DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций


СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЁЖЬ В ПРОЦЕССЕ ТРАНСФОРМАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ТАДЖИКСКОГО ОБЩЕСТВА: ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Тураева Зухро Юнусовна, 17.04.2015

 

ТУРАЕВА ЗУХРО ЮНУСОВНА

СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЁЖЬ В ПРОЦЕССЕ ТРАНСФОРМАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ТАДЖИКСКОГО ОБЩЕСТВА: ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Специальность: 23.00.02 -политические институты, процессы и технологии (политические науки)

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора политических наук

Душанбе –2015

Работа выполнена на кафедре политические процессы в Таджикистане факультета философии Таджикского национального университета

Научный консультант:

доктор политических наук, профессор

Зокиров Гулмахмад Нозимович

Официальные оппоненты:

Мухамадали Музаффар – доктор философских наук, профессор, директор Центра антропологии Академии наук Республики Таджикистан

Гулахмедов Мусаммир – доктор фило-софских наук, профессор, Таджикского государственного педагогического уни- верситета имени С.Айни

Абдуллоев Махмуд Холович – доктор исторических наук, профессор кафедры истории и права Кулябского государ-ственного университета имени А.Рудаки

Ведущая организация:

Курган – Тюбинский государственный университет имени Носира Хусрава, кафедра философии и политологии

Защита состоится «29» августа 2015 г. в «11:00» часов на заседании диссертационного совета Д737.004.09 по защите диссертаций на соискание учёной степени доктора наук по специальности 23.00.02 – политические институты, процессы и технологии (политические науки), созданное на базе Таджикского национального университета по адресу: (734025, г. Душанбе, пр. Рудаки, 17, зал заседаний Учёного совета).

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке и на официальном сайте Таджикского национального университета ( HYPERLINK "http://www.tnu.tj" www.tnu.tj ), а также на информационной странице диссертационного совета ( HYPERLINK "http://www.politdissovet.ru" www.politdissovet.ru ).

Автореферат разослан «___» ______________ 2015 г.

Учёный секретарь

диссертационного совета,

кан. филос. наук, профессор А. Мухабатов

I. Общая характеристика ДИССЕРТАЦИОННОЙ работы

Актуальность темы исследования. Политическая система Республики Таджикистан представляет собой сложное общественное образование, переживающее трудный и противоречивый процесс трансформации всех основных институтов, норм и принципов их взаимоотношений между собой и обществом. Важнейшее место в этом процессе занимает студенческая молодёжь. Сегодня один из приоритетов государственной политики - это создание условий для жизнедеятельности молодого поколения, реализации его потенциала в интересах Таджикистана. Это предопределяет необходимость изменения системы работы с молодёжью на всех уровнях власти, политического управления. Как известно, будущее страны в значительной мере зависит от активности молодёжи как субъекта политической преемственности, автора социальных перемен.

С 1992 по 2014 годы в Таджикистане принято более 30 законов, указов, постановлений и других нормативных актов, которые регулируют деятельности молодёжных организаций. Был принят Закон Республики Таджикистан «О государственной молодёжной политике» (15.07.2004). В нём определены приоритеты, стратегические цели и задачи, отразившие новые направления молодёжной политики, также приняты «Государственная стратегия молодёжи Республики Таджикистан до 2020 г.» (2011г), «Концепция национальной молодёжной политики Республики Таджикистан (с изменением и дополнением. 2014г.)», которые направлены на улучшение, укрепление и эффективную деятельность Комиссии по вопросам государственной молодёжной политики в Таджикистане.

Сегодня в республике ведут деятельность более 400 молодёжных организаций, в том числе и студенческие. С учётом этого, студенческая молодёжь в процессе трансформации современного таджикского общества до сих пор не получила должного научно - теоретического обобщения.

Президент Республики Таджикистан во время своей встречи с представителями талантливой молодёжи Таджикистана ещё в 1998 г., отметил, что «Мы должны поднять государственную молодёжную политику на уровень государственных стратегических вопросов, вопросов национальной безопасности страны и всесторонне изучить социальное и экономическое положение молодёжи».

Не случайно субъектом изучения политического процесса избрана студенческая молодёжь страны. Поскольку она, в силу высокого образовательного уровня и общественно-политической активности, динамичного социального поведения в скором будущем займёт место основной производительной и интеллектуальной общественной силы.

Исходя из этого, перед исследователями республики наиболее актуальной задачей является изучение студенческой молодёжи как социальной группы и объекта социально-политического анализа в процессе трансформации современного таджикского общества. Следует отметить, что детальное изучение этой сложной проблемы ещё далеко от завершения, и вопросы места студенческой молодёжи в социальной структуре современного таджикского общества относятся к числу недостаточно изученных проблем.

Рассматривая совокупность обстоятельств, а также не разработанность и дефицит методологических подходов к концептуализации студенческой молодёжи как социальной группы и объекта социально-политического анализа, можно сделать вывод о необходимости исследования опыта, проблем и перспектив развития её в процессе трансформации современного таджикского общества.

Научный интерес к исследуемой проблематике также обосновывается следующим обстоятельством. Недостаточно изучена проблемы студенческой молодёжи в процессе трансформации современного таджикского общества. Это обстоятельство обуславливает актуальность темы исследования, её теоретическую и практическую значимость.

Степень научной разработанности темы. Анализ литературы по теме диссертационного исследования позволил сделать вывод о том, что в данной области накопился достаточно большой научный опыт в российской социально-политической и социально-философской литературе. Среди исследований, посвящённых общим вопросам молодёжи в контексте смены прежней ценностной парадигмы и плюрализма путей самоопределения достаточно полно представлен в работах таких исследователей, как А.С. Зайналабидова, В. В. Касьянова, Т.В. Плотникова, М.Ю. Несмелова, В.В. Черноус, В.М. Утенкова Т.Ф. Алексеенко, В.А. Бобахо, Н. Ю. Архипова, Н.Н. Василенко, Э.С. Гареев, Ю.Н. Дорожкина и др., которые в своих работах анализируют вопросы методологических аспектов государственной молодёжной политики и пути её реализации и т.д. Авторы исследуют роль патриотизма в формировании мировоззренческой позиции и гражданственности в политической идентификации молодёжи. Нельзя не согласиться с мнением большинства исследователей о том, что именно отсутствие должного патриотического воспитания стало одной из причин распространения политического и правового нигилизма, социальной аномии среди молодёжи.

Особую актуальность приобретает обсуждение таких медико-социальных проблем молодёжи, как отдых, физическое воспитание, формирование здорового образа жизни. Так, в последние годы появились отдельные работы, посвящённые проблемам здорового образа жизни студенчества, проблемам социологии физкультуры и спорта среди молодёжи. Об этом в частности, пишут Б.Г. Акчурин, В.А. Вишневский, В.А. Григорьев, Ю.Г. Волков, А.В. Волкова, Т.А. Котова, Л.И. Лубышева, В.А. Медик, А.М. Осипов, О.В. Шиняева. Наравне с этим, междисциплинарный характер исследования студенческой молодёжи как социально-демографической группы в рамках социально-политического подхода предопределил обращение автора к широкому кругу научной литературы из области политологии, социологии, социальной психологии молодёжи и т.д., а также к теоретическим и методологическим разработкам в области изучения студенческой молодёжи в процессе трансформации современного таджикского общества.

В научной литературе сегодня нет единой точки зрения по поводу определения понятия «студенческая молодёжь». В разработках О. В. Ларминой А. С., Н. Лясникова, Ю.Лясникова, Власенко, М.А. Ковзиридзе, Т.В. Солодовой, Н.П. Шарапова, Ю.В. Шкудуновой, О.В. Хамчук, А.В. Чукреева студенческая молодёжь рассматривается как наиболее подготовленная, образованная часть молодёжи и даются различные определения. Следовательно, до сих пор однозначного определения студенческой молодёжи нет.

Изучению проблем и особенностей формирования политической культуры в целом студенческой молодёжи, в частности в Таджикистане, посвящены работы: А. Шамолова, Ш. Шоисматуллаева, Т. Рахмонова, С.А. Пардаева, З. Ю.Тураевой.

К настоящему времени имеется ряд работ Г.Н.Зокирова, С.И. Шарипова, Р.Н. Асадуллоева, в которых осмысливается сама категория «политический процесс», характеризуется современная динамика, рассматриваются некоторые аспекты вовлечения в него социальных субъектов.

Политические взгляды, ориентации и политическая активность молодёжи, её роль в политической сфере государства, особенности включения в ход политических процессов анализируются в работах А. Н. Махмадова и М.У.Хидировой.

Что касается проблемы политической социализации студенческой молодёжи в работах, посвящённых советскому студенчеству, то она была выражена специфически. Как и молодёжь в целом, студенчество рассматривалось скорее как объект политико-идеологического воздействия, а не как конкретный субъект реального политического процесса. Тем не менее, в последнее время делается попытка исследовать студенческую молодёжь как субъект политического процесса. В данный процесс входят субъекты и процессы, которые рассматриваются в статье 38 Закона Республики Таджикистан «Об образовании». Наряду с этим, автором диссертации использованы исследования, посвящённые месту и роли системы высшего образования в жизни общества. Опыт высших учебных заведений в деле демократизации управленческих структур отражён в ряде изданных ими методических рекомендаций по организации самоуправления в студенческих коллективах.

Таким образом, к настоящему времени учёными в какой-то мере показана роль самоуправления студенческих коллективов в демократизации системы высшего образования, в формировании личности студента, выработаны общие рекомендации по внедрению самоуправления в практику высшей школы. Особенно актуальным представляется анализ новых форм и специфики деятельности заведений, определение социальных факторов, проблем и противоречий развития студенческого самоуправления.