DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций

Поступления 17.02.2009

Материалы

загрузка...

Экомузеи притомья и сохранение этнокультурного наследия: генезис, архитектоника, функции

Кимеев Валерий Макарович, 17.02.2009

 

Кимеев Валерий Макарович

Экомузеи притомья и сохранение этнокультурного наследия: генезис, архитектоника, функции

Специальности

07.00.07 – этнография, этнология и антропология

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора исторических наук

Санкт-Петербург

Работа выполнена на кафедре археологии

ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет» (КемГУ)

Научный консультант: доктор исторических наук, профессор

Мартынов Анатолий Иванович

Официальные оппоненты: член-корреспондент РАН,

доктор исторических наук, профессор

Головнев Андрей Владимирович

доктор исторических наук

Карпов Юрий Юрьевич

доктор культурологии, профессор

Калашникова Наталья Моисеевна

Ведущая организация: Санкт-Петербургский государственный университет

Защита состоится «28»сентября 2009 г. в 16 часов на заседании диссертационного совета Д 002.123.01 по присуждению ученой степени доктора исторических наук в Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН (199034, Санкт-Петербург, Университетская

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН.

Автореферат разослан « » 2009 г.

общая характеристика работы

Актуальность темы исследования. Новейшей тенденцией современного музееведения является поиск новых форм музеефикации этнокультурной и природной среды как единого целого. Эта тенденция состоит в зарождении нового направления в скансенологии – экомузеологии, нацеленной на наиболее полный показ образцов самобытной традиционной культуры местного населения, органически связанной с природной средой. С конца XX в. в европейских странах активно развиваются идеи «новой музеологии», «экомузея», «интегрированного музея», «общинного музея», «средового музея», «народного музея», «сельского этномузея». Новый тип музея рассматривается как социокультурный институт, значительно выходящий за традиционные рамки интерпретации наследия и культурно-образовательной деятельности, что позволяет ему полнее интегрироваться в окружающую среду и обеспечить сохранение исчезающих этнокультурных особенностей населения в местах его компактного проживания.

В отличие от обычного архитектурно-этнографического музея под открытым небом – скансена, где в основном представлены памятники, изъятые из естественной жизненной среды, экомузей посвящен, в первую очередь, местному населению в его этнокультурном и естественном природном окружении, и памятники наследия восстанавливаются на первоначальном месте нахождения. Исходя из этого, главной задачей экомузея является сохранение и оптимальное развитие природной и этнокультурной среды как взаимосвязанных частей единого целого, поддержание экологического равновесия между людьми, природной средой и памятниками, сохранение национальной самобытности местного населения, создание системы саморегуляции социальных отношений. В своей деятельности экомузей и местное население в состоянии выступать активными партнерами.

Актуальность деятельности современного экомузея состоит в этнокультурном освоении пространства, в создании нетрадиционных форм интерпретации этнографических источников. Экомузей как живой этноорганизм современного общества может стать важным средством идентификации местными жителями их культурных традиций и ценностей природного окружения, средством поддержания утрачиваемого чувства общинной солидарности.

Необходимость разработки и реализации проектов экомузеев в России определяется последствиями глобального процесса массового уничтожения памятников этнокультурного наследия населения, глубокими техногенными изменениями окружающей природной среды в промышленно развитых регионах, таких как, например, Ханты-Мансийский округ и Кузбасс. Пагубное воздействие промышленного, а в прошлом и сельскохозяйственного освоения территорий уже привело к кризису системы традиционного природопользования, в отдельных районах возникает угроза экологического кризиса, обострения социальных и межэтнических отношений, усилению этнического эгоцентризма у народов Сибири.

Степень разработанности проблемы. История создания и изучения экомузеев включает несколько хронологических этапов.

Первый этап связан с движением по созданию экомузеев и их теоретическим обоснованием. Понятие «экомузей» появляется в начале 1970-х гг. во Франции для обозначения музеев под открытым небом, главной целью которых было оптимальное сохранение и развитие социокультурной и природной среды с учетом экологических проблем и этнокультурных особенностей данного региона. Этноэкологический подход требовал интеграции дисциплин для выявления и характеристики отношений между природными условиями, техническим, экономическим и культурным развитием территории. Первые французские экомузеи носили региональный характер: поддерживаемые властями, они создавались специалистами для местных жителей при их непосредственном участии [Юбер, 1985].

Основателем движения по созданию экомузеев считается французский этнограф Жорж Анри Ривьер. В его понимании, экомузей – своеобразная лаборатория по разработке методов совершенствования отношений между человеком и его окружением и предоставлению материалов для иллюстраций прошлого и настоящего территории; заповедник, способствующий сохранению природного и культурного наследия; своеобразная школа, вовлекающая жителей в деятельность по сохранению традиций, творческой переоценке настоящего и к прогнозированию своего будущего, проводящая среди них культурно-образовательную деятельность, а также готовящая специалистов по сохранению наследия [Ривьер, 1985].

Дальнейшее развитие экомузеологии связано с именем французского исследователя Юг де Варина, в 1971 г. предложившего именовать некоторые создаваемые музеи под открытым небом – экомузеями (от греческого «eikos» – «дом», «жилище», «местообитание»). Они получили признание в Европе, став идеальной триединой моделью музея времени, музея пространства, музея деятельности человека. В 1979 г. Пьер Мейран, директор канадского экомузея и председатель регионального центра интерпретации «От-Бос», изложил три главных положения своей концепции экомузея: консервация, сотрудничество и демонстрация материальных свидетельств [Мейран, 1985].

В становлении теории экомузея важную роль сыграл проведенный в Квебеке в 1984 г. Первый международный семинар «Экомузеи и новая музеология», где была принята «Квебекская декларация», содержащая основные положения «Движения за новый тип музейного учреждения», характеризующегося ярко выраженной социальной миссией. В декларации нашли отражение идеи первых создателей и теоретиков экомузеев. Значение социальной миссии экомузея определялось в отражении сферы обитания человека и его деятельность как целостного творческого процесса развития, по сравнению с традиционными функциями музея – хранением, экспонированием коллекций и экскурсионной работой [Мейран, 1985].

В 1983 г. в Монреале впервые был отмечен День экомузеев, а на Втором международном семинаре в Лиссабоне в 1985 г. была создана Международная федерация в поддержку новой музеологии. В 1998 г. в Фурине, на очередной международной конференции, высказывались идеи создания национальных и интернациональных сетей экомузеев – системы, которая обеспечила бы эффективный обмен информацией и сотрудничество между экомузеями разных стран. Рассматривался вопрос об уточнении определений экомузея и его типов: отделить музей-скансен, свозящий экспонаты из разных мест, от экомузея, экспонирующего «места» такими, какими их создала история; отделить экомузей от музея-заповедника [Цель экомузеев, 1999].

Возникновение нового движения явилось протестом против консервативного подхода большинства музейных учреждений к решению вопросов этнокультурного, социального и политического развития, с их недостаточной активностью и затрудненной коммуникацией, в несостоятельности выдвигаемых музееведами реформ, отказ от каких-либо экспериментов и участия в социальной жизни округи.

Второй этап связан с подготовкой методических разработок и научных исследований по проблемам создания как обычных скансенов, так и экомузеев в частности. В статьях и монографиях о таких музеях, как «Кижи», «Коломенское», «Малые Корелы», «Витославлицы», «Тальцы», «Шушенское», «Томская писаница» и др., появились разделы по методике скансенологии и экомузеологии как самостоятельных разделов музееведения [Морозов, 1960; Маковецкий, 1963, 1972, 1976; Ополовников, 1965, 1968; Шургин, 1975, 1990; Вилков, 1980; Галкина, 1982, 1989; Гнедовский, 1981, 1983, 1987, 1992; Шмелев, 1983; Фотий и др., 1985; Давыдов, 1983, 1985; Чайковский, 1991; Бычков, 1999; Тихонов, 2003; Мартынов, 2006]. Большое значение в утверждении экомузея как особого типа музея под открытым небом сыграл специальный номер журнала MUSEUM, в который вошли статьи теоретиков и практиков экомузеологии [Museum, 1985. № 148]. В трудах по теории сохранения историко-культурного и природного наследия России также освещаются проблемы музеефикации антропогенного ландшафта и этнокультурных памятников как части наследия [Бернштам, 1992; Бобров, 1996; Веденин, 2001; Шульгин, 2002; Кулемзин, 2006; Ивановская, 2001; Кучмаева, 1987].

В 1980-90-х гг. архангельским этнографом А.Н. Давыдовым – членом Международного Совета музеев, активным участником движения за новое музееведение предложены проекты экомузеев «Кинозеро» и «Остров Колгуев» на Русском Севере, так и оставшиеся не реализованными [Давыдов, 1983; 1989; 2006]. В 1990 г. московским архитектором О. Севан опубликовано методическое пособие, основанное на личном опыте создания музея в сельской среде в селе Веркола Архангельской области [Севан, 1990].

Автором данной работы совместно с московским архитектором А.Г. Афанасьевым опубликовано методическое пособие «Экомузеология. Национальные экомузеи Кузбасса» и монография «Экомузеи Притомья», где были представлены проекты зон охраны и генеральные планы шести экомузеев Притомья: шорского «Тазгол», телеутского «Чолкой», татарского «Калмаки», населения Среднего Притомья «Тюльберский городок», русских сибиряков «Ишим» и «Брюханово» [Кимеев, Афанасьев, 1997; Кимеев, 2008]. Оригинальны, но пока не реализованы проекты других российских экомузеев: «Музей волка» Т. Ведехиной в г. Тамбове, «Поморская Тоня» П.А. Филина на Русском Севере, «Музей села Зиреклы» в Татарстане [Филин, 1999].

В начале XXI в. иркутским музеологом В.В. Тихоновым в монографии по скансенологии, впервые предпринята попытка анализа теории экомузеологии, основанная на общеизвестных работах [Тихонов, 2003].

Проблема исследования заключается в том, что, с одной стороны, имеется обширный эмпирический и теоретический материал по экомузеологии в целом, с другой - в нем недостаточно представлены характеристики экомузеев Притомья, связанные с сохранением этнокультурного наследия аборигенного населения в окружающей природной среде путем его музеефикации, а также в концептуальном обосновании сущности, архитектоники и функций экомузеев как национально-культурных центров по сохранению этнокультурного материального и нематериального наследия.