DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций

Поступления 17.01.2011

Материалы

загрузка...

Наднациональный механизм как фактор развития экономической интеграции в Европейском союзе

Зуев Владимир Николаевич, 17.01.2011

 

Было показано, когда начинает действовать наднациональный механизм в части процедуры принятия решений, раскрыта специфика этой процедуры применительно к ЕС и выявлена ее роль в запуске наднационального механизма.

К числу условий эффективного функционирования организации относится и наличие автономной системы финансирования, обеспечивающей потребности организации, как по объемам, так и по методам формирования и перечисления средств. Бюджет ЕС рассматривается с этой точки зрения. Переход к использованию системы «собственных средств» придал наднациональные черты не только способам финансирования ЕС, но и заложил основы формирование наднационального механизма экономической интеграции в целом.

Привычный научный метод изучения экономической политики стран ЕС — исследование национальных моделей экономического развития. Достаточно представить германскую, французскую или шведскую модель и специалисту будет ясно, о каких параметрах развития мы говорим. В данной главе исследуется экономическая модель ЕС как объединения, а не отдельных стран в него входящих. Подробный анализ общего и особенного в экономическом развитии стран ЕС, подводит к выводу о формировании общей экономической модели ЕС, возникновению которой во многом способствует использование наднационального механизма интеграции.

Глава 5 «Наднациональная политика и интересы бизнеса» посвящена анализу политики «справедливой» конкуренции, антимонопольного законодательства, анти - кризисной политики ЕС, и выявлению вектора общих экономических приоритетов стран ЕС. В ней отражены микро и макро срезы экономической интеграции.

Блокируя формирование крупных монополий на объединенном внутреннем рынке в рамках антимонопольной политики, отстаивая интересы мелких фирм, стимулируя справедливую конкуренцию, Евросоюз оказывается в сложном положении для конкуренции на внешних рынках. Выдержать конкуренцию с крупными ТНК США, Японии и других стран могут адекватно мощные и крупные компании ЕС. Но формирование таких ТНК посредством слияний и поглощений между фирмами стран ЕС вступает в противоречие с принципами антимонопольной политики ЕС. Решение одного значимого блока вопросов по укрупнению и усилению родных компаний вступает в противоречие с решением не менее важного блока задач по развитию и поощрению конкуренции, сохранению небольших фирм на едином внутреннем рынке ЕС. В главе анализируется, каким образом ЕС выходит из этого положения. Проблема рассматривается исходя из утверждения, что решить эту задачу на национальном уровне, на уровне отдельных стран ЕС не представлялось возможным.

Рассмотрение антикризисной политики ведется не только для выявления того, как наднациональная политика дополняет национальные антикризисные программы, но еще и потому, что часть из них имеет шанс быть использована международным сообществом в перестройке мировой финансовой архитектуры и в выработке новой системы международного экономического регулирования на принципиально ином фундаменте.

Политика первых четырех десятилетий существования ЕС прошла под доминантой снятия различного рода ограничений, первоначально на торговлю, а в последующем на перемещение всех факторов производства, и формирование укрупненного единого рынка всего объединения. Более крупные рынки без барьеров и ограничений были выгодны, в первую очередь, наиболее крупным и сильным компаниям, так как они в большей степени могли наращивать объемы производства, и сбыта продукции и использовать плацдарм расширенного внутреннего рынка для экспансии за рубеж. Однако в начале прошлого десятилетия все более явственно стала ощущаться недостаточность такого подхода для обеспечения конкурентных позиций фирм ЕС на внешних рынках. Негативной интеграции, ликвидации барьеров между странами ЕС, с все большей очевидностью, оказывалось недостаточно для укрепления международных конкурентных позиций сообщества. Все острее ощущалась потребность в позитивной интеграции, в созидательной деятельности, направленной на поддержку капитала стран ЕС. В качества одного из путей преодоления этого противоречия политики ЕС предложили реализацию масштабной программы ЕС по повышению конкурентоспособности, которая была заменена в 2010 году на Стратегию 2020. Поэтому было решено включить рассмотрение этих программ в исследование.

Глава 6 «Наднациональный механизм реализации экономической политики ЕС» содержит анализ специфики перехода от таможенного союза к единому внутреннему рынку ЕС, исследование роли наднационального механизма в формировании Европейского валютного союза, и включает рассмотрение энергетической политики ЕС. Экономическая политика ЕС на различных направлениях носит наднациональный характер, например, торговая или аграрная политика (в части компетенций ЕС), когда страны передают свои компетенции по проведению этой политики (или ее части) на уровень Союза. В этом смысле данные направления политики ЕС наднациональны не только по способу принятия решений, но и по методам их осуществления на практике и по воздействию на соответствующие отрасли стран-членов.

Показана роль наднационального механизма в создании и функционировании Валютного союза. Выявляется и обратная роль запуска Валютного союза для развития наднационального механизма. В главе показывается, как наднациональный механизм в ЕС начал функционировать как развернутая система правил в полном объеме по существу только с введением евро и формированием Валютного союза.

Анализ развития энергетической политики проведен для выяснения, возьмет ли ЕС на себя функции энергообеспечения, в случае возникновения угроз энергетической безопасности (скажем, в случае повторения перебоев с поставками энергоносителей). В главе показано, каким образом такая ситуация создает предпосылки для формирования энергетической политики ЕС, содержащей больше наднациональных компонентов.

Глава 7 «Пределы использования наднационального механизма в глобальной системе «мягкого» экономического регулирования» завершает исследование и посвящена оценке применимости опыта ЕС в других международных организациях. Практика эффективного функционирования наднационального механизма в ЕС наталкивает на мысль о целесообразности его широкого применения в том или ином модифицированном виде в других региональных или международных организациях. Рассмотрены новые тенденции в развитии системы «мягкого» управления мировой экономикой в условиях глобализации. Обозначена позиция России по данным вопросам.

В международном масштабе повышение уровня глобализации и взаимозависимости, как главной составляющей этого процесса, — является предпосылкой перехода к новым структурам регулирования с применением наднациональных форм управления. Охрана окружающей среды, развитие атомной энергетики, информационные сообщества, образование — это лишь небольшой список областей, регулирование которых должно по определению выходить на качественно новый уровень. Однако подавляющее большинство представителей стран, составляющих основу международных организаций, находится лишь в начале сложного пути осознания необходимости и эффективности большего применения наднациональных инструментов для повышения степени управляемости сложной межнациональной международной экономической средой. В главе показано, что использование наднационального механизма во взаимодействии государств несет в себе потенциал более эффективного решения региональных, глобальных и национальных проблем.

В результате проведенного исследования были сформулированы основные положения работы (смотри раздел 1).

Ш. СПИСОК ОСНОВНЫХ ПУБЛИКАЦИЙ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Основные положения работы изложены в следующих публикациях.

(а) Монографии, главы в коллективных монографиях, учебные пособия:

Англия и Общий рынок. М: Наука 1988, 160 с., 10 п.л. ISBN 5-02-010707-7

Общий рынок: обострение противоречий. М.: Знание, 1986, 3,36 п.л.

«Английский капитал в ЕС» в монографии «Власть крупного капитала» Отв. ред. Хесин Е.С., Шенаев В.Н. М.: Мысль, 1987, (1,5 п.л. из 18 п.л.)

Глава «От Римского договора к единому европейскому акту» и глава «Движение к политическому союзу» в монографии «1992 год: новые контуры Западной Европы», под ред. Барановский В.Г., Зуев В.Н., Хесин Е.С.. М.: Мысль, 1992, автор 2-х глав и отв. редактор, 2,5 п.л.

“EU: nucleus of European integration” in a book “In from the cold”, Ed. Hans-Joahim Spanger. Westview Press, 1992, 25pp.

Формирование общей модели экономического развития стран ЕС, глава в «Западноевропейские модели социально-экономического развития». Отв. ред. Гутник В.П., М.: ИМЭМО РАН, 2000, 1,2 п.л.

Перспективы интеграционных процессов. Перспективы развития западноевропейских стран до 2015 года. Прогноз. М.: ИМЭМО, 2000, соавт. Гутник В.П., личная часть – прогноз по ЕС (1,0 п.л.).

Европейский союз на пороге XXI века: выбор стратегии развития. Под ред. Ю.А. Борко. Москва: Эдиториал УРСС. 2001. – 472с., глава - 1,1 п.л. (соавт. - Гутник В.П., Хесин Е.С.).

Прогноз развития ЕС, в книге «Мир на рубеже тысячелетий» (прогноз развития мировой экономики до 2015г.). Рук. Мартынов В.А., Дынкин А.А. М.: ИД Новый Век, 2001, 592с., личная часть 1,0 п.л.

Западноевропейские страны: особенности социально-экономических моделей. Отв. ред. Гутник В.П. М.: Наука, 2002, 271 стр., глава -1,2 п.л.

Расширение ЕС и экономические интересы России. Расширение ЕС на Восток. Предпосылки, проблемы, последствия. Отв. Ред. Арбатова Н.К. и др. Москва: Наука, 2003, 24 стр., глава в соавт.

Программа повышения конкурентоспособности (опыт ЕС). Конкурентоспособность и модернизация экономики. Отв. ред. Е.Г.Ясин. Том 2. М.: ГУ-ВШЭ, 2004, 1,0 п.л.

Роль институтов в модернизации ЕС. Модернизация экономики и выращивание институтов. Отв. ред. Е.Г.Ясин. Том 1, М.: ГУ-ВШЭ, 2005, 1,0 п.л.

Раздел «Международные финансовые организации» в монографии Проблемы эффективности и реформы системы международных многосторонних институтов. Под ред. М.В.Ларионовой. М.:ГУ-ВШЭ, 2007, 2,0 п.л. в соавт.

Глава "Новые инструменты приспособления стран ЕС к глобализации" в монографии под ред. Фаминского И.П. "Национальная экономика в условиях глобализации". М.: Магистр, 2007, 1,0 п.л.

Феномен наднационального хозяйственного механизма Европейского союза. М.: ГУ-ВШЭ, 2007. 14,25 п.л., 255 с.- ISBN 978-5-7598-0489-5.

Энергетическая политика ЕС как фактор формирования международной системы энергетической безопасности. Энергодиалог РФ - ЕС. Комитет по энергетической политике, РСПП. М.:2008, 4 п.л.

Территория кризиса: принципы экономического ориентирования. М: Магистр, 2009 – 95с., 5,88 п.л.

Глобальное экономическое регулирование. Отв. ред. Зуев В.Н. М.: Магистр, 2009 – 559с. Автор 7 глав и редактор, личный вклад 6,1 п.л.

(б) Статьи в журналах входящих в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий ВАК РФ:

Аграрная политика ЕЭС. «Мировая экономика и международные отношения». № 11, 1982, 0,4 п.л.

Англия в Общем рынке. «Мировая экономика и международные отношения». №5, 1983. С.84-90, 1,0 п.л.

Государственно-монополистическое регулирование капиталистической экономики. «МЭиМО» № 2, 1984, 0,5 п.л.

Современное состояние и итоги развития западноевропейской интеграции. «МЭиМО» № 5, 1987, 1,1 п.л.