвященными медиаобразу России в различных странах. Это работы О. Б. Балакиной, О. Бакулина, Е. Н. Богдан, А. Шаргатовой и др. Далее исследования, посвященные образу зарубежных стран в российских СМИ, Л. Жилиной, А. В.Груша, Д. Клименко, О. В. Смирновой и др. И, конечно, новейшие научные исследования российских ученых о Греции, ее медиасреде, культуре, экономике, политике А. В. Севача, А. С. Лубоцкой, Я. Г. Галаниди, В. В. Гришина и др.

Теоретическая и понятийно-терминологическая база исследования основана на учении о стереотипах и имидже, тем более что их влияние на формирование фактора ожидания определенной манеры поведения не подвергается сомнению. Многие исследователи указывают на то, что образ, с одной стороны, представляет собой отражение реальных характеристик объекта восприятия, а с другой – проекцию ожиданий субъекта восприятия, то есть граждан. Образ страны в такой трактовке представляет собой сложный феномен, включающий в себя не только существующий на данный момент образ страны, но также и ожидаемый, идеальный, нормативный и т. д. Уникальность медиаобраза Греции объясняется прежде всего такими факторами, как огромная толща истории взаимодействия, сильное влияние, оказанное друг на друга, и отсутствие непосредственных контактов в течение нескольких десятилетий. Это представление выступает в качестве этапа формирования в общественном сознании целостного образа страны, который создается усилиями разных коммуникационных субъектов.

В работе также приведены оценки французских социологов Э. Ноэль-Нойман, Ж. Бодрийара, П. Бурдье и С. Марандон, исследователей Е. Н. Богдан, Л. Б. Зубановой, Т. Г. Добросклонской, Н. С. Виноградовой, И. В. Рогозиной, В. Д. Мансуровой, К. С. Гаджиева, Е. В. Егоровой-Гантман, К. В. Плешакова, психолога И. С. Кона, и, конечно, основоположника теории медиареальности У. Липпмана, утверждавшего, что любой познавательный акт начинается не с воздействия предмета или явления на органы чувств, а с некоторой познавательной гипотезы относительно характера наблюдаемого предмета или явления.

В работе проанализированы понятия стереотипа, имиджа, образа и медиаобраза страны, и на примере как публикаций СМИ, так и более широкого культурно-исторического контекста показано, насколько применимы эти понятия к представлениям о Греции, сложившимся у широкой российской общественности.

Научно-исторические исследования, а также публицистический материал различных периодов создают основу для многогранного и целостного образа Греции, причем каждая его черта, созданная определенным историческим периодом, не теряется и не отменяется, а интегрируется в единый комплекс представлений об этой стране и ее народе.

Научная новизна. В работе впервые исследуется образ Греции в современной российской прессе. Охарактеризованы структурно-функциональные и жанрово-тематические особенности медиакартины Греции в контенте российских СМИ. Проведен количественный анализ тематической структуры публикаций о Греции в исследуемых изданиях. Выявлены тенденции эволюции российско-греческих связей в досоветский, советский и постсоветский периоды.

Объектом исследования являются публикации о Греции в российской периодике, а именно: в газетах «Известия», «Российская газета», «Коммерсант», «Московский комсомолец» и «Комсомольская правда», сетевых изданиях – «Газета.ру» и «Лента.ру», а также ряд публикаций из «Новой газеты» и «Новых известий», содержащие оценочные суждения и другие характеристики, способствующие закреплению у читательской аудитории эмоционально окрашенного образа страны.

Предмет исследования – образ Греции, сложившийся в ведущих российских СМИ в его взаимодействии с распространенными общественными представлениями об этой стране, включающими культурно-исторические, познавательно-аксиологические, художественно-публицистические элементы.

Цель исследования: выявить и охарактеризовать структурно-функциональные и жанрово-тематические особенности образа Греции в медиаконтенте современных российских СМИ.

Задачи исследования:

уточнить содержание понятия «образ страны в СМИ» применительно к внешней для России территории;

выявить исторические и культурные предпосылки в формировании образа Греции в российских СМИ;

представить генезис публикаций о Греции в российской прессе;

проанализировать исторически сложившийся образ Греции в российской прессе и других источниках;

разработать критерии отбора СМИ и параметры исследования;

изучить характер интереса современных российских СМИ к Греции;